Найти тему

[Картинка: img_94]

[Картинка: img_95]

ГЛАВА V. С ЧЕТВЕРТОГО ПО ШЕСТОЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Направляюсь в Святую Палестину,

Проворно мы почистили ровный рассол,

Все в массиве из лазурной стали.;

На взмахе нашего оружия играла бы,

И заставлял пляшущие волны светиться;

Высоко на трофейном носу,

Многие воины-менестрели размахивали

Его звучащая арфа, и смело поется.

—Уортон,Крестовый поход.

[1195-1229 гг. н. э.]

Войны и восстания занимали все мысли Саладина, и он не установил никаких принципов преемственности. Трое из его многочисленного потомства стали правителями Алеппо, Дамаска и Египта; у других были владения поменьше, а эмиры и атабеки Сирии снова боролись за независимость. Солдаты покойного султана сплотились вокруг его брата Сафедина [Саиф ад-Дина], чья мудрость и доблесть были им знакомы. Как с помощью хитрости, так и с помощью либеральной политики он создал обширную империю в Сирии, и он был самым могущественным из всех мусульманских князей, когда наступило время истечения срока действия мира. Однако сарацинская власть была на некоторое время парализована ужасным голодом в Египте, и латины в Палестине также страдали от плачевного состояния этого общего зернохранилища.

Рыцари Святого Иоанна обратились за помощью к Европе, и особенно к Англии, и умоляли, чтобы новые армии двинулись в Палестину и уничтожили измученных мусульман.

ПАПА ЦЕЛЕСТИН III ПРИЗЫВАЕТ К КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ (1195 ГОД Н. Э.)

[1195-1198 гг. н. э.]

За два года до этого благоприятного момента смелый и амбициозный папа Целестин III снова затрубил в военную трубу. Франция еще не оправилась от своих потерь в Третьем крестовом походе, и Филипп Август выслушал призыв с безразличием. Многие жители Англии записали свои имена как святых воинов, получили духовное отпущение грехов, а затем отказались от своих благочестивых решений. Папа обрушил свои громы на тех, кто оставил свою профессию, за исключением некоторых законных причин; но все мысли о крестовом походе постепенно угасли в Англии, поскольку король был слишком занят политическими проблемами, чтобы поощрять его. Но иногда в его голове возникали дикие планы войны, и ранние авторы приписывали его бесстрашному духу грандиозный замысел завоевания Египта и, после завоевания Святой Земли, завладения Константинопольским престолом.

Столь же амбициозные замыслы вынашивал император Генрих, враг Плантагенета. Поддерживаемое имперским влиянием, духовенство успешно проповедовало крестовый поход во всех германских государствах. Император заявил, что он предоставит проезд как богатым, так и бедным, которые пожелают поехать. Но, несмотря на влияние, он не был поглощен любовью к бесплодной славе, и когда владение Сицилией показалось ему легким достижением, он отложил собирание лавров в Палестине до тех пор, пока не добавил великое государство к своей империи в Европе. Танкред, принц Сицилии, недавно умер, и Генрих, по праву своей жены Констанцы, предъявил свои права. Это отступничество от священной войны было объявлено в соответствии с мнением его мудрейших князей и лордов, и оно не погасило дух фанатизма и романтики.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ИЛИ НЕМЕЦКИЙ) КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1195-1198 Гг. Н. Э.)