Найти тему

Что такое Священное Писание?

Оглавление

Казалось бы, на вопрос, озаглавивший эту статью ответить довольно просто: «Священное Писание – это Библия». Однако не спроста написанию этого текста предшествовали статьи о том, что такое Священное Предание Церкви и о том, как Церковь хранит Истину, передавая её через толщу веков без искажений. Именно с этих позиций мы посмотрим сегодня, что же из себя представляет Священное Писание.

Вершина Айсберга

Церковь, созданная Иисусом Христом всегда воспринимала Священное Писание ни чем иным, как важнейшей частью Священного Предания. Вот как об этом размышляет святитель Иоанн Златоуст, начиная своё толкование на Евангелие от Матфея: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. “Он, – сказал Иисус им, — напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу новый завет, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и будут все научены Богом” (Иерем. 31, 31-34; Иоан. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном».

Подобно айсбергу, Писание — это вершина выражения Божественного Откровения, данного Церкви. Но не вся его полнота.
Подобно айсбергу, Писание — это вершина выражения Божественного Откровения, данного Церкви. Но не вся его полнота.

Согласитесь, утверждение звучит провокационно. Однако свою речь святитель продолжает тем, что насколько же бо́льшим безрассудством будет игнорирование Писаний, сохранённых Церковью для нашего спасения.

Библия – книга Церкви

Существует мнение, что Библия – это книга, диктующая истину, а, значит, ей следует доверять больше, чем голосу Церкви. На самом деле всё с точностью до наоборот. Именно Церковь создала Священное Писание и именно для того, чтобы вооружить своих чад, как пишет святой евангелист Лука, «точным основанием того Учения, в котором они были наставлены» (Евангелие от Луки, глава 1). Без точного понимания Христова Учения Библия рискует превратиться в сборник цитат, наделённых какими угодно смыслами – даже антихристианскими.

Кадр из фильма «12 лет рабства». Плантатор зачитывает перед рабами строки из Евангелия, оправдывая словами Иисуса Христа своё право на жестокость.
Кадр из фильма «12 лет рабства». Плантатор зачитывает перед рабами строки из Евангелия, оправдывая словами Иисуса Христа своё право на жестокость.

Более того, ни одна книга не породила такого огромного количества ересей и лжеучений, как Библия. А всё именно из-за отсутствия традиции правильного понимания священного текста. Священное Предание и есть воплощение этой традиции, а православная Церковь – хранительница этого неискажённого Предания. Как пишет святой апостол Павел, она – «столп и утверждение истины» (1-е послание к Тимофею, глава 3), а значит правильное понимание Библии возможно лишь только в православной Церкви.

Книги

Библия – это сборник книг. С греческого это слово так и переводится – «книги». Однако авторами этих книг являются несколько десятков человек, живших в разные эпохи, на разных континентах, говоривших и писавших на разных языках. Наверное, данное обстоятельство у многих вызовет вопросы: по какому принципу тогда все эти книги объединены в одну? На каком основании и как это произошло? И почему мы, христиане, должны доверять этому сборнику книг как носителю Истины?

Святой апостол Павел, наставляя своего ученика, Тимофея, пишет о библейских текстах следующее: «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2-е послание Тимофею, глава 3). Под богодухновенностью понимается ни что иное, как соавторство Бога с человеком, писавшим тот или иной библейский текст.

Как описывает святитель Филарет Московский в своём «Катихизисе православной Церкви», во-первых, слово Божие предлагает любому человеку учение с очень высокой нравственной планкой. Заповеди Писания «неудобны» ни власть имущим, ни беднякам, ни воинам, ни интеллигентам, ни простолюдинам – никому. Свод таких установлений не мог быть придуман человеком, всегда подстраивающего правила жизни под себя любимого – он дан извне. Чего стоит одна только заповедь Спасителя: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, глава 5).

Нагорная проповедь Иисуса Христа — жемчужина христианского учения о совершенстве. Повествование о ней дано в 5-й главе Евангелия от Матфея и далее.
Нагорная проповедь Иисуса Христа — жемчужина христианского учения о совершенстве. Повествование о ней дано в 5-й главе Евангелия от Матфея и далее.

Во-вторых, чистота учения, содержащегося в Священном Писании, призывает человека к Божественному совершенству. Продолжив цитату из заповеди, мы прочтём: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

В-третьих, Библия содержит исполнившиеся пророчества, произнесённые за много столетий до описываемых событий. Обилие ссылок на эти пророчества содержатся в Евангелие от Матфея: о рождении Иисуса Христа от Девы (что немыслимо для человеческого разума), о избиении вифлеемских младенцев, о бегстве святого семейства в Египет, о пришествии в мир Иоанна Крестителя перед проповедью Иисуса Христа, о предательстве Иуды, о Распятии Спасителя – и многих других.

В-четвёртых, сверхъестественные явления, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Ярчайшее из них – воскресение из мёртвых Лазаря, которые после этих событий прожил ещё 30 лет и скончался на острове Кипр, будучи епископом кипрской Церкви.

Наконец, в-пятых, как пишет святитель Филарет, «могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственные только Божией силе». Когда 12 простолюдинов, избранных Иисусом Христом, расходятся по миру и миллионы людей впоследствии становятся учениками Христа, ни разу его не видев. «Ты поверил, – скажет Христос апостолу Фоме, – потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна, глава 20).

__________________________________

Полезная литература по теме:

  1. Четвероевангелие. Апостол. Руководство по изучению Священного Писания Нового Завета, Архиепископ Аверкий (Таушев) — прекрасное пособие для изучения новозаветных текстов, сопровождаемое толкованием святых отцов
  2. Толковая Библия, проф. А. П. Лопухин — данный труд более академического характера, составленный дореволюционным профессором-библеистом. В его трудах встречается немало отсылок к историческим данным, однако некоторые из них потеряли актуальность в связи с развитием библейской археологии и смежных с ней дисциплин. Однако, своей актуальности, в целом, этот труд не утратил и по сей день
  3. Евангельская История о Боге Сыне, свт. Феофан Затворник — этот труд не растолковывает повествование четырёх Евангелий, а выстраивает его в хронологическом порядке, сведя все 4 книги вместе будто бы в одну книгу.