Найти тему
Чародей-сказочник

Тайна и символизм русских народных Сказок

Вы хотите понять, что означают русские Сказки? О чём они говорят? Что в них заложено? И для чего они нужны?

Тогда для начала, внимательно прочтите одну замечательную Сказку, а потом я раскрою вам её тайну и главный секрет. Тогда вы и узнаете ответы на все эти вопросы. Готовы? Тогда вперёд!

Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна».

Жил-был старик со старухою; у них не было детей, а взяли к себе приемыша. Когда приемыш вырос, то люди сбили его отойти от них. Идет он ни путем, ни дорогой, попадается ему старик и спрашивает: «Куда идешь, добрый молодец?» – «Иду куда глаза глядят, сам не знаючи; жил я у добрых старичков в детях, да меня люди сбили, заставили их покинуть». – «Жаль мне тебя! Вот возьми, добрый молодец, уздечку и ступай к такому-то озеру; там увидишь дерево, взлезь на него и спрячься. Прибегут семьдесят семь кобылиц, напьются, наедятся, наваляются и опять уйдут; прибежит жеребеночек – обойди вокруг его, надень уздечку и поезжай куда угодно».

Приемыш взял уздечку и, как сказано, обошел вокруг жеребенка, сел на него и поехал. Ехал он много ли, мало ли, далеко ли, коротко ли, и видит – на высокой горе что-то светлеется, словно жар горит; подъехал туда и усмотрел чудное перо. Слез с жеребенка, хочет перо поднять; говорит ему жеребенок: «Не бери этого пера, добрый молодец, от него беда тебе будет!» Добрый молодец не послушался, взял перо и поехал в другое царство; приехал и нанялся у одного министра в услужение. Царь увидал приемыша, стал хвалить его ловкость и проворство: где нужно было десятерым, а он один все делает! Министр и сказывает: «А знаете ли, ваше царское величество, какое у него есть перо дивное?» Царь приказал принесть перо – себе показать; полюбовался пером, и пришелся ему по душе приемыш – взял его к себе и сделал министром; а жеребенка на царскую конюшню поставили.

Вот прочим вельможам-то не показалося, за что-де царь его жалует? То холопом служил, а то в министры угодил. Идет мимо их ярыга и спрашивает: «О чем, братцы, задумались? Хотите, я вас научу: станьте-ка все вместе да носы повесьте; царь мимо вас пройдет и спросит: «О чем думаете? Аль невзгоду услыхали?» А вы отвечайте: «Нет, ваше величество! Дурного мы ничего не слыхали, а только слышали, что ваш молодой министр похваляется достать этого дивного пера птицу». Они так и сделали. Царь призывает своего молодого министра, сказывает, что про него слышал, и велит достать самую птицу. Добрый молодец пришел к жеребенку, пал ему в ноги и говорит: «Обещал царю этого пера птицу достать». – «Вот я тебе сказывал: не бери пера – будет беда! Ну да это еще не беда, а победка. Поди, скажи царю, чтоб сделали тебе клетку – одни двери отворялись, а другие затворялись, и чтоб в этой клетке было два ящика – крупным и мелким жемчугом насыпаны». Добрый молодец доложил царю, и тотчас все было исполнено. «Ну, – говорит жеребенок, – теперь поедем к такому-то дереву».

Приемыш приехал на сказанное место, клетку поставил на дерево, а сам в траву спрятался. Прилетела птица, увидала жемчуг и впорхнула в клетку – дверцы захлопнулись. Приемыш взял клетку, привез и отдает царю: «Вот, ваше величество, этого пера птица!» Царь еще больше его возлюбил, а вельможи пуще прежнего возненавидели, собрались и начали думу думать, как бы его извести? Идет ярыга и говорит тем вельможам: «Хотите, я вас научу? Сейчас мимо вас пройдет царь и спросит: «Какую думу думаете? Али что дурного слышали?» А вы скажите: «Слышали мы, что ваш молодой министр похваляется высватать в три месяца ту прекрасную невесту, что ваше величество тридцать три года сватали, да не высватали».

Царь, слыша такие речи, крепко возрадовался, тотчас послал за своим молодым министром и приказал ему, чтобы непременно высватал ему ту прекрасную невесту. Тот обещался; пришел к жеребенку, пал ему в ноги и стал просить помощи. Отвечает жеребенок: «Говорил тебе: не бери пера – будет беда! Ну да это еще не беда, а победка. Поди, скажи царю, чтоб он велел сделать корабль, обить его красным бархатом и нагрузить златом-серебром и разными драгоценными вещами и чтоб этот корабль и по воде плавал и по суше ходил». Приемыш доложил царю, и в короткое время все было исполнено. Сел он на корабль и жеребенка с собою взял. Побежал корабль по суху, поплыл по морю и, наконец, пристал в государство Царь-девицы.

На ту пору Царь-девица собиралась замуж выходить за какого-то короля; посылает она нянюшек и мамушек закупать, что ей к свадьбе надо; нянюшки да мамушки увидали корабль, прибежали к Царь-девице и повестили, что из дальних стран товары привезены. Царь-девица поехала на корабль, загляделась на разные заморские редкости, а того и не замечает, что корабль давным-давно назад пошел. Опомнилась, да уж поздно. «До сих пор, – промолвила, – ни один человек обмануть меня не мог, не знала я никого мудрее себя; а вот же выискался такой хитрец, что и меня провел!» Привезли ее к царю; тот ее за себя прочит, а она говорит: «Достань сундук с моими уборами, так пойду за тебя». Царь отдал приказ своему молодому министру; молодой министр выслушал, пошел к жеребенку и рассказал ему. Жеребенок говорит: «Поди теперь один по такой-то дороге; будешь ты сильно голодать, а что попадется навстречу – не моги того есть». Вот идет приемыш дорогою, попадается ему рак. Разобрал доброго молодца сильный голод: «Эх, съесть бы мне этого рака!» Отвечает рак: «Не ешь меня, добрый молодец! В некоторое время я тебе пригожусь». Идет дальше, попадается ему щука – на песке валяется. «Разве щуку съесть?» – «Не ешь меня, добрый молодец! – отвечает щука. – В некоторое время я тебе сама пригожусь». Подходит к реке, глядь – рак ключи несет, щука сундук тащит. Взял он ключи и сундук и отнес к царю.

Говорит тогда Царь-девица: «Сумели достать мое приданое, сумейте пригнать сюда семьдесят семь кобылиц моих, что в зеленых лугах промеж хрустальных гор пасутся». Царь приказал это дело своему молодому министру, а тот упал в ноги жеребенку и стал его просить. «Говорил я тебе: не бери пера – будет беда! – сказал жеребенок. – Ну да это еще не беда, а победка. Поди, скажи царю, чтобы велел конюшню построить – одни двери б отворялись, а другие затворялись». Как сказано, так вскоре и сделано. Сел верхом добрый молодец, поехал к тому же дереву, где прежде жеребенка добыл, и спрятался в траву. Прибежали кобылицы, напились-наелись и навалялись. «Ну, – говорит жеребенок, – садись скорей на меня да погоняй больше, чтобы я что есть силы скакал; не то кобылицы съедят нас!» Выскочил жеребенок с добрым молодцем и поскакал во весь дух; долго ли, коротко ли скакал и прямо в конюшню влетел, а кобылицы за ним. Только что успел жеребенок в другие двери выскочить – они и захлопнулись; кобылицы в конюшне остались.

Доложили царю, он пошел сказать Царь-девице, а та отвечала: «Тогда за тебя пойду, когда все семьдесят семь кобылиц будут выдоены». Царь приказывает своему министру, а он опять идет к жеребенку и слезно молит о помощи. «Поди, скажи царю, чтоб велел котел сделать, в который бы ровно семьдесят семь ведер входило». Сделали котел; жеребенок говорит своему хозяину: «Сними с меня уздечку, обойди кругом конюшни, потом смело садись под каждую кобылицу, дой по ведру и выливай в котел». Добрый молодец так и сделал. Доложили царю, что кобылье молоко надоено; он к Царь-девице, а та отвечает: «Вели это молоко вскипятить, да в нем и выкупайся».

Царь позвал своего молодого министра и приказал ему то купанье наперед испробовать. Залился добрый молодец горькими слезами, пришел к жеребенку, пал ему в ноги. «Теперь, – говорит, – мой конец настал!» А жеребенок в ответ: «Говорил я тебе: не тронь пера – будет беда! Вот она и пришла! Ну да делать нечего, надо тебя выручать; садись на меня, поезжай к озеру, нарви той самой травы, которую кобылицы едят, натопи ее да тем отваром с головы до ног и облейся». Добрый молодец сделал все, что ему жеребенок наказал, приехал, бросился в кипучее молоко, плавает в котле, купается – ничего ему не делается. Царь видит, что министр его совсем здоров, расхрабрился и сам туда ж бросился, да в ту ж минуту и сварился. Царь-девица выступила из терема, взяла доброго молодца за руку и сказала: «Ведаю я все: не царь, а ты мои слова исполнял; я за тебя замуж иду!» И на другой же день сыграли они знатную свадьбу.

Понравилась Сказка?

Как вы думаете, о чём она?
- Ну, скажете вы, сказка как сказка. Какой-то парень, цари, царицы, жар-птицы, кони, кого-то сварили, потом свадьба и конец, а кто слушал – молодец! Обычная сказочная белиберда.

А я вам скажу, что вы не правы! Это мудрая Сказка и каждая фраза в ней несёт очень глубокий смысл. Эта Сказка (как и все русские народные Сказки) о человеке и смысле жизни!
Смысл жизни каждого человека заключается в развитии себя и своих лучших качеств.
И главной задачей наших предков, создавших эти Сказки, было то, чтобы донести до нас, своих потомков, до людей Закон о человечности. Как человек должен жить и что делать, чтобы стать Человеком.
Ведь обычный человек по своей сути ничем не отличается от собаки. Пни собаку и она тебя тяпнет, погладь её - хвостом завиляет, а покормишь её - служить будет. Чем человек отличается от животного? Практически, ничем.

Так вот, чтобы люди уходили дальше от своей животной сущности и не превращались в «собак», были созданы Сказки, освещающие этот Семиступенчатый Закон Совершенства.

И на примере этой Сказки давайте рассмотрим, что же на самом деле хотели донести до нас наши предки и какими образами, какими символами они описывают этот процесс становления человека и его Путь к совершенству.

Этот Пусть состоит из 7 уровней, ступеней, Чар (чакр) или ещё каких либо названий, придуманных человечеством (для простоты я буду называть их "уровнями"). В Сказках, эти уровни идут по порядку и легко считываются. Это, так называемый, кумулятивный принцип Сказок. Каждый уровень имеет свои собственные символы, которые раскрывают его суть.

Уровни совершенства - это невидимые вещи, это внутренние состояния человека, это философские понятия, которые не объяснить одним словом. И чтобы описать их, использовались символы. Этими сказочными символами являлись привычные и знакомые людям предметы и вещи. А также животные, звери, птицы, ... жизнь и повадки которых, люди знали досконально. И конечно же, яркие образы героев или же какие-то ситуации, поясняющие и описывающие эти уровни с разных сторон.

Каждая Сказка является духовным наставлением и говорит о том, что человек, стремящийся к самосовершенствованию, идёт к своей цели, словно поднимается вверх по ступенькам, постепенно и поэтапно. Этот подъём довольно трудный и длительный, а на достижение Цели, порой уходит вся жизнь.

Эта Сказка говорит о Законе 14 - летних циклов, по которым живёт человек. Об этапах его развития и качествах, которые он должен наработать и приобрести в определённые периоды своей жизни.

Возможно, вам пока не понятна эта связь, но давайте рассмотрим символы этой Сказки и тогда, думаю, кое-что начнёт проясняться.

Начинается Сказка с обычной присказки.
Жил-был старик со старухой и взяли они Приёмыша.
Старик со старухой, у которых появляется кто-то (Сынок, Колобок, Заморышек, ...), обычно олицетворяют мир (древняя поговорка: «Старо, как мир»), а рождение Приёмыша (Добрый молодец) – это начало жизни человека. Это Сущность или «человек существующий в мире» (мы все в этом мире "приёмыши").

Первый уровень – Сущность, Тело.
Символы: Жеребёнок, Уздечка.

В начале этой Сказки, Герой (он без имени, значит, можете подставить своё) отправился "куда глаза глядят, сам не знаючи". Эта фраза (подобный смысл) содержится во многих Сказках: "пойти туда, не знаю куда и принести то, не знаю что" и она означает, что человек встал на Путь развития и совершенства. По нему не надо куда-то идти, куда-то топать. Это внутренний процесс трансформации себя.
Первым, кого Он встретил, был старичок (мир, жизнь), который дал Ему Уздечку. Это предмет, с помощью которого можно управлять Конём.
Конь, как я уже неоднократно писал в различных статьях, является символом физического тела человека ("конёк" на крыше дома, а дом олицетворял Тело).
Жеребёнок (это же ребёнок), является символом нашего мудрого Тела, которое имеет врождённое чувство (инстинкт) самосохранения. Наше Тело само поддерживает жизнь в себе. Оно дышит, гоняет кровь, требует еды, управляет многими процессами. Оно умеет даже говорить. "Внутренний голос", "предчувствие", голос "совести", ... - это сигналы нашего Мудрого Тела, нашего Помощника, который перемещает нас в пространстве, как конь и предостерегает от бед. Но своё тело необходимо держать "в узде". О чём и напоминает нам этот предмет - Уздечка.

Ещё в самом начале Пути, Герою были показаны 77 Кобылиц: "Прибегут семьдесят семь кобылиц, напьются, наедятся, наваляются и опять уйдут" Как вы думаете, кто это или что это?

Рассуждая логически, можно предположить, что Кобылицы (как мамы Жеребят), являются Любовью. Ведь человек появляется на свет лишь благодаря ей.
Число семьдесят семь говорит о Совершенстве, Чистоте, Возвышенности, так как число 7 считалось таковым.
Следовательно, 77 Кобылиц - это совершенная и чистая любовь. Любовь к кому? - спросите вы. Любовь к себе!
Каждый человек, с рождения имеет это безусловное чувство Любви к себе. Хочет есть – орёт и требует еды. Хочет какать – какает и никого не спрашивает. Он свободен от всяких условностей. Он просто любит себя. Это короткая и самая прекрасная пора нашего детства от рождения и, приблизительно, до 5 лет.

Об этом же писал Пушкин в "Сказке о мертвой царевне", только в ней он говорит, что человек теряет эту Любовь уже через год.
О том же самом говорит Лабиринт.
Об этом написано множество других Сказок.

Итак, подытожим. Первый уровень в Сказке олицетворяет начало Пути человека, которое выражается в формировании его физического тела, его инстинкта самосохранения, внутреннего голоса (совести) и короткого периода непосредственной (настоящей) Любви к себе. Которая не является "наработанным" качеством, а "просто так далась".

Второй уровень - Чувства.
Символы: Высокая гора, Перо, Горячий Жар.

Во вторую очередь у человека формируются чувства и, так называемый, половой инстинкт. Чувства - это страшная сила! Чувства и желания часто являются главным путеводителем в жизни у многих, тем более у молодых людей.

Второй уровень включает в себя довольно многое: это эмоциональная и чувственная составляющая человека, его "душа". Это тяга к получению удовольствий, это страсти и привязки, влюблённость. Это половой инстинкт и родовые связи - всё, что связано с чувственной стороной жизни человека.
В Сказках,
Второй уровень связывают с органами чувств - зрение ("Семь Симеонов"), слухом ("Летучий Корабль") с едой, как получением удовольствия ("Скатерть-самобранка").
Символом, который также часто обозначают этот уровень, является Река. Речной поток уносит человека, как уносит влюблённость, страсти и привязки ("Петушок и бобовое зёрнышко", "Молочная река, кисельные берега"). Его также сравнивают с фаллическими символами - Высокая гора (в этой Сказке), Дуб (Царевна-лягушка"), Столб (Семь Симеонов), Палка (Сказка о Балде). Или Медведем ("Теремок") - олицетворяющем "самую сильную" силу эмоций и желаний. Сильные чувства также вызывают «ЖАР» в человеке и он входит в «РАЖ» (возбуждение, неистовство, исступление).

Символы: Высокая гора и Перо, которое "словно жар горит" - яркие фаллические символы. Прикосновения пера приятны и доставляют удовольствие. И если сама Жар-птица олицетворяет Любовь (как мы увидим впоследствии), то её Перо – это Влюблённость, удовольствия или Второй уровень развития человека.

Третий уровень – Положение в обществе.
Символы: - Услужение у министра. Работа "за десятерых". Появление нового персонажа. Министр, Жеребёнок в конюшне. Клетка. Крупный и мелкий жемчуг.

Третий уровень – это третий животный инстинкт, который называется социальным. Все стадные животные бьются «за лучшее место под солнцем» в своей стае. В каждом таком обществе существует иерархия и стремление занять самое высокое положение, является проявлением этого стадного или социального инстинкта.
Этот уровень хорошо описан в следующем сказочном сюжете. В нём говорится, что наш Герой поехал в другое царство (повзрослел, перешёл на другой уровень развития) и устроился на работу "в услужение к министру".
Качества, которые Он проявил на этом
уровне - ловкость и проворство, а так же высокую работоспособность, так как работал за десятерых.
Третий уровень, в отличие от предыдущего "душевного" уровня можно назвать умственными качествами человека (дураки министрами не становятся). Это карьерный и профессиональный рост. Это вообще все дела, действия и проявления человека в жизни.

И тут появляется новый персонаж - Царь.
Очень легко определить, кем является этот персонаж.
Тот, кто в конце каждой Сказки умирает, олицетворяет Эго человека(!).
Именно человеческое Эго и амбиции позволяют человеку добиваться в жизни различных высот. Стремление быть первым и лучшим в своём деле, даёт силы вбирать в себя знания, получать различные навыки, обучаться различным профессиям, становиться лучше.

"Царь назначает Героя Министром, а Жеребёнка ставят в конюшню."
Этот сюжет говорит о том, что человек решил, что уже достиг всего в этой жизни, он успокоился и никакие Помощники и Советчики ему больше не нужны. Он живёт припеваючи под опекой своего Эго.

Но тут появляется Ярыга (беспутный человек, мошенник и развратник) и советует Царю заполучить руками Героя Жар-птицу.

Вот тогда вспомнил наш Герой о своём Помощнике, "пал ему в ноги" и попросил совета.

Клетка, которая с одной стороны открывается, а с другой закрывается - олицетворяет наше сердце с его клапанами.
Крупный и мелкий жемчуг - олицетворяет добрые дела - большие и маленькие. Вспоминая свои добрые дела, человек ощущает радость и теплоту в сердце и только с помощью этого, можно поместить Любовь к себе в своё сердце.

Четвёртый уровень - Любовь к себе.
Символ - Жар-птица.

Но, как вы понимаете, Жар-птица - это не совсем истинная любовь к себе, не совсем чистая и возвышенная. К ней подмешан некий Жар и эта птица принадлежит Царю - Эго. Помните, ему понравилось Перо Героя и его работоспособность. Вот такая Любовь эта Жар-птица.

Нашему Эго недостаточно такой любви (у него бездонная чаша желаний) и вновь, благодаря Ярыге, у него возникает желание заполучить самое ценное в жизни, дающее вечное Счастье и Покой - Царь-девицу, которую он тридцать три года сватал да не высватал. Имя этой Царь-девицы - Василиса.

В русских Сказках про животных, Лиса является символом, олицетворяющим эгоистичную любовь к себе или лживую любовь, вводящую в заблуждение - Прелесть. У Лисы цвет огня (образ Жар-птицы), она хитра и обманчива.

Имя Василиса является палиндромом, читается и в право и влево одинаково и этим своим свойством, как бы является противоположностью Васиной Лисы ))) ВасиЛисаВасиЛисаВасиЛисаВасиЛ!
Пушкин это тоже подметил (
статья, где раскрываются имена героев пушкинских Сказок).

На этом сделаем перерыв и продолжим в следующей статье.

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить, Ставьте лайки, чтобы большее количество людей смогли прочитать это.

Продолжение здесь!

Окончание здесь!