Найти тему
Жена с приданым

Не "Пиши, сокращай" единой. 3 полезных книги для копирайтеров (и 3 бесполезных)

"Пиши, сокращай" - книга Максима Ильяхова, созданная для всех, кто работает с текстами. Книга хорошая, хотя многие обоснованно замечают, что для такого названия её объем и великоват. И читать её копирайтерам, определенно, стоит - она научит доносить свои мысли лаконично и убедительно.

Но ведь есть и другие хорошие книги для копирайтеров. Сегодня я поделюсь книгами, которые показались мне наиболее интересными.

Три полезных книги для копирайтеров

1. Клод Хопкинс "Моя жизнь в рекламе"

Клод Хопкинс - человек, стоявший у истоков рекламных текстов. Он создавал рекламные объявления еще в начале XX века и вывел основные принципы, которые и сейчас актуальны для рекламных текстов. Я прочитала эту книгу где-то в начале своей карьеры, и именно она указала мне на некоторые ошибки, которые я совершала, пытаясь писать продающие тексты. Хопкинс не приводит никаких готовых формул, однако его книга позволяет понять, как работает рекламный текст, и что нужно учитывать при его создании.

Фото обложки - для иллюстрации
Фото обложки - для иллюстрации

2. Джозеф Шугерман "Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера"

Шугерман - действительно выдающийся копирайтер и маркетолог, который вел активную работу в 1970-1990х годах. В своей классической книге он делится конкретными приемами, которые помогут копирайтеру создать сильный работающий текст и на практике проверить, насколько он эффективен. Сейчас можно купить переиздание книги под названием "Как создать крутой рекламный текст" - это, по сути, та же книга, но адаптированная.

Эту книгу копирайтеру стоит сделать настольной. Даже неопытный копирайтер с её помощью сможет написать сильный текст.

Обложка книги - для иллюстрации
Обложка книги - для иллюстрации

3. Алексей Иванов "Как придумать идею, если вы не Огилви"

Алексей Иванов - мастодонт российской рекламы и маркетинга. Его книги лучше читать в печатном виде - обычно он иллюстрирует их конкретными примерами с изображениями, и на слух воспринять это тяжело (по личному опыту). Книга "Как придумать идею, если вы не Огилви" - пособие для тех, кого посетил творческий кризис. Несмотря на то, что эта книга предназначена скорее для рекламных копирайтеров - тех, которые создают рекламные идеи и маркетинговые концепции, для нас с вами она тоже может быть полезна.

В книге приводятся приемы, которые позволят придумать сильную рекламную идею, которая зацепит. Эти приемы полезно освоить и авторам рекламных текстов - т.к. в коммерческих текстах они используются довольно редко, применение этих приемов может помочь придумать нешаблонный ход и для текста. И уж точно находкой книга будет для тех, кто не только пишет тексты, но и подбирает/делает для них иллюстрации.

Я иногда работаю с буклетами, где текст идет в сцепке с оформлением, и готовлю не только текст, но и рекомендации дизайнерам, какой должна быть картинка. А потому для меня книга оказалась, определенно, интересной.

Обложка книги - для иллюстрации
Обложка книги - для иллюстрации

А какие книги я не рекомендую?

Предупреждаю сразу: здесь будет сугубо моё субъективное мнение. Мне эти книги показались не слишком полезными для работы копирайтера. Однако в Литинституте меня научили принципу: "Важно, не что читаешь. Важно, кто читает". Кто-то наверняка сможет найти в этих книгах пользу для себя. Но я, увы, не их читатель.

1. Огилви "О рекламе"

Рекламист Дэвид Огилви рассказывает о рекламном закулисье. Книгу можно читать для общего расширения кругозора, но, во-первых, в ней описываются американские реалии, которые не вполне совместимы с российскими, а во-вторых, здесь мало того, что мог бы применить в своей работе именно автор текстов.

2. Пётр Панда "Тексты, которым верят"

Пётр Панда - современный российский копирайтер, автор рекламных текстов, книг и основатель собственной школы "Панда копирайтинга". На мой вкус, в книгах Петра Панды изложены азбучные истины, разбавленные его личным видением. Если вы опытный автор, вряд ли вы найдёте в книгах и курсах Петра что-то, чего сами не знаете.

Личное видение Петра также во многом идёт вразрез с моим - например, он советует писать "позитивные тексты", которые мне кажутся перегруженными лишней информацией и излишним для бизнес-текстов юморением и некоторым панибратством. Принципы инфостиля Ильяхова, на мой взгляд, куда лучше подходят для решения задач бизнеса.

3. Алексей Иванов "Страх в рекламе"

Книга построена по тому же принципу, что и "Как придумать идею..." - автор делится тем, как применять в рекламе страх. Но здесь фактически собраны не приемы, а удачные иллюстрации, в основном визуальные. Книгу интересно полистать, но для работы автора, пишущего тексты, она практически бесполезна.

А какие полезные книги для копирайтеров читали вы? Дополняйте список!