Найти тему
Артём Лебедев

[1119-1155 гг. н. э.]

После смерти Пасхалия (1118) епископы Порту, Остии и других городов избрали Иоанна Гаэт, который был канцлером Рима, на вакантную кафедру. Но его возвышению решительно воспротивился министр императора Ценцио Франжипани, который, последовав за ним в церковь, где должно было состояться посвящение, схватил его за горло и, подвергнув всевозможным видам насилия со стороны своих слуг, потащил его за волосы по голове в свой дом и там оставил прикованным в ожидании приказов императора. Впоследствии он бежал на родину, где был назначен епископом, а Генрих тем временем возвел на трон Мориса Бурдена по имени Григорий VIII.

Геласий, как звали Иоанна Гаэтского, попытался восстановить свое достоинство, но, обнаружив, что не может оставаться в Италии в безопасности, бежал в Прованс, где и умер в следующем году. Антипапа Григорий, хотя теперь путь для его восшествия на престол был открыт, не получил никаких преимуществ от смерти своего соперника. Гвидо, архиепископ Равенны, человек значительного ума и огромного влияния, взошел на папскую кафедру как Каликст II.[94] Состязание, которое он был вынужден вести с Григорием, закончилось полностью в его пользу; и побежденный претендент умер, претерпев бесчисленные страдания, [95] в монастыре. Сам Каликст умер вскоре после этого (1124), а его преемник Гонорий II правил пять лет в бесплодной борьбе с Рожером Сицилийским, от которого его войска потерпели полное поражение. Иннокентий II и Анаклет II оба претендовали на достоинство при его смерти; и первому, прежде чем он смог заявить свои единственные права на приз, пришлось провести несколько лет в изгнании во Франции.

Мы проходим мимо неясных понтификатов его ближайших преемников. Но в 1145 году Бернард, настоятель монастыря святого Анастасия в Риме и любимый ученик знаменитого святого с тем же именем, был избран на престол Евгением III. Но каковы бы ни были добродетели Евгения или заслуга, которую он заслужил от близости с человеком, столь полным мудрости и святости, как святой Бернард, фракционный дух, который долгое время господствовал в Риме, проявился в новых крайностях в период его возвышения. Подстрекаемые популярным красноречием Арнольда Брешийского, они были внезапно воспылав желанием восстановить институты и правительство древней столицы; но беспорядки, начавшиеся с этого притворства, вскоре привели его авторов к совершению всех видов насилия; и ослепительное видение Рима, восстановленного в его консульском достоинстве, было потеряно в облаках и густой тьме, которые поднялись после разрушения некоторых из его лучших зданий. Евгений, своевременно проявив энергию, подавил эти беспорядки, и его возвращение в Рим сопровождалось всеми признаками триумфа. Однако признаки подстрекательства к мятежу все еще были слишком заметны на лицах римлян, чтобы позволить ему оставаться в безопасности среди них, и он на некоторое время удалился во Францию. Он вернулся в Италию около 1153 года и умер почти сразу после этого в своей резиденции в городе Тибур.

АДРИАН IVверсус БАРБАРОССА

[1155-1158 гг. н. э.]

Преемником Евгения был Адриан IV, англичанин по происхождению[96], для которого были характерны все господствующие страсти достойного духовенства этого века.[97] Фридрих Барбаросса тем временем взошел на императорский трон, и его гордыня и честолюбие были подходящими, хотя и опасными спутниками для высокомерия Адриана. Вскоре этим двум выдающимся людям представилась возможность испытать силу своей решимости и принципов. Фридрих, коронованный королем лангобардов, поспешил в Рим, но прежде он прибыл к воротам города, где его встретили три кардинала, которые сообщили ему, что понтифик не может проводить никаких совещаний с принцем, от которого он еще не получил заверений в послушании и верности церкви. Монарх охотно согласился на требуемые заверения в верности, и кавалер, назначенный для этой цели, торжественно поклялся от его имени и на святых мощах, кресте и Евангелии, что он сохранит в безопасности жизнь, свободу и честь как папы, так и кардиналов. Затем Адриан заявил о своей готовности короновать его императором, и его с большой помпой провели в шатер государя.

Но тут возникла новая причина для раздора. Фридрих обладал слишком высоким чувством своего императорского достоинства, чтобы проявлять подобострастную угодливость к папской гордости. Поэтому вместо того, чтобы поспешить, как это делали некоторые другие принцы, исполнить роль эсквайра понтифика, он спокойно ждал его в своем шатре; что так оскорбило Адриана, что он решительно отказался даровать ему поцелуй мира, пока он не совершит унизительные церемонии, которым гордость церковников и малодушие принцев придали вид законности. Целый день был потрачен на споры о том, следует ли императору продолжать эту практику или нет. Но Адриан был непреклонен; и на следующее утро надменный Фридрих в присутствии своей армии купил поцелуй мира, стоя, как слуга, рядом с лошадью папы, пока тот не спустился и не освободил его от унизительного положения.

Могущественная фракция в Риме с радостью приветствовала приближение Фридриха. Желание ограничить деспотизм папы и ожидание получения больших сумм в качестве щедрости из императорской казны, по-видимому, оказали почти равное влияние на их умы в это время. В своем обращении к Фридриху депутаты этой партии заняли положение людей, у которых была непокоренная страна, которую они могли представить в качестве добровольного приношения доблести и благородным качествам принца, которого они искали. Однако они сильно ошиблись в представлениях императора о государстве Италия. Фредерик сказал им со строгостью, предвещавшей надвигающуюся бурю, что их страна была давно и часто завоевана; что он был истинным и законным их хозяином. Он немедленно вступил во владение церковью Святого Петра (1155), и Адриан возложил императорскую корону на голову государя с гораздо большей готовностью, чем сделал бы, если бы не видел, что его соглашение с принцем теперь необходимо для его безопасности и сохранения церкви. Население, обнаружив, что и папа, и император ни во что не ставят себя, поднялось в массовом порядке, и несколько немецких солдат пали убитыми в проходах собора Святого Петра. Но их смерть была щедро отомщена; император атаковал римлян со всех сторон, и около тысячи граждан заплатили своими жизнями за распущенность или неосторожность.

Беспокойные и честолюбивые умы, подобные уму Адриана и Фридриха Барбароссы, не могли долго оставаться в мире, когда власть и привилегии, которыми они обладали в своей зависимости друг от друга, были так плохо определены. Первой причиной спора, после упомянутого выше умиротворения, было письмо, которое Адриан написал императору, обвинив его в неблагодарности за те блага, которыми он пользовался благодаря своему служению.

Адриан счел необходимым успокоить гнев, который и Фридрих, и его подданные выражали в этих случаях предположения, и спокойствие на короткое время было восстановлено. Но едва утихли гневные чувства, вызванные последним спором, как понтифик снова проявил свою склонность противостоять взглядам императора, отказавшись утвердить архиепископа Равенны, которого Фридрих возвел на этот пост, в своем назначении. Ярость, с которой понтифик говорил и писал по этому поводу, угрожала Христианский мир с разрывом, столь же пагубным для его мира, как разрыв между несчастными Генрихом и Григорием VII. Но твердость Фридриха была непоколебима, и таким образом был воздвигнут барьер против попыток папы, которые, задуманные только как защита конкретных прав, на самом деле обеспечивали поддержку универсальным принципам гражданского правления. На угрозу Адриана лишить его короны, он ответил, что получил свою корону не от него, а от своих собственных царственных предшественников. ” Во времена Константина, - спросил он, - имел ли святой Сильвестр какое-либо отношение к королевскому достоинству? И все же это был князь, которому церковь была обязана своим миром и свободой: и все, чем вы наслаждаетесь как папа, откуда это взялось, как не от императоров? Воздайте Богу то, что принадлежит Богу, и Кесарю то, что принадлежит Кесарю. Наши церкви и наши города закрыты от ваших кардиналов; потому что они не проповедники, а грабители, они не миротворцы, а грабители; мы видим, что вместо того, чтобы приходить проповедовать Евангелие и содействовать миру, все их желание и стремление-накопить золото и серебро. Когда мы обнаружим, что они такие, какими их хотела бы видеть церковь, мы не откажем им ни в чем хорошем для их поддержки. Ужасно, что гордыня, это отвратительное чудовище, может прокрасться даже на кафедру Святого Петра”. с

ТВЕРДОСТЬ АДРИАНА

[Картинка: img_137]

Епископ двенадцатого века

[1158 г. н. э.]

Мир становился все более безнадежным. В качестве последнего средства для заключения договора были назначены шесть кардиналов со стороны папы и шесть немецких епископов со стороны императора. Но папа потребовал восстановления договора, заключенного со своим предшественником Евгением. Имперские епископы упрекали папу в том, что он сам нарушил этот договор своим союзом с королем Сицилии; германцы единодушно отвергли требования папы, и теперь император благосклонно принял депутацию от сената и народа Рима. Эти послы республиканской партии наблюдали; присутствовали при разрыве переговоров. Папа, у которого под ногами тлели угли восстаний Арнольда; с императором во главе всей Германии, прелатами, а также принцами; без союзника, кроме сомнительного, часто вероломного Норманна, стоял непоколебимо; не выказывал никаких опасений. Он пригрозил императору публичным отлучением от церкви.

Предвидела ли смелая прозорливость Адриана героическую решимость, с которой Милан и его союзные ломбардские города много лет спустя, после некоторых тяжелых поражений и долгого угнетения, будут сопротивляться власти Барбароссы? Рассчитал ли он с пророческим предвидением силу республиканской свободы Ломбарда? Предвидел ли он поле битвы при Леньяно, когда вся мощь Тевтонской империи была разбита перед миланским карроччо? Уже был заключен секретный договор с Миланом, Брешией и Кремой. Эти города обязались не заключать мир с императором без согласия папы и его католического преемника. Адриан готовился к последнему акту неповиновения, открытому объявлению войны, отлучению императора, которое он обещал произнести после подписания договора с республиками, когда его смерть положила конец этому странному конфликту, где каждый противник был в союзе с республиканской партией в сердце владений своего противника. Адриан IV умер в Ананьи; его останки были доставлены в Рим и погребены с высочайшими почестями и с всеобщим уважением, если не скорбью города, в церкви Святого Петра. На похоронах присутствовали даже послы Фридриха. Так кончил бедный английский ученый,вступив в открытую войну с, возможно, самым могущественным правителем, правившим в трансальпийской Европе со времен Карла Великого.e

ДВА ПАПЫ-СОПЕРНИКА

[1158-1164 гг. н. э.]

Смерть Адриана спасла церковь от опасности, которая угрожала ей во время правления этого свирепого и властного понтифика. Но, избавившись от одного набора зол, она была окружена другими, чуть менее рассчитанными на то, чтобы нанести ущерб ее интересам. Кардиналы, собравшись, чтобы избрать нового папу, подавляющим большинством голосов выбрали Роландо, кардинала и канцлера римской церкви. Однако их голосу воспротивился кардинал Октавиан, который ожидал, что его коллеги выдвинут на вакантное место; и когда Роландо, принявший имя Александра III, был облечен папской короной, он грубо и кощунственно сдернул ее со своих плеч и, если бы не вмешательство присутствующих, надел бы ее на себя. Поскольку он был разочарован в этом, он по сигналу получил такую же куртку, которую внезапно накинул на плечи, в спешке поставив перед собой заднюю часть. За этой ошибкой последовал громкий смех, но Октавиан не почувствовал стыда от смешанных насмешек и упреков, которыми его осыпали. Выйдя из собрания, которое он заставил замолчать с благоговением перед группой вооруженных людей, он под именем Виктора IV исполнял роль верховного понтифика и в течение нескольких дней держал Александра в тесном заключении.