Скорбь. Правильный выбор.
Когда к нам приходит скорбь и страдания, мы должны понимать, что все это исключительно потому, что Господь Бог, таким образом, нас уберегает от еще большего зла, что могло бы с нами случиться. Дело в том, что исходя от закона жизни, данного нам Господом Богом, все, что происходит с нами – все это Промысел Божий, а само происходящее - происходит или с попустительства Бога или с его милости нам.
Милость – это благодать Божия, попустительство – когда нам будет причинено страдание (инициатор страдания всегда дьявол), но это страдания намного меньшее, чем могло бы с нами произойти позже, не будь такого страдания. Это правило Духовных Законов, ибо страдания – на самом деле таковое только в понимании нас, людей, тогда как если проанализировать причины любого страдания – происходят они исключительно после того как мы каким-то образом (тайным или явным, зачастую явным) нарушили законы, данные нам Богом, а значит совершили грех.
При этом наказывает или поощряет нас, давая нам скорбь или благо никогда не Бог, а мы сами, ибо Бог всегда един к любому из нас, также как сказано в Святом Писании, что Бог одинаково посылает дождь и на праведников и на грешников. А это уже наша совесть заставляет нас или мучиться, страдая, или радоваться.
Бог един. Бог не испытывает свойственных человеку эмоций; эмоциями мы можем наделять Бога, но это, опять же, исключительно для нашего лучшего понимания Бога; и Бог дает нам такое понимание, ибо слаб человек, нужны ему какие-то образы, не может он верить просто так, также как не может верить без какого-то чуда; и такие чудеса Иисус Христос, Господь Бог наш и Сын Божий, совершал на всем протяжении своих трех с половиной лет учительства и миссионерства на земле, ибо понимал, что человеку необходимо что-то явственно различимое для понимания.
А на самом деле, конечно же, Бог никого и никогда не наказывает. Бог есть любовь, а не страдания. Любые страдания и скорбь – это уже наше, человеческое, понимание. Совершаем мы что-то плохое, вредное для себя – и страдаем.
В этом случае страдание является таким же грехом, как и первоначальное деяние наше, из-за которого произошло страдание. И страдание в таком случае выглядит для того кто страдает – формой некоей психологической защиты, ибо страдая -- мы наслаждаемся страданиями и ожиданием того что люди пожалеют нас. Т.е. своего рода форма этакого морального мазохизма, когда страдание в нашей душе начинает выглядеть как, своего рода, искупление. Тогда как, конечно же, мы таким образом способны обмануть лишь другого человека, но не Бога.
И если мы, испытывая страдание, мы будем благодарить Бога за то, что он посылает нам нечто, из-за чего становятся возможными страдания у нас, то тем самым мы показываем веру в Бога, а когда есть вера – нет страданий, а есть лишь понимание, что, если Бог попустил страдания для нас душевное, значит так необходимо это исключительно для нас; и необходимо для очищения нашего от грехов наших.
Что такое грех? Грех это зло, которое мы сознательно причиняем себе через зло в отношении Бога или других людей. Так как люди – это творение Божии, значит, причиняя страдания людям – мы тем самым причиняем страдания Богу. Поэтому получается в любом случае так, что теми или иными своими неразумными поступками мы причиняем страдания Богу.
Да, Бог есть любовь, и он никогда не наказывает нас. Иначе мир давно бы пошел ко дну, и существование человечества закончилось бы, ибо, как сказано в Писании, нет человека, который мы не грешил. И это так. И это каждый из нас замечает сам, стоит ему лишь присмотреться к окружающим, и в первую очередь к себе.
Грех это не только поступки, но и мысли. Таковых грехов великое множество. Господь Бог, как творитель людей, знает это. На скрижалях на горе Синай пророку Моисею он дал десять основных заповедей, составляющих основу Православной веры: чти Господа, не сотвори себе кумира, не упоминай имя Господа всуе, посвящай выходной день делам Господа, почитай родителей, не убий, не блуди, не воруй, не лги, и не завидуй. Десять Заповедей Божиих составляют основной закон, который должны соблюдать люди. Иисус Христос, Бог и сын Божий, внес наиглавнейшее уточнение, что грех совершается не только поступками, но и даже мыслью, т.е. мечтой о грехе, о нарушении закона Божьего путем нарушения любой заповеди.
Люди распяли Иисуса Христа, чем не только совершили несмываемый грех, но и вновь, после предательство Бога первыми людьми Адамом и Евой (потомленными позже им в Потопе), доказали собственное зло и ничтожество. Однако именно своей земной смертью на кресте Господь наш Иисус Христос совершил искупление человечества после первородного греха, совершенного Адамом. Этой жертвой Иисус Христос примирил человечество с Богом, после предательства первого человека, Адама.
Более того, как уточнял нам в своих лекциях профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов, без крестной жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет христианства! Ибо Иисус Христос не только был распят на кресте, но и после воскрес и вознесся на небо, говоря о том, что со временем воскреснут также все христиане, как те, кто, совершая праведные дела при жизни, попадает после смерти земной в рай на небесах, так и те, кто после смерти земной попадают в ад преисподней.
Если с нами случается скорбь, мы должны благодарить Господа Бога за то, что посылает нам страдания душевные при жизни, и не забирает эту жизнь, а сейчас, еще при жизни, исцеляет нас, очищая страданием от совершенного греха. Причем греха как нашего личного, так и греха, наследуемого нами от родителей, ибо, как помним, существует три вида греха: первородный грех (от него нас искупил своим распятием Иисус Христос), родовой грех (то, что передалось нам по наследству), и личный грех (индивидуальный каждого из нас).
Немного останавливаясь на грехах, заметим, что т.н. родовой грех – это то, в чем не повинен данный человек, ибо достался ему родовой грех, перейдя по наследству за то, что кто-то из предков его совершил какое-то нравственное преступление и не искупил вину перед Господом и тем человеком, над которым совершил этот грех. Нравственные преступления, т.е. преступления против души человека, навсегда оседают в нас и передаются по наследству нашим детям, за что страдают уже они. Как, разумеется, и мы.
И тем самым, становятся эти грехи смертными для нашего рода, ибо не исчезают они со временем, а приносят страдания душевные и нам и нашим потомкам в течение нескольких поколений (в Писании говорится о третьем – четвертом колене). И в этом может убедиться каждый, и это страшно, и только исключительно нравственная жизнь может исцелить души, и надеяться, что на каком-то этапе этот родовой грех исчезнет.
Таким образом, родовой грех передается по наследству, и каждое последующее поколение не виновно в нем (ибо не его это личный грех, а прадеда), но вот страдает оно. Помните как у апостола Павла (Рим.7:15), что делаю злое не хочу, а что хочу сделать доброе – не делаю.
Вообще же, вера в Бога, и само по себе христианство направлено на исцеление души человека, и путь христианина направлен к тому, чтобы человек увидел свою поврежденную природу, ради исцеления которой воплотился Бог в человека, пришел на землю, и был после распят книжниками и фарисеями при попустительстве народа, кричавшего Понтию Пилату (не хотевшему убивать, а хотевшему отпустить Христа) распни его.
Необходимо понимать: когда мы начинаем скорбеть о чем-либо (т.е. случаются страдания душевные), тем самым Господь Бог дает нам возможность очиститься от грехов. Может не от всех. Может лишь от части их. Но какая разница количество, ведь намного ценнее понимать, что подобная возможность предоставляется нам. И это самое важное.
Отсюда получается, что любая скорбь – идет нам исключительно во благо. Да, происходит она не об Бога (ведь Бог есть любовь), а при попустительстве Господа Бога. Потому что Бог попустительствует сатане обрушить на нас какие-то несчастия жизненные. Но и что? Разве умаляем мы от этого Бога? Нет. Это сатана хочет, чтобы мы, испытывая скорбь, начинали гневить Бога. А мы наоборот – должны благодарить Господа Бога за то, что посылает нам скорбь души. Зная, что если случается так, значит, Бог помнит о нас и значит, заботится о нас. Ведь и ругают чаще всего тех, кого любят.
И обличают в чем-то тех, кто небезразличен. Ибо в ином случае – попросту не замечают их. А что для вас горче – чтобы вас не замечали (не обращая внимание на то, что вы делаете), или все-таки, наблюдая за вами, комментировали как-то. Тем более, учитывая, что все мы творение Божие, и Господь Бог дал каждому из нас, людей, свободную волю, понятно, что если не образумливать нас – это приведет к хаосу душевному и кризису жизненному.
Возьмем вообще существование цивилизации. Стала возможной она за счет культуры, общего окультуривания общества. А развитие общества становилось возможным также и вследствие ввода определенных норм и правила поведения в обществе, т.е. системы ценностей, запретов, своего рода табу (берущих начало еще от первобытных племен).
Если бы разрешали каждому делать все, что он хочет – начался бы хаос, ибо людей перестал бы контролировать закон. А значит вверх взяли бы первобытные желания и инстинкты. Люди попросту бы уничтожили бы друг друга в конфликтах между собой.
Роль культуры (цивилизации) как раз брала на себя во все времена и религия. Посмотрите, насколько глубоко христианство демонстрирует заботу о человеке. Что такое грех? Грех это когда человек совершает зло в отношении или себя или другого человека. Другого – значит в итоге и себя же, ибо будет мучиться совестью, или накажет себя смертью, за то, что кто другой отомстит за обиженного вами.
Таким образом, совершение греха – это причинение вреда себе. Господь Бог и уберегает нас от совершения вреда себе, давая нам Заповеди Божии да наставления, изложенные в Священных Писании и Предании. Так может лучше и правда не гневить Бога нарушением Закона Божьего, и быть как дети перед Отцом нашим небесным и учиться, и изменяться, и каяться.
И тогда спустится с неба благодать Божия, и все будет хорошо у нас, и с нами, и с близкими нашими. А если со всеми будет хорошо – тогда и душе нашей станет спокойнее. Ибо главное здоровье для человека – все-таки спокойствие его души. Аминь.
prof. Сергей Зелинский
Психотерапевт, чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, тренер по боксинг-терапии (авторский метод Зелинского), боксу и единоборствам Бойцовского клуба Сергея Зелинского (Санкт-Петербург), преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов, автор 250 книг (60 монографий и 90 романов), профессор.