Найти тему

[Картинка: img_51]

[Картинка: img_52]

ГЛАВА X. АРАБСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ТЕКОРАН

Коран почитается мусульманами с величайшим почтением. К книге не должен прикасаться никто, кроме мусульманина, и даже верующий, за исключением тех случаев, когда он свободен от загрязнения. Независимо от того, был ли Тикоран сотворен или нет, он был предметом споров, порожденных самыми жестокими преследованиями. Ортодоксальное мнение состоит в том, что оригинал был написан от века на сохранившемся столе. Они верят, что полная расшифровка этого была принесена на нижние небеса (на луну) ангелом Гавриилом: и оттуда взята и показана Мухаммеду один раз в год его миссии и дважды в последний год его жизни. Однако они утверждают, что это было только по частям, что несколько частей были открыты ангелом пророку, и что он немедленно продиктовал то, что было открыто его секретарю, который записал это. Каждая часть, как только она была таким образом переписана, была передана его ученикам, чтобы они выучили ее наизусть; а затем была помещена в то, что он называл сундуком своего апостольства. Этот сундук пророк оставил на попечение своей жены Хафсы. Настоящая книга была составлена частично из этих разрозненных обрывков, а частично из воспоминаний его товарищей.

Когда мы рассматриваем способ, которым был составлен Коран, мы не можем удивляться, что он настолько бессвязен, каким мы его находим; книга разделена на главы; из них некоторые очень длинные; другие, особенно несколько ближе к концу, очень короткие. У каждой главы есть заголовок с префиксом, взятый из первого слова или из какой-то одной конкретной вещи, упомянутой в ней, редко из ее предмета; поскольку, если глава имеет какую-либо длину, она обычно затрагивает различные темы, которые не имеют никакой связи друг с другом. Знаменитый комментатор разделяет содержание Корана состоит из трех общих глав: (1) Предписания или указания, относящиеся либо к религии, как молитвы, пост, паломничества; либо к гражданскому государству, как браки, наследование, судебные решения. (2) Истории, некоторые из которых взяты из Священных Писаний, но сфальсифицированы с невероятными добавлениями; другие полностью ложны, фактически не имеют под собой никаких оснований. (3) Наставления: под заголовком которых содержатся призывы принять исламизм; бороться за него, следовать его заповедям, молитве, милостыне и т. Д.; моральные обязанности, такие как справедливость, воздержание и т. Д., обещания вечного блаженства послушным, отговаривающие от греха, угрозы адских наказаний неверующим и непослушным. Многие угрозы направлены против конкретных лиц, а иногда и против членов собственной семьи Мухаммеда, которые выступали против него в пропаганде его религии.

В Коране вводится Бог, говорящий:“Мы дали тебе книгу”. Из этого следует, что самозванец рано опубликовал в письменном виде некоторые из своих основных доктрин, а также некоторые из своих исторических отношений. Так, в его жизни, стр. 16, мы находим его учеников, читающих двадцатую главу Корана перед его бегством из Мекки; после чего он притворился, что ему были принесены многие откровения из других глав. Несомненно, все то, что, как говорят, было открыто в Медине, должно быть позже того, что он тогда опубликовал в Мекке, потому что он еще не был в Медине. Многие части Корана, как он заявил, были принесены ему ангелом Гавриилом по особым случаям. Соответственно, комментаторы Корана часто объясняют отрывки в нем, рассказывая о случае, когда они были впервые раскрыты. Без такого ключа многие из них были бы совершенно непонятны.

В Коране есть несколько противоречий. Чтобы примирить их, мусульманские врачи изобрели доктрину отмены, то есть то, что было открыто в одно время, было отменено новым откровением. Многое из этого настолько абсурдно, пустяково и полно тавтологии, что требуется немалое терпение, чтобы прочитать большую его часть за один раз. Несмотря на это, мусульмане воспевают Коран как неподражаемый. Соответственно, когда Мухаммеда призывали, как это часто бывало, творить чудеса в доказательство его божественной миссии, он оправдывался различными предлогами и обращался к Корану как к постоянному чуду. Каждая глава Корана разделена на стихи, то есть строки разной длины, заканчивающиеся одной и той же буквой, чтобы создать разную рифму, но без учета меры слогов.

Мусульманская религия состоит из двух частей: веры и практики. Веру они делят на шесть статей: (1) Вера в единство Бога, в противоположность тем, кого они называют соучастниками; под этим именем они подразумевают не только тех, кто, помимо истинного Бога, поклоняется идолам или низшим богам или богиням, но и христиан, которые придерживаются божественности Христа и учения о Троице. (2) Вера в ангелов, которым они приписывают различные формы, имена и должности, заимствованная у евреев и персов. (3) Священные Писания. (4) Пророки; на этой главе Коран учит, что Бог открывал свою волю различным пророкам в разные века мира и давал ее в письменном виде Адаму, Сифу, Еноху, Аврааму и т. Д.; но эти книги утеряны; что впоследствии он дал Пятикнижие Моисею, Псалмы Давиду, Евангелие Иисусу и Коран Мухаммеду. Текоран с большим почтением говорит о Моисее и Иисусе, но говорит, что Священные Писания, оставленные ими, были сильно изуродованы и искажены. Под этим предлогом он добавляет очень много сказочных отношений к истории, содержащейся в этих священных книги и обвиняет евреев и христиан в сокрытии многих пророчеств, касающихся Мухаммеда (клевета, которую легко опровергнуть, поскольку Священные Писания были переведены на разные языки задолго до рождения Мухаммеда). (5) Пятая статья веры-воскресение и судный день, в то время как о промежуточном состоянии у мусульманских богословов есть различные мнения. Счастье, обещанное мусульманам в раю, полностью чувственно, состоит из прекрасных садов, богатой мебели, сверкающей драгоценными камнями и золотом, восхитительных фруктов и вин, которые не притормаживают и не опьяняют; но прежде всего, давая возможность испытать все прелести любви в обществе женщин с большими черными глазами и всеми чертами изысканной красоты, которые всегда будут оставаться молодыми и совершенными. Некоторые из их авторов говорят об этих райских женщинах в очень возвышенных тонах; рассказывая нам, например, что, если бы одна из них посмотрела ночью с небес, она осветила бы землю, как солнце; и если бы она только плюнула в океан, он сразу же стал бы сладким, как мед. Эти райские наслаждения, безусловно, были, поначалу, понимается буквально; однако мусульманские богословы, возможно, с тех пор аллегоризировали их в духовном смысле. Что касается наказаний, угрожающих нечестивым, то это адский огонь, дыхание горячих ветров, питье кипящей и вонючей воды, поедание шиповника и шиповника и горьких плодов дерева Закум, которые в их животах будут ощущаться как кипящая смола. Эти наказания должны быть вечными для всех, кроме тех, кто принимает исламизм; ибо последние, претерпев несколько лет, пропорционально своим недостаткам, затем, если у них было столько веры, сколько равно весу муравья, будут освобождены милостью Божьей и, по ходатайству Мухаммеда, допущены в рай.

Шестая статья веры состоит в том, что Бог предопределяет все, что должно произойти, не только все события, но и действия и мысли людей, их веру или неверие; что все, что произошло или произойдет, было от вечности записано в сохраненной или секретной таблице, которая представляет собой белый камень огромных размеров, сохраненный на небесах, рядом с престолом Божьим. Согласный с этим мнением, один из их поэтов так выражает себя:“Что бы ни было написано против тебя, сбудется, то, что написано для тебя, не потерпит неудачи; предайся Богу и знай, что твой Господь силен, его постановления непременно исполнятся; его слуги должны молчать”.

Из их четырех основных принципов практики первый-это молитва. Эта обязанность должна выполняться пять раз в течение двадцати четырех часов: (1) Утром до восхода солнца; (2) когда полдень миновал; (3) незадолго до захода солнца; (4) немного после захода солнца; (5) перед первой ночной вахтой. Перед молитвой они должны очиститься омовением. Некоторые виды загрязнения требуют погружения всего тела в воду, но обычно достаточно вымыть только некоторые части тела: голову, лицо и шею, руки и ноги. В последнем омовении, называемом водху, мелкий песок или пыль могут использоваться, когда нет воды; в таком случае ладонь сначала кладется на песок, а затем должна быть нанесена на часть, необходимую для мытья. Мусульмане, из уважения к божественному Величию, перед которым они должны предстать, обязаны быть чистыми и приличными, когда они идут на публичные молитвы в своих мечетях; но все же им запрещено появляться там в роскошных одеждах, особенно в одежде, отделанной золотом или серебром, чтобы они не сделали их тщеславными и высокомерными. Женщинам не разрешается находиться в своих мечетях в одно и то же время с мужчинами; они думают, что это заставит их мысли отвлечься от их собственных дел там. По этой причине они упрекают христиан в неуместности противоположного употребления.

Следующий пункт практики-раздача милостыни, которая часто предписывается в Коране и считается весьма достойной. Многие из них были очень образцовыми в выполнении этой обязанности. Третий пункт практической религии-это пост в течение всего месяца Рамадан, в течение которого они должны каждый день воздерживаться от еды, питья или прикосновения к женщине с рассвета до заката; после этого они могут наслаждаться, как и в другое время. Из этого поста делается исключение в пользу стариков и детей; тех, кто также болен, или в путешествии; и женщины, беременные или кормящие грудью, также освобождаются в этом месяце. Но затем человек, пользующийся этим даром, должен искупить упущение, постясь равное количество дней в какой-нибудь другой месяц и раздавая милостыню бедным. Есть также несколько других дней поста, которые, по мнению более религиозных, соблюдаются описанным выше способом. Последняя практическая обязанность-совершить паломничество в Мекку, которое каждый способный мужчина обязан совершить один раз в своей жизни. В своих церемониях они строго копируют те, которые соблюдал Мухаммед. Паломничество может быть совершено только в месяц Зуль-Хиджа, но посещение Мекки может быть совершено в любое другое время года.b

ОЦЕНКА ДОЗИ О КОРАНЕ

Книга, в которой содержатся откровения, данные Мухаммеду, и которая в то же время является если не самым полным, то, по крайней мере, самым достоверным источником его биографии, содержит больше особенностей и отклонений, чем любой другой. Это сборник историй, наставлений, законов и т. Д., Расположенных рядом друг с другом без попыток установить хронологический или какой-либо другой порядок. Откровения редко были длинными, чаще всего они состояли из простых стихов, которые были записаны при жизни Мухаммеда или просто доверены памяти; ибо, как доказывает генеалогии и поэмы язычества, которые долгое время сохранялись только в устной традиции, современники Мухаммеда обладали памятью о чудесной силе, как это обычно бывает с людьми, которые мало пишут. Мухаммед называл все полные откровения сурой, или“кораном”. Первое из этих двух слов-древнееврейское, и оно буквально означает ряд камней в стене, а оттуда строку письма или книги; в Коране, как мы его знаем, оно имеет более широкое значение главы. В wordkoran, строго говоря, является инфинитивом, а значит,“читать, читать, выставлять”; это слово также заимствовано от евреев, которые употребляют в verbkara (читать) особенно в смысле изучать священные писания; но сам Мохаммед включены в nameKoran не только каждое отдельное откровение, но и объединение нескольких или даже всех из них.

[Картинка: img_53]

Образец арабской письменности

(Из старой рукописи Текорана)

Однако во времена Мухаммеда не существовало полного собрания текстов Корана; и если бы не забота первых трех халифов, он подвергся бы большому риску быть забытым. Какие резервы необходимы для признания полной подлинности текста священных писаний Востока! Пример евреев ясно показывает это. Уже во времена Мухаммеда было известно, что евреи изменили текст Ветхого Завета в нескольких местах; их обвиняли в этом, и этот факт был положительно доказан; в то же время в истории самого иудаизма были обнаружены причины для этих изменений, которые с определенной точки зрения кажутся необходимыми. У мусульман не было той же причины, что и у евреев, для добавления и изменения; но это не доказывает, что у них не было других причин.

Как бы то ни было, и каким бы ни было суждение, которое выскажут потомки относительно большей или меньшей подлинности Корана, совершенно очевидно, что расположение этой книги и ее разделение на суры или главы совершенно произвольно. И это не могло быть иначе; расстановка в соответствии с предметом была совершенно невозможна, ибо Мухаммед часто говорил в одном и том же откровении о совершенно разных вещах. Еще меньше можно было следовать хронологическому порядку: во-первых, потому, что сам Мухаммед во многих местах добавлял новые откровения к более древним; далее, потому что в те времена еще не было никого живого, кто знал бы точный момент, когда был открыт каждый стих. Совершенно справедливо, что в этот период человек, которого спросили, расположены ли фрагменты Корана в хронологическом порядке, ответил:“Даже если бы все люди и все джинны (демоны) попытались это сделать, они не смогли бы добиться успеха”. Таким образом, длина сур была взята за правило порядка, которому следует следовать, не соблюдая его слишком строго; сначала шла самая длинная, затем та, которая была ближайшей по длине, и так далее; так что ластсура в то же время самая короткая. Следствием этого является то, что откровения, относящиеся к очень разным эпохам, теперь смешиваются без порядка, так что подобной путаницы нет ни в одной другой книге; и это, прежде всего, делает чтение Корана таким трудным и утомительным.

Для верующих мусульман "Коран", то есть Слово Божье, которое не было создано, является самой совершенной книгой, которая существует как в материи, так и в форме, и это мнение таково, каким оно должно быть в естественном порядке вещей; но несколько странно, что предубеждение мусульман оказало на нас большее влияние, чем можно было бы ожидать. Напыщенная риторика и столь часто глупое скопление метафор, которые можно найти в Меккансурах, были восприняты всерьез как поэзия и, как следствие, вызвали восхищение; стиль вся книга считалась образцом чистоты языка. Трудно спорить по вопросу вкуса; у каждого человека есть свое личное мнение на этот счет, и его редко можно убедить изменить его. Но если мы должны привести наши собственные, мы должны признать, что среди наиболее известных древних арабских книг мы не знаем ни одной, столь лишенной вкуса и оригинальности, столь чрезвычайно многословной и утомительной, как "Коран".