Среди всех германских народов только франки стали католиками с момента своего первого появления в провинциях Римской империи. Это признание римского престола обеспечило важные преимущества франкской нации. В католических подданных своих врагов-ариан, западных готов и бургундов, франки нашли естественных союзников. Мы так много читаем о чудесах, которыми был одарен Хлодвиг,—как святой Мартин показал ему брод через Вьенну с помощью лани, как святой Хилари предшествовал своим армиям в огненном столбе—что мы не сильно ошибемся, если заключим эти легенды, чтобы подчеркнуть материальную помощь,оказываемую туземцами тем, кто разделял их веру и для кого, по словам Григория Турского, они желали победы“с жадностью”. Но эта привязанность к католицизму, с самого начала подтвержденная столь важными последствиями, впоследствии была возобновлена и мощно укреплена весьма своеобразным влиянием, исходящим с совершенно другой стороны.
Случилось так, что некоторые англосаксы, выставленные на продажу на невольничьем рынке Рима, привлекли внимание папы Григория Великого; он сразу же решил, что христианство следует проповедовать народу, откуда были взяты эти прекрасные пленники. Возможно, никогда ни один папа не принимал резолюции, из которой вытекали бы более важные результаты; вместе с доктринами христианства среди германских британцев нашло место почитание Рима и святого престола, какого никогда прежде не существовало ни в одной нации. Англосаксы начали совершают паломничества в Рим; они посылают туда свою молодежь для получения образования, и король Оффа установил налог, называемый“Св. Пенни Петра” для помощи паломникам и образования духовенства. Высшие чины отправились в Рим в надежде, что, умирая там, святые на небесах примут их с большей готовностью. Англосаксы, по-видимому, перенесли в Рим и христианских святых старое тевтонское суеверие, согласно которому боги описывались как более близкие к некоторым местам земли, чем к другим, и их легче умилостивить в местах, которые таким образом благоприятствуют.
Но помимо всего этого, результаты более высокой важности все же последовали, когда англосаксы перенесли свой образ мышления на материк и наполнили всю империю франков своим собственным мнением. Бонифаций (первоначально Уинфрид или Уинфрит), апостол германцев, был англосаксом; этот миссионер, в значительной степени разделявший почитание, исповедуемое его народом Святому Петру и его преемникам, с самого начала добровольно поклялся неукоснительно соблюдать все правила Римского престола; этого обещания он наиболее религиозно придерживался. На все основанные им немецкие церкви была возложена чрезвычайная обязанность повиновения. От каждого епископа требовалось прямо пообещать, что вся его жизнь будет проходить в неограниченном послушании римской церкви, святому Петру и его представителю. И он не ограничивал это правило только немцами. Галликанские епископы до сих пор сохраняли определенную независимость от Рима; Бонифаций, который не раз председательствовал на их синодах, воспользовался этими случаями, чтобы выразить свои взгляды на эту западную часть франкской церкви; с тех пор галльские архиепископы получили свой паллий из Рима, и таким образом преданное подчинение англосаксов распространилось на все королевство франков.
Империя теперь стала центральной точкой для всех германских племен Запада. Тот факт, что правящая семья, раса Меровингов, привела к своему собственному уничтожению своими убийственными зверствами, не повлиял на силу империи. Другая семья, семья Пепина Херистальского, достигла высшей власти—люди огромной энергии, возвышенной силы характера и неукротимой энергии. В то время как другие королевства погружались в одну общую руину, и мир, казалось, вот-вот станет добычей мусульман, именно эта раса, дом Пепина Херистальского, впоследствии названный карловингским, оказала первое и эффективное сопротивление мусульманским завоевателям.
[395-715 гг. н. э.]
Религиозному развитию, которое в то время шло, также в равной степени благоприятствовал дом Пипина; мы находим, что он рано сохранил лучшее взаимопонимание с Римом, и именно под особой защитой Чарльза Мартеля и Пепина ле Брефа Бонифаций продолжил свои апостольские труды. Давайте рассмотрим временное состояние папской власти. С одной стороны, Восточная Римская империя, ослабленная, пришедшая в упадок, неспособная поддержать христианский мир против исламизма или защитить свои собственные владения в Италии от лангобардов, все же продолжает претендовать на превосходство даже в духовных делах. С другой стороны, у нас есть германские народы, полные самой энергичной жизни; победившие мусульман, привязанные со всем свежим пылом и доверчивым энтузиазмом молодежи к той власти, в чьем защитном и ограничивающем влиянии они все еще чувствовали потребность, и исполненные безграничной и наиболее свободно выражаемой преданности.
Уже Григорий II осознал преимущества, которые он приобрел; полный гордого самосознания, он пишет так этому императору-иконоборцу Льву Исаврийскому:“Все страны Запада устремили свои взоры на наше смирение; ими мы рассматриваемся как Бог на земле”. Его преемники все больше и больше убеждались в том, что необходимо отделиться от державы (Римской империи), которая налагала на них многие обязанности, но которая не могла предложить им никакой защиты взамен. Они не могли спокойно допустить, чтобы наследование одного только имени и империи сковывало их, но скорее повернулись к тем, от кого также можно было ожидать помощи и содействия. Таким образом, они вступили в тесный союз с этими великими полководцами Запада, франкскими монархами; это становилось все ближе и ближе из года в год, обеспечивало важные преимущества обеим сторонам и в конечном итоге оказывало самое активное влияние на судьбы мира.c
С разделением империи в 395 году вопрос о римском первенстве Константинополя был на время отложен; но на Западе авторитет римского епископа становился все более и более прочным. В следующем столетии общие условия, в которых он был призван действовать, изменились настолько существенно, что образовали новый период в истории нашего предмета.
Характеры людей, занимавших папское кресло в течение этого столетия, большинство из которых были образцовыми людьми, некоторые из которых обладали выдающимся гением, одних только было бы достаточно,чтобы сделать его памятной эпохой.“В сознании Иннокентия I, - говорит Милман, - кажется, впервые отчетливо проявилась обширная концепция вселенского церковного превосходства Рима". Иннокентий I (402-417), по-видимому, действительно был первым из пап, кто осмелился отказаться от тех политических концепций, которые угрожали ограничить расширяющееся влияние его канцелярии. Иннокентия сменили Зосима (417-418) и Бонифаций (418-422). Первый, чей понтификат длился всего двадцать один месяц, демонстрирует примечательное исключение из традиций своего престола в том, что он в свое время проявил склонность мириться с пелагианством и даже пренебречь указами своего предшественника. Понтификат Бонифация примечателен тем, что ему предшествовали оспариваемые выборы, которые предоставили императору Гонорию возможность осуществить свое вмешательство, тем самым создав прецедент для имперского вмешательства в подобных случаях. По просьбе самого Бонифация Гонорий издал указ, призванный предотвратить скандалы, связанные с подобными состязаниями. Согласно новым положениям, вся агитация за вакантное кресло была строго запрещена; в случае спорных выборов оба кандидата должны были считаться неподходящими. Преемником Бонифация был Селестин I (422-432). Свидетельства, представленные событиями его понтификата, носят несколько противоречивый характер. С одной стороны, мы видим в церкви Африки выдвигая их последний записанный протеста против римских притязаний, ссылаясь на шестой канон Совета Nicæa в поддержку своего протеста; с другой стороны, успешное Селестина вмешался в Иллирике, и снова в связи с видит Нарбонна и Вьен, доказывает, что папская юрисдикция принимаются с ростом уважения, в других частях империи.
[418-461 гг. н. э.]
Варварское вторжение, хотя и привело к свержению многих институтов цивилизации, а также к повсеместным страданиям и социальному ухудшению, послужило лишь усилению влияния и значения римского престола. Очевидное исполнение пророчества, как языческого, так и христианского, когда город был взят и разграблен Аларихом (410), казалось, завершило уничтожение светской власти в Риме. Ни западные императоры, ни готские завоеватели не держали свой двор в древней столице, где папа теперь был одновременно самой важной и заметной властью. В африканских провинциях деморализация, вызванная ожесточенными спорами и разногласиями по поводу пелагианства и донатизма, вынудила католические общины сменить свое прежнее высокомерное отношение к независимости на обращение с мольбой и просить вмешательства и совета, которые они ранее отвергли. Таково было положение дел на Западе, когда Лев Великий (440-461), которого некоторые считали истинным основателем средневекового папства, унаследовал первенство. Гражданин Рима по рождению, он был примером в своем собственном характер многие из древнеримских добродетелей—стойкая приверженность традициям в вопросах религиозных убеждений, неукротимая решимость в отстаивании прерогатив своей должности и строгое выполнение признанных обязанностей в общественной жизни. Это строгое соблюдение ортодоксии было привито ему (или, по крайней мере, подтверждено) наставлениями Августина, с которым он лично познакомился, когда находился с миссией в африканской провинции; и до своего избрания в папский офис знаменитый Кассиан был столь высокого мнения о своих добродетелях и способностях как посвятить ему свой трактат о Воплощении. Действительно, рассматриваемый просто как способный противник манихейской и евтихианской ересей и как первый автор сборника, Лев занял бы немаловажное место в анналах латинского христианского мира; но его влияние на церковную историю в других отношениях гораздо глубже и мощнее. Ни в одном из них не последовало более важных результатов, чем успех, с которым он установил теорию о том, что все епископы, которые в важных вопросах возражали против решения своего митрополита, должны иметь право обратиться в Рим. Он добился признания этого принципа не только в Иллирии, как это сделал его предшественник Иннокентий, но и в Галлии; и обстоятельства, при которых он сделал это в последней провинции, составляют весь процесс памятным эпизодом в истории церкви.
[461-532 н. э.]
Главным препятствием для признания превосходства римского понтифика теперь было возрождение арианства, которое, исповедуемое как готами, так и вандалами, представляло собой господствующую веру в главных городах северной Италии, а также в Африке, Испании и южной Галлии. Но возникшее таким образом соперничество только усилило стремление католической партии возвеличить прерогативы своего главы, и отношение Рима к другим церквям продолжало все больше и больше демонстрировать бесспорное превосходство. В 483 году папа Феликс II (или III)[84] отважился на беспрецедентную меру, сославшись на Акация, патриарха Константинопольского, в Рим, чтобы ответить на некоторые обвинения, выдвинутые против него Иоанном, патриархом Александрийским, которого он назвал“брат и соепископ ностер” (Тиль,jEpistolæ, стр. 239). После отказа Акация признать законность цитируемого письма Феликс отлучил его от церкви. Преемник Феликса, Геласий I (492-496), отказался уведомить, как это было принято, о своем избрании Константинопольским патриархом и своим отказом косвенно поставил выдвиньте новое предположение, а именно, что общение с Римом подразумевает подчинение Риму. На протяжении всего понтификата Геласия первенство римского престола было бременем его многочисленных писем в другие церкви, и он, по-видимому, также был первым из понтификов, высказавшим мнение, что власть, которую он представлял, не контролировалась канонами синодов, будь то в прошлом или настоящем. В Италии эти предположения были безоговорочно приняты. Пальмарийский синод, как его называли, созванный в Риме во время понтификата Симмаха (498-514), формально отрекся от своего собственного права судить о его административных действиях. Эннодий, епископ Павии (около 510 года), заявил, что римского понтифика должен судить только Бог и что он не подчиняется никакому земному властителю или трибуналу. Таким образом, очевидно, что доктрина папской непогрешимости, хотя еще и не сформулированная, уже была фактически признана.
Во время правления готов в Италии (493-553) ее представители проявляли крайнюю терпимость по отношению к религиозным вопросам и не проявляли склонности накладывать какие-либо ограничения на политику пап, хотя каждый монарх в силу своего титула“короля римлян” претендовал на право вето на любые выборы на папскую кафедру. В 483 году, когда Одоакр отправил своего первого помощника Василия из Равенны в Рим, последнему были присвоены титулы minentissimus и sublimis. Соответственно, папа появился как политический подданный своего арианского сюзерена. Преимущество, полученное таким образом светской властью, по-видимому, явилось результатом ее вмешательства, которого Симплиций (468-483) сам добивался при выборах на папскую должность, и одним из главных действий Пальмарского синода (упомянутого выше) было отказ от главных мер Василия, которые были особенно направлены против злоупотреблений, которые преобладали в таких случаях, и, в частности, против взяточничества путем отчуждения церковных земель. Утверждение этой власти со стороны гражданской власти было заявлено синод был нерегулярным и неканоническим и, соответственно, был отменен как не имеющий обязательной силы для церкви. Ожесточенные состязания и бесстыдный подкуп, которые теперь сопровождали почти все выборы, воспринимались, однако, как настолько серьезный скандал, что сам синод счел целесообразным принять постановление, изданное Василием, и издать его в качестве одного из своих собственных постановлений. Чтобы более эффективно защититься от подобных злоупотреблений, Бонифаций II в 530 году получил от специально созванного для этой цели синода полномочия назначать своего собственного преемника и назначил одного Вигилия—того самого, который десять годы спустя на самом деле сменил должность. Но второй синод, решив, что такая уступка противоречит традициям епископской преемственности, отменил грант, и сам Бонифаций предал прежний указ огню. Однако после его смерти повторение старых злоупотреблений в еще более вопиющей форме побудило сенат добиться от Равеннского суда проведения реформы более всеобъемлющего характера, призванной пресечь не только симонианскую практику внутри самой церкви, но и вымогательство со стороны придворных чиновников.
[Картинка: img_122]
Древнее представление о Святом Петре
(С гравюры на дереве в Национальной библиотеке, Париж)
[526-590 н. э.]
В 526 году Дионисий Эксигуус, монах в Риме, предпринял работу по подготовке нового сборника канонов соборов и, найдя, что его труд был одобрен, приступил также к составлению аналогичного сборника папских писем или декреталий, начиная с самых ранних дошедших до нас до Анастасия II в его собственные дни. Таким образом, письма пап были поставлены на один уровень с рескриптами императоров и в сочетании с канонами легли в основу канонического права, которое впоследствии приобрело такое значение в связи с историей церкви. Тем не менее, можно сказать, что отрицательная ценность коллекции, созданной Дионисием, почти равна ее фактическому содержанию; ибо из того простого факта, что в ней нет тех еще более ранних декреталов, которые впоследствии были представлены псевдо-Исидором, она дает наиболее убедительное доказательство их подлинности.