Найти тему

ЦЕРКОВНЫЙ ФЕОДАЛИЗМ

Даже духовенство имело свое место в этой системе. Епископ, ранее“защитник города”, часто становился его графом, путем традиционной узурпации или явной королевской уступки, когда король объединял графство и епископство, светскую и духовную власть. Это делало епископа сувереном всех владык своей епархии.

Помимо своей десятины, церковь обладала, благодаря пожертвованиям верующих, огромным богатством, и, чтобы защитить его от разбоя того времени, она прибегла к светскому оружию. Она выбрала мирян, мужественных и мудрых людей, которым доверила свою собственность, чтобы они могли защитить ее, если потребуется, на острие меча. Но эти поверенные монастырей и церквей поступили как графы короля—сделали свои функции наследственными и забрали себе богатство, вверенное их попечению. Однако они снизошли до того, чтобы считать себя вассалами тех, кого они ограбили, и поклялись в вере и почтении при обычных условиях естественного права и личной службы.

Аббаты и епископы в результате стали сюзеренами, светские лорды, имеющие многочисленных вассалов, готовых взяться за оружие за их дело, суды—фактически все прерогативы, которыми пользовались крупные землевладельцы. Были епископы, герцоги и епископы-графы, сами вассалы более крупных лордов и особенно короля, от которых они получали инвеституру имущества, принадлежащего их церквям, или, как это называлось, их мирским владениям.

Этот церковный феодализм был настолько обширен, настолько силен, что во Франции и Англии он владел в средние века более чем пятой частью всей земли; в Германии почти треть. Ибо не было в этом разница между церковью и королем, что последний, завоевание когда-то сделал, получил не более, а, наоборот, постоянно отдавал, пока оно не сбылось, что он обладал ничем, кроме города Лан; а церковь, если она потеряет часть своей земли (сложная вещь, поскольку она отлучения от церкви, чтобы отстоять ее), приобретает все больше с каждым днем, поскольку мало кто из верующих умер, не оставив ей что-то. И вот так получилось, что она постоянно получала все больше и никогда или очень редко от чего-то отказывалась, да и то только тогда, когда это у нее отнимали силой.Я

То, как церковь часто теряла свою собственность в феодальные времена, описано Карлом Спаннагелем:

ЦЕРКОВЬ И ФЕОДАЛЬНАЯ АРМИЯ

Епископы и аббаты, как землевладельцы, вышли на поле битвы во главе своих отрядов. Они часто носили доспехи под своими священническими одеждами, и они не уклонялись от реальных боевых действий. Забота о душах (если такое выражение можно употребить по отношению к священническому сановнику Средневековья), которая даже в мирное время предъявляла к ним лишь незначительные требования, должна была почти исчезнуть при таких обстоятельствах в полевых условиях. Рассказ епископа Пражского Даниила, ухаживающего за ранеными и оказывающего им духовное утешение, имеет современный иностранный оттенок. Только специальное королевское разрешение могло освободить епископов и их соответствующих настоятелей от появления во главе своих людей.

Но король не предъявлял таких частых требований к участию духовных сановников в походах, как мы склонны думать. Эта идея возникла из приказа Оттона II в 981 году, который требовал личного командования их контингентами из семи епископов и семи настоятелей, в то время как двенадцати епископам и трем настоятелям велено было только отправлять свои документы императору. Заместителями епископов и настоятелей в этом случае будут священники или вассалы их епархии или настоятели.

Следует отметить, что иммунитет, значение которого так возросло со времен Карловингов, не оказал никакого влияния на военные обязательства церквей, которым он был адресован. В большинстве документов об иммунитете воинская обязанность не затрагивалась, поэтому считалась чем-то вполне самостоятельным. В некоторых прямо упоминается, что noindex publicus должен осуществлять запрет на ношение оружия в конкретном монастыре, но это не изменило обязательств самих настоятелей. Напротив, в привилегии Оттона I на епископство Вормса сохранена фраза из документа Людовика Благочестивого, в котором говорится, что военные последователи людей церкви должны призываться только в интересах королевства. Передача их службы князьям имела большее значение для военных обязанностей церкви, чем иммунитет.

Однако такие переводы относятся только к монастырям, а не к епископствам. Существовало два различных вида освобождения—либо король отдает рассматриваемый монастырь лорду своего королевства в качестве одолжения или в качестве своей собственности, так что (навсегда или на время) он перестает быть королевским монастырем, либо он забирает часть его земельной собственности и передает ее мирским принцам, которые с этого момента выполняют военные обязанности, до сих пор относящиеся к монастырю. Таким образом, монастырь остается королевским, только он освобожден от военных обязанностей. К этим двум возможностям была добавлена третья. Очень часто знатные лорды не ждали инициативы короля, чтобы обогатиться церковным имуществом, но захватывали его за свой счет и любыми способами завладевали вожделенным монастырем.

При таких насильственных мерах, конечно, не было юридического принятия обязательств, которые монастырь был обязан королевству. Но нет никаких сомнений в том, что приобретенное таким образом имущество было учтено при оценке услуги, причитающейся королевству новым владельцем. Документальная защита короля, как правило, оказывалась наиболее неэффективной против таких захватов. В более древние времена, особенно при поздних Карловингах, мы находим налогообложение аббатств. Позже эти случаи стали более редкими, но не исчезли совсем. Королевство, очевидно, не зависело от увеличения власти князей, которая постоянно развивалась такими средствами, так что захваты князей увеличивались вместе с феодальной системой.d

КРЕПОСТНЫЕ И КРЕСТЬЯНЕ

В одиннадцатом веке карловингская Европа была разделена на множество феодов, которые образовали каждое свое собственное государство, имеющее свою собственную жизнь, законы, обычаи и своего почти совершенно независимого мирянина или церковного вождя.

Мы описали общину лордов, но они были не единственной феодальной общиной. Это было сообщество сражающихся и воюющих, сообщество, которое управляло, судило, наказывало и угнетало. Ниже этого была община, которая работала, благодаря которой другой жил, получал свою одежду, свое оружие, свои замки и свой хлеб—община крепостных, или, скорее, ремесленников (gens potestatis). Мы не должны сейчас искать свободных людей, потому что они исчезли. Некоторые поднялись и стали счастливыми лордами; другие были оттеснены в низшие слои общества и стали крепостными и деревенщинами. Тот класс простых свободных людей, который был почти уничтожен во время вторжения в Римскую империю, был поглощен во второй раз. Больше не было никаких владельцев фригольда, или их было так мало, что их упоминать не стоит.

Но вилленов было много. У вождя, дворянина, были не только вассалы, но и подданные, проживавшие в той части его поместья, которую он никогда не осмеливался осудить. И это были крепостные, правильно названные, люди земли, которые были полностью в распоряжении своего господина. “Господь, - говорит Бомануар, - может забрать у них все, что у них есть, посадить их в тюрьму, правильно или неправильно, и так часто, как ему заблагорассудится, и не имеет о них никакого отчета, кроме как перед Богом”.

Несмотря на это, положение крепостного было лучше, чем у раба древних времен. Прогресс, достигнутый рабством после падения Римской империи, не был полностью утрачен в результате вторжения, но вновь проявился в феодальном обществе. Свободный человек древности был жестче по отношению к своему рабу, чем варвар, на которого закваска христианства произвела некоторое действие. Крепостной был признан человеком, имеющим семью, имеющим общее происхождение со своим господином и созданным по образу Божьему. Крепостные наконец-то вошли в церковь и иногда поднимались выше самых могущественных лордов.

Над крепостными стояли неотчуждаемые (смертные), к которым“относились более доброжелательно”, продолжает старый юрист из Бове,“поскольку господь, если они не делали ничего плохого, не мог требовать от них ничего, кроме их взносов и арендной платы и долгов, которые они привыкли платить за свое рабство”. Но неотчуждаемый не мог жениться без согласия своего господина, и если он брал свободную жену или жену за пределами сеньории, с него взимался штраф по желанию господина. Это было право “формального брака” (налог за брак вне зависимости от ранга или положения), и вопрос о таком браке был разделен между лордами мужа и жены. Если был только один ребенок, он шел к господу матери. После смерти неотчуждаемого все его имущество перешло к его господину. Для этих людей не было никакой возможности спастись от руки, которая пригнула их к борозде. Куда бы они ни отправились, право наследования было закреплено за их личностью и кошельком. Господь унаследовал все со всех сторон от своих крепостных.

В еще большей степени можно было встретить свободных арендаторов, известных как вилланы, крестьяне или простолюдины. Их положение было менее опасным. Они сохранили свободу, которой не обладал крепостной, и сохранили ее, пожертвовав ежегодным налогом, пошлиной по закону и арендной платой за землю, которую им уступил землевладелец и которую они могли передать вместе со всем остальным своим имуществом своим детям. Но в то время как владения бенефициаров или феоды находились под защитой публичного и четко определенного закона, земля вилленов находилась под абсолютной юрисдикцией землевладельца и защищалась только частными соглашениями. Вот почему вилланы, и особенно те, что жили в сельской местности, где не было необходимости следить за ними так строго, как в больших городах, часто находились под пятой абсолютного господства.

В древних документах о владыках читаем:“Они-хозяева неба и земли; они обладают властью над землей и под землей, над шеями и головами, над водой, ветрами и полями". На вилланы не мог избежать их юрисдикции, к феодальным правом сказал: “Между Тобою, Господи, и тебе, villein, нет судьи, кроме Бога”.“Мы исходим из нашего Милостивого господа” работает другая формула: “как запрет и созыва; высокий лес, птица в воздухе, рыба в речке, зверя в кустах, насколько государь, и слуги Его милости, можете провести самостоятельно. За это наш милостивый господь возьмет под свое покровительство и защиту вдову и сироту, а также крестьянина”. Таким образом, все права были переданы господу, но взамен он защищал слабых. Таков принцип феодального общества по отношению к своим подданным. Королевская власть больше не занимала должность, для которой она была учреждена; епископы, графы, бароны и другие представители власти были призваны для защиты, которой больше нельзя было ожидать от номинального главы государства.