Найти в Дзене

ПОЖЕРТВОВАНИЕ ОТ КОНСТАНТИНА

[776-780 н. э.]

Однако, по-видимому, не все было сделано для удовлетворения притязаний папы. Обнаруживается еще один и другой титул почти имперской власти. Теперь, впервые по прошествии четырех с половиной столетий, обнаруживается, что все, что Пипин или Карл Великий даровали Римской церкви, было незначительной частью того более обширного владычества, которое первоначально было предоставлено престолу Петра“благочестивым императором Константином”.

Выражения, используемые папой римским для обозначения масштабов этого предполагаемого пожертвования, не свободны от неопределенности и двусмысленности. Наделение“верховной властью над всем регионом Запада”, якобы дарованное Константином Великим, должно было охватывать гораздо больше, чем территории, переданные деяниями Пипина и Карла Великого. Поэтому подразумевается, что, хотя эти князья поступили щедро со стороны церкви, они, несмотря на это, не выполнили бы весь свой долг до тех пор, пока не передали бы во владение все, что было включено в первоначальный дарственный акт. Карл Великий, по-видимому, должен был считать себя простым душеприказчиком своего предшественника Константина Великого; и в этом качестве очевидно, что он должен занимать гораздо менее почтительное положение, чем в качестве непосредственного покровителя и благодетеля.

Фиктивное пожертвование было представлено ему как абсолютное по своим условиям; следовательно, как немедленное освобождение имущества, переданного во исполнение его положений, от всех сборов, обязанностей и каких бы то ни было условий, на которые может претендовать рука, через которую оно перешло законному владельцу. Он был значительно намекнул, что его прошлые заслуги были проведены папа, чтобы объединить в его обязательств на будущее; что он должен думать меньше льгот ему было присвоено чем обязанностей, он может по праву быть призваны выполнять; и что, пока есть хотя бы один пункт из бесконечного долга наследство ему великий наследодателя остался неоплаченный, он должен считать себя должником Бога и св. Петра в целом.

Вряд ли было бы справедливо предполагать, что дерзкая подделка, впоследствии известная под названием "Коронация Константина", все еще нашла свою подходящую нишу в архивах Латерана или что она была включена в число документов, которые папа поручил своим посланникам предъявить Карлу Великому. Но среди множества нетерпеливых искателей желаемое, как правило, находится достаточно близко для целей менее щепетильных из числа. В царствование папы Адриана I стремление к территориальным приобретениям стимулировалось успехом до такой степени интенсивности, которая едва ли могла сравниться с историей светских амбиций. При таком расположении духа легкомысленная традиция могла бы послужить хорошей почвой для самых экстравагантных утверждений; и фабрикация внешнего доказательства того, что уже было зарегистрировано в умах людей как признанный факт, могла бы показаться простым снисхождением к естественной приверженности человечества обычным и привычным способам доказательства.

[Картинка: img_127]

Очень ранняя греческая рукопись Книги Бытия, подаренная королевой Елизаветой сэру Джону Фортескью

Временный визит Карла Великого в Италию в 776 году, по-видимому, на данный момент рассеял опасения папы. Четыре года спустя период мира на его саксонской границе и временное подчинение его беспокойного вассала Тассило Баварского оставили Карла Великого в покое, чтобы распутать своим присутствием опустошенное состояние итальянских дел. Вероятно, ему не терпелось лично ознакомиться с причинами существующих беспорядков, а также получить объяснение нарушения гармонии его переписки с папой римским, которого он искренне почитал и был расположен поддержать. Однако критическое состояние побережий и границ, описанное ему Адрианом, по-видимому, не произвело серьезного впечатления. Военные приготовления не считались необходимыми, и зимой 780 года Карл Великий в сопровождении своей супруги Хильдегарды, двух своих малолетних сыновей Карломана и Людовика и в сопровождении только своих обычных домашних войск и сторонников пересек Альпы в Италию. Летописцы той эпохи описывают экспедицию как визит преданности.

ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ВЪЕЗД КАРЛА ВЕЛИКОГО В ИТАЛИЮ

[780-786 гг. н. э.]

Весной 781 года Карл Великий в третий раз прибыл в Рим, где отпраздновал великий праздник Пасхи. Папа Адриан по этому случаю даровал право крещения двум молодым принцам, изменив имя старшего с Карломана на Пепин в честь своего деда; и в тот же момент он короновал старшего“королем лангобардов”, а младшего (Людовика) королем Аквитании. Эта честь была принята, вероятно, по просьбе короля, без каких-либо опасений относительно выводов, которые впоследствии могут быть сделаны из этого или прошлых проявлений снисходительности подобного характера. Карл Великий никогда не стеснялся использовать церковь или понтифика для достижения своих политических целей; и теперь он призвал Адриана поддержать увещевания, которые он счел необходимым обратиться к своему племяннику Тассило с помощью своего духовного авторитета.

Карл Великий не мог не признать, что он был в большом долгу перед церковниками за усмирение его саксонских приобретений; и в награду за это сотрудничество он не был склонен отказывать своим духовным союзникам в важной доле прибыли от победы. Но сознание нынешней власти закрывало любой зловещий взгляд в будущее. Церковь была, в конце концов, в его руках не более чем инструмент для достижения своих целей; что она должна стать его любовницей был отдален от его созерцания; и не приходится удивляться тому, что он должен был определить ее интересы с интересами своего правительства в этом духе благодарности, которые могли бы в дальнейшем быть принято носить аспект уважения очень способствует прогрессу иерархических притязаний.

Обе стороны в основном были склонны рассматривать друг друга как средство и инструменты для продвижения своих отдельных интересов. Но отсутствие какой-либо реальной взаимности в условиях договора не могло не очень скоро стать очевидным. Никакая временная выгода не могла быть дарована папой соразмерно тем жертвам, которые монарх постоянно был призван принести ненасытной жажде святого престола о тех существенных дополнениях, той дорогостоящей поддержке, той обременительной защите, на которые он, как считалось, поклялся. Такое понимание не могло длиться дольше, чем в то время, когда одна или обе стороны руководствовались скорее религиозными, чем просто эгоистичными мотивами. Взгляды папы Адриана не имели в них ничего собственно религиозного характера; его переписка-всего лишь эхо одного пронзительного крика о“большем”. “Даруй, даруй, наделяй, восстанавливай, и благословенный Петр непременно пошлет тебе победу и процветание”. Это бремя папских посланий от рождения до завершения союза. Определенное совпадение интересов, подкрепляемое религиозным и лояльным характером Карла Великого, до сих пор скрепляло союз; но, хотя результат можно было бы упустить из виду, ясно, что, как только эти интересы разойдутся или перестанут существовать, не осталось ничего, что могло бы помешать им впасть в непримиримое противостояние. Даже в течение этого периода кажущегося согласия и сердечности могут быть обнаружены некоторые симптомы такого расхождения.

[786-795 гг. н. э.]

В 786 году Карл Великий нанес четвертый визит в Рим; и после выполнения обычных молитвенных упражнений в главных святынях и церквях он занялся задачей приведения непокорного герцога Беневенто к послушанию. Примирение было легко достигнуто; Карл Великий принял возобновленные клятвы верности герцога и его вассалов и увез с собой Гримвальда (Grimoald), второго сына Арихиса (Arighis), в качестве залога будущего послушания герцога и его подданных. Никто не обратил внимания на притязания папы на территорию Беневенто, и папа Адриан еще раз увидел, как его королевский покровитель уехал, не получив самого близкого его сердцу предмета. В течение оставшейся части его понтификата мы не прослеживаем никаких дальнейших попыток со стороны папы реализовать свой любимый проект возвышения. Кратковременное охлаждение, последовавшее за поражением калабрийских греков, не привело к реальному отчуждению между ним и его великим покровителем; и Адриан умер (795), полностью наслаждаясь доверием и уважением Карла Великого.

ЦАРСТВО ПАП

В конце царствования Карла Великого владений Римской церкви таким образом могут быть выявлены с существующими географических отделов: (1) по основаниям, право или претензия на право, возникая перед дарение Пипина, понтифики осуществляли временную юрисдикцию над городом и княжеством Риме, как она существовала под византийское господство, понимая, как так может теперь быть установлена, современный район с расстановкой известен под названием“вотчина надлежащее,” вместе с тем большая часть, если не вся в Кампанья-Ди-Рома, как далеко на юг, как Террачина. (2) Благодаря пожертвованиям Пепина и Карла Великого Римская церковь передала во владение город и экзархат Равенны, включающий современные представительства Болоньи, Романьи, Урбино и Феррары, с герцогствами Парма и Модена и частью венецианской твердой земли в устьях реки По.

Но эти обширные территории страны рассматривались папами лишь как часть их притязаний в соответствии с договорами Понтиона и Кьерзи и пожертвованием Карла Великого. Это притязание распространялось на острова Корсика и Сардиния, на все герцогства Беневенто и Сполето, а также на все остальные владения византийцев в южной Италии, включая Калабрию и прилегающий остров Сицилия; таким образом, в совокупности они составляли почти всю Италию к югу от реки По, простираясь оттуда вдоль восточного склона реки По. Апеннины простираются до самой южной границы современного великого герцогства Тоскана, а оттуда расширяются по всей ширине полуострова до крайних побережий, охватывая все большие прилегающие острова и территорию Истрии на северо-восточном побережье Адриатического моря. Папа Адриан I умер 26 декабря 795 года, после необычайно долгого понтификата, длившегося двадцать три года и более. Когда Карл Великий услышал о его кончине, нам говорят, что он оплакивал его, как брата.

[795-800 гг. н. э.]