Найти в Дзене

Были разосланы письма с призывом к папе ответить на эти обвинения; некоторые из них были настолько непристойными, что их сочли б

Трижды перед собором цитировался папа Иоанн. В Тиволи были посланы гонцы; ответ был таков:“Папа вышел пострелять”. Беспрецедентное зло требует беспрецедентных средств правовой защиты. Императора убедили изгнать этого нового Иуду с места апостола и санкционировать новые выборы. Лев, главный секретарь Римского престола, был единогласно избран, хотя и мирянином, в кабинете апостола Иоанна XII. Но армия Оттона, феодальная армия, обязанная служить в течение ограниченного периода времени, начала уменьшаться; часть ее была неразумно рассеяна по отдаленным предприятиям; римляне, как обычно, вскоре устали от иностранного, германского ига. Посланники папы Иоанна воспользовались этой возможностью; яростное восстание народа вспыхнуло против императора и его папы. Доблесть Оттона, который форсировал баррикады моста через Тибр, подавила восстание (964). Он ужасно отомстил. Мольбы Льва с трудом остановили бойню. Вскоре после этого Оттон покинул Рим и направился в Камерино (Камеринум) и Сполето в пого

Трижды перед собором цитировался папа Иоанн. В Тиволи были посланы гонцы; ответ был таков:“Папа вышел пострелять”. Беспрецедентное зло требует беспрецедентных средств правовой защиты. Императора убедили изгнать этого нового Иуду с места апостола и санкционировать новые выборы. Лев, главный секретарь Римского престола, был единогласно избран, хотя и мирянином, в кабинете апостола Иоанна XII.

Но армия Оттона, феодальная армия, обязанная служить в течение ограниченного периода времени, начала уменьшаться; часть ее была неразумно рассеяна по отдаленным предприятиям; римляне, как обычно, вскоре устали от иностранного, германского ига. Посланники папы Иоанна воспользовались этой возможностью; яростное восстание народа вспыхнуло против императора и его папы. Доблесть Оттона, который форсировал баррикады моста через Тибр, подавила восстание (964). Он ужасно отомстил. Мольбы Льва с трудом остановили бойню. Вскоре после этого Оттон покинул Рим и направился в Камерино (Камеринум) и Сполето в погоне за королем Адальбертом. Король Беренгар и его жена Вилла были схвачены в замке Святого Льва и отправлены в Германию.

[964-966 гг. н. э.]

Однако едва Оттон покинул город, как новое восстание, организованное римскими патрицианками, поднялось на беззащитного Льва и открыло Иоанну ворота города. Лео с трудом сбежал в лагерь Отто. Безжалостный Иоанн вернулся в город, восстановил свое папское положение, схватил и изувечил лидеров императорской партии; одному он отрезал правую руку, другому язык, нос и два пальца; в таком тяжелом положении они оказались в имперском лагере. Подобострастный синод отменил постановления того, кто низложил Иоанна. Римский народ теперь с более решительным рвением встал на сторону сына Альберика, ибо император был вынужден подождать, пока он не соберет силы, достаточно мощные, чтобы взять город в осаду. Однако до этого его собственные пороки избавили Рим от ее защитника или ее тирана, христианский мир-от ее худшего понтифика. В то время как он занимался своими любовными похождениями в отдаленной части города, папа Иоанн XII был убит (14 мая 964 года) рукой Божьей, как предполагали более религиозные люди; другие, по более естественной причине, были убиты раненым мужем.

Но это было римское или итальянское, возможно, республиканское чувство, которое в последнее время привязывало граждан к сыну Альберика, а не личная любовь или уважение к его папскому характеру. Они смело приступили сразу же, без оглядки на императора, к избранию нового папы, Бенедикт V. Оттон вскоре появился перед стенами; он созвал город и приказал изувечить каждого римлянина, который пытался бежать. Республика была вынуждена капитулировать. Бенедикт, новый папа римский, предстал перед императором. Кардинал-архидьякон, который поддерживал дело Льва, потребовал, по какому праву он осмелился узурпировать папские одежды при жизни Льва, законного папы.“Если я согрешил, - сказал смиренный прелат, - помилуй меня”. Говорят, что император плакал. Бенедикт бросился к ногам Отто, снял священный паллий и передал свой посох Лео. Лео сломал его и показал людям. Бенедикт был низведен до звания дьякона и отправлен в ссылку в Германию. Он умер в Гамбурге.

Благодарный, или вассальный папа, на совете признает полное право императора Оттона и его преемников в королевстве Италия, как Адриана и Карла Великого, избирать своих собственных преемников в империи и утверждать папу. Это право должно было навсегда принадлежать королю Римской империи, и никому другому.

В начале следующего года император Оттон вновь пересек Альпы. Лев VIII умер в марте 965 года, и депутация из Рима последовала за императором в Германию, чтобы просить о восстановлении изгнанного Бенедикта в папстве. Но Бенедикт тоже был мертв. Епископ Нарнийский (Иоанн XIII) с одобрения или по приказу императора был избран на папский престол.

[966-974 н. э.]

Едва Иоанн XIII принял понтификат, как бароны и народ начали роптать против высокомерия нового понтифика. Они выгнали его из города с одного согласия. Префект Ротфред, не без личного оскорбления в адрес папы, принял на себя управление Римом; в течение десяти месяцев Иоанн XIII был изгнан со своего престола, сначала пленником, а затем на свободе. Из своего убежища в Кампании он написал императору с настоятельной просьбой. Оттон сделал дело Иоанна своим собственным; в третий раз он спустился с Альп; ужас его приближения привел в ужас народную фракцию. В ответном восстании в пользу папы префект Ротфред был убит, и ворота открылись перед понтификом; его встретили радостными гимнами и благодарностями. На Рождество Оттон въехал в Рим, и император и папа в это святое время года обрушили страшную месть на мятежный город. Гордые римские титулы казались германскому императору и его вассалу папе достойными насмешек. Тело префекта, изгнавшего Иоанна из города, было выкопано из его могилы и разорвано на куски. Консулы спаслись изгнанием за Альпы; но двенадцать трибунов были повешены; настоящего префекта посадили на осла с мешком вина на голове, провели по улицам, выпороли и бросили в тюрьму. Вся Европа, как бы ни была она закалена в актах бесчеловечности, содрогнулась от этих зверств.

[Картинка: img_132]

Епископ десятого и одиннадцатого веков

Восстание на какое-то время было подавлено; в течение пяти оставшихся лет понтификата Иоанна присутствие Оттона внушало страх непокорным римлянам. Он правил в мире. После его смерти незанятое вакантное место на престоле в течение трех месяцев подразумевает скромное обсуждение пожеланий Отто (он теперь вернулся в Германию) о назначении его преемника.

Выбор пал на Бенедикта VI, как обычно римского происхождения (19 января 973 года). Фракции Рима теперь совершенно сбивают с толку догадки об их мотивах, о страстях, а не о принципах, которые двигали их лидерами. Дважды (второй раз после десятилетнего перерыва, в течение которого он отсутствовал в Риме) один и тот же человек, кардинал-дьякон, захватывает и убивает двух пап; провозглашает себя верховным понтификом; но, хотя у него есть власть совершать эти чудовищные преступления, он ни в одном случае не может сохранить свою злополучную тиару.

Грозный Оттон Великий умер в год восшествия на престол Бенедикта VI (25 декабря 967 года). Оттон II, чей характер был еще неизвестен, унаследовал императорский трон; он уже был коллегой своего отца в империи. Он был коронован в Риме папой Иоанном XIII.

[974-985 гг. н. э.]

Через год после восшествия на престол Оттона II, внезапно, Бонифаций по фамилии Франконе, описанный как сын Ферруччо, имя, несомненно, хорошо известное его современникам, схватил ничего не подозревающего папу Бенедикта и бросил его в темницу (июль 974 года), где вскоре после этого он был задушен. Бонифаций принял папство, но он просчитался в силе своей фракции; через месяц он был вынужден бежать из города. И все же он бежал не с такой поспешностью, а с тем, что унес все сокровища, даже священные сосуды из церкви Святого Петра. Он нашел дорогу в Константинополь, где, казалось бы, о нем забыли в его уединении. Мирное наследование Бенедикта VII, племянника или внука знаменитого Альберика, может привести к выводу, что фракция этой семьи все еще существовала и была противоположна фракции Бонифация. Первым действием Бенедикта, как и следовало ожидать, было созыв совета для отлучения от церкви убийцы и антипапы Бонифация. Это первый и последний важный акт в бесплодных анналах папы Бенедикта VII. Под защитой император Оттон II, или благодаря силе своей римской фракции, он сохранял мирное владение престолом в течение девяти лет, что было необычным периодом спокойствия. Ему наследовал, без сомнения, благодаря влиянию императора, Иоанн XIV, который был не римлянином, а епископом Павии. Но в год восшествия на престол Иоанна (983) Оттон II готовил большое вооружение, чтобы отомстить за ужасное поражение от сарацин. Он едва успел убежать от завоевателей-сарацин и сбежал с греческого корабля, прыгнув в море и доплыв до берега. Теперь он угрожал всеми силами королевства переправиться через Мессинский пролив и воссоединить Сицилию с империей Запада. В разгар своих приготовлений он умер в Риме.

Беглый Бонифаций Франконе поддерживал переписку с Римом; он мог рассчитывать на непопулярность понтифика, если не немецкого происхождения, навязанного иностранным влиянием и теперь лишенного своего всемогущего покровителя. С той же внезапностью, что и раньше, он снова появился в Риме, схватил папу, заточил его в замке Святого Анджело, важной крепостью которого он стал хозяином, и там умертвил его голодом или ядом (20 августа 984 года). Он выставил тело на обозрение людей, которые не смели роптать. Он сел, как кажется, без сопротивления, в папское кресло. Святой престол был быстро освобожден от этого кровожадного узурпатора. Он внезапно умер. Люди отомстили за свое подлое согласие с его узурпацией трусливыми оскорблениями его мертвого тела; его протащили по улицам и в конце концов похоронили либо из сострадания, либо из привязанности (поскольку у Бонифация, должно быть, была влиятельная фракция в Риме) некоторых священнослужителей. Эти кровавые революции не могли не разрушить в народе Рима всякое почтение к своим церковным правителям.g

ЧАРЛЬЗ КИНГСЛИ О СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Объединенная Италия тогда соответствовала взглядам пап не больше, чем сейчас. Они не только считали Рим все еще центром западного мира, но, более того, их торговый капитал находился в Риме. Цепи Святого Петра, гробницы святых Петра и Павла, катакомбы, заполненные костями бесчисленных мучеников,—вот чем они торговали. Раздавая это, продавая это, творя чудеса с этим, призывая паломников со всех уголков христианского мира посетить это на месте, они поддерживали свою власть и свое богатство.