ИЕРУСАЛИМ ОСАЖДЕН
[1098-1099 гг. н. э.]
Тем не менее, эта атака, когда они были в пределах видимости и досягаемости их славного приза, была приостановлена более чем через десять месяцев после поражения Кербоги. Рвение и мужество крестоносцев остыли в момент победы; и вместо того, чтобы отправиться в поход, чтобы усилить ужас, они поспешно рассеялись, чтобы насладиться роскошью Сирии. Причины этой странной задержки можно найти в недостатке силы и подчинения. Во время мучительной и разнообразной службы в Антиохии кавалерия была уничтожена; многие тысячи солдат всех рангов погибли от голода, болезни и дезертирство; то же злоупотребление изобилием привело к третьему голоду; и чередование невоздержанности и страданий породило эпидемию, которая унесла более пятидесяти тысяч паломников. Немногие могли командовать, и никто не желал повиноваться; и граф Раймунд истощил свои войска и сокровища в праздной экспедиции в сердце Сирии. Зима прошла в раздорах и беспорядке. В мае месяце мощи этого могучего воинства проследовали из Антиохии в Лаодикию; около сорока тысяч латинян, из которых не более полутора тысяч конных и двадцати тысяч пеших были способны к немедленной службе. Их легкий марш продолжался между горой Либан и морским берегом; их нужды щедро удовлетворялись прибрежными торговцами Генуи и Пизы; и они получили большие пожертвования от эмиров Триполиса, Тира, Сидона, Акры и Кесарии, которые предоставили свободный проход и пообещали последовать примеру Иерусалима. Из Кесарии они двинулись в срединную страну; их клерки узнали священную географию Лидды, Рамлы, Эммауса и Вифлеема, и как только они увидели Святой город, крестоносцы забыли о своих трудах и потребовали свою награду.
Иерусалим приобрел определенную репутацию благодаря количеству и важности своих памятных осад. Только после долгой и упорной борьбы Вавилон и Рим смогли одержать победу над упрямством народа, скалистой почвой, которая могла бы заменить необходимость укреплений, и стенами и башнями, которые укрепили бы самую доступную равнину. Опыт недавней осады и трехлетнего владения научили сарацин Египта распознавать и в какой-то степени исправлять недостатки места, которое религия, а также честь запрещали им покидать. Аладину, или Ифтихару, наместнику халифа, была поручена оборона; его политика заключалась в том, чтобы сдерживать местных христиан страхом перед их собственной гибелью и гибелью Гроба Господня. Говорят, что его гарнизон состоял из сорока тысяч турок и арабов; и если он мог собрать двадцать тысяч жителей, то следует признать, что осажденные были более многочисленны, чем осаждающая армия. Их осада была более разумно направлена против северной и западной сторон города. Годфри де Бульон водрузил свой штандарт на первом выступе горы Голгофа; слева, до ворот Святого Стефана, линию атаки продолжали Танкред и два Робертса; а граф Раймонд обосновался в своих покоях от цитадели до подножия горы Сион, которая больше не входила в пределы города. На пятый день крестоносцы предприняли генеральную атаку. С помощью жестокой силы они прорвали первый барьер, но их с позором и резней загнали обратно в лагерь; влияние видения и пророчества было ослаблено слишком часто злоупотребляли этими благочестивыми хитростями; и время и труд оказались единственным средством победы. Время осады действительно истекло за сорок дней, но это были сорок дней бедствий и страданий. В пятницу, в три часа пополудни, в день и час страстей господних, Годфри де Бульон победоносно стоял на стенах Иерусалима. Его примеру последовали со всех сторон, демонстрируя доблесть, и примерно через 460 лет после завоевания Омара Священный город был спасен от мусульманского ига. При разграблении государственных и частных богатств авантюристы согласились уважать исключительную собственность первого обитателя; и добыча великой мечети, семьдесят светильников и массивные вазы из золота и серебра, вознаградили усердие и проявили щедрость Танкреда.
Его неверные приверженцы принесли кровавую жертву Богу христиан; сопротивление могло спровоцировать, но ни возраст, ни пол не могли смягчить их неумолимую ярость; они три дня предавались беспорядочной резне; и заражение мертвых тел вызвало эпидемическую болезнь. После того как семьдесят тысяч мусульман были преданы мечу, а безобидные евреи сожжены в их синагоге, они все еще могли оставить за собой множество пленников, которых интерес или усталость убедили их пощадить. Из этих жестоких героев креста только Танкред проявил некоторые чувства сострадания; все же мы можем похвалить более эгоистичную снисходительность Раймонда, который предоставил капитуляцию и безопасное поведение гарнизону цитадели.
Гроб Господень был теперь свободен, и кровавые победители приготовились выполнить свою клятву. С непокрытыми головами и босыми ногами, с сокрушенными сердцами и в смиренной позе они взошли на Голгофский холм под громкие гимны духовенства; поцеловали камень, покрывавший Спасителя мира, и со слезами радости и раскаяния озарили памятник своего искупления.b
АРАБСКИЙ СЧЕТ
В такой важный исторический момент, как этот, полезно посмотреть, как другая сторона принимает кризис. Арабский историк Ибн Гузид писал следующее:“Франки, когда они выступили из Антиохии, насчитывали миллион человек, из которых пятьсот тысяч были пригодны для войны. Остальные состояли из рабочих и тех, кто работал на вертлюгах и других военных орудиях. Они шли по берегу моря. Иерусалим в то время принадлежал египтянам. Их командира звали Ифтихар ад-Даула, или ‘слава империи".
“Осада продолжалась сорок дней. Франки построили две башни, чтобы командовать стенами города, одну в направлении ворот Сидона, другую в направлении ворот Асбата и Амуда, или ворот Племен и Колонны. Осажденным удалось сжечь башню у ворот Сидона; вторую поднесли вплотную к стенам. Затем франки привели в действие все свои машины одновременно; напав, как один человек, они обратили мусульман в бегство и силой вошли в город. Жители укрылись в мечети Алакса и ее окрестностях; франки, последовавшие за ними туда, убили, как говорят, сто тысяч человек и взяли равное число в плен. Они не щадили даже пожилых людей обоего пола.
“В этом месте хранились несметные богатства. Они нашли семьдесят светильников, двадцать из которых были из золота, а остальные из серебра; они также унесли атеннур, или большую серебряную лампу, весом сорок сирийских фунтов. Евреев они заперли в своей синагоге и сожгли их там. Иерусалим находился во власти ислама без перерыва со времен правления халифа Омара, в шестнадцатый год Хиджры (637 год н. э.). Мусульманский автор по имени Ибн Зулак,думая, без сомнения, придать большее значение этому событию, заявляет, что в тот момент, когда христиане вошли в Священный город, солнце затмилось, земля была скрыта во тьме, а звезды появились средь бела дня”. d
Мусульманские поэты описывают ужасы резни в яростных выражениях, оплакивая убийство женщин и детей и судьбу их отцов, которые“еще недавно были хозяевами Сирии, а теперь не нашли другого убежища, кроме спин быстрых верблюдов или даже внутренностей стервятников!”А
ГОДФРИ ИЗБРАН КОРОЛЕМ (1099 Г. Н. Э.)
[1099-1147 гг. н. э.]
Через восемь дней после этого памятного события, о котором папа Урбан не дожил до того, чтобы услышать, латинские вожди приступили к избранию короля, который будет охранять и управлять их завоеваниями в Палестине. Ревность и честолюбие Раймонда были осуждены его собственными последователями, и свободный, справедливый, единодушный голос армии провозгласил Годфри де Бульона первым и самым достойным из защитников христианского мира. Его великодушие приняло доверие, полное как опасности, так и славы; но в городе, где его Спаситель был увенчан шипами, набожный пилигрим отверг имя и знаки королевской власти, и основатель Иерусалимского королевства удовольствовался скромным титулом Защитника и барона Гроба Господня. Его правление в течение одного года, слишком короткого для общественного счастья, было прервано в первые две недели вызовом на поле боя визирем или султаном Египта, который слишком медлил, чтобы предотвратить, но которому не терпелось отомстить за потерю Иерусалима. Его полное свержение в битве при Аскалоне закрепило положение латинян в Сирии и ознаменовало доблесть французских принцев, которые в этом действии надолго распрощались со священными войнами.
Повесив перед Гробом Господним меч и штандарт султана, новый король (он заслуживает этого титула) обнял своих уходящих спутников и мог оставить только вместе с доблестным Танкредом триста рыцарей и две тысячи пехотинцев для защиты Палестины. Его суверенитет вскоре был атакован новым врагом, единственным, против кого Годфри был трусом. Адемар, епископ Пюи, который преуспел как в совете, так и в действии, был сметен последней чумой Антиохии; оставшиеся священнослужители сохранили только гордыня и алчность их характера; и их мятежные крики требовали, чтобы выбор епископа предшествовал выбору короля. Доходы и юрисдикция законного патриарха были узурпированы латинским духовенством; исключение греков и сирийцев было оправдано упреком в ереси или расколе; и под железным игом своих освободителей восточные христиане сожалели о терпимом правительстве арабских халифов. Даймберт, архиепископ Пизанский, долгое время был обучен тайной политике Рима; он привел флот его соотечественников пришел на помощь Святой Земле, и был установлен, без конкурента, духовным и светским главой церкви. Новый патриарх немедленно схватил скипетр, который был приобретен трудом и кровью победоносных паломников, и Годфри и Боэмунд подчинились, чтобы получить от него право на владение своими феодальными владениями. Но и этого было недостаточно; Даймберт потребовал немедленного владения Иерусалимом и Иоппией; вместо твердого и великодушного отказа герой договорился со священником; четверть любого города была передана церкви; и скромный епископ был удовлетворен возможным возвращением всего остального, после смерти Годфри без детей или о будущем приобретении нового места в Каире или Дамаске.
[Картинка: img_74]
Крестоносец
(Из изображения на могиле во Флоренции)
Без этой снисходительности завоеватель был бы почти лишен своего новорожденного царства, которое состояло только из Иерусалима и Иоппии, с примерно двадцатью деревнями и городами прилегающей страны. В пределах этой узкой границы мусульмане все еще жили в некоторых неприступных замках, а земледелец, торговец и паломник подвергались ежедневной и домашней вражде. Благодаря оружию самого Годфри и двух Болдуинов, его брата и двоюродного брата, которые унаследовали трон, латиняне вздохнули с большей легкостью и безопасностью; и наконец они равнялись по размерам своих владений, хотя и не по количеству своих подданных, древним князьям Иудеи и Израиля. После сокращения морских городов Лаодикии, Триполи, Тира и Аскалона, которым оказали мощную помощь флоты Венеции, Генуи и Пизы и даже Фландрии и Норвегии, диапазон морского побережья от Скандерона до границ Египта был захвачен христианскими паломниками. Если князь Антиохии отрицал свое превосходство, графы Эдессы и Триполи считали себя вассалами короля Иерусалима; латиняне правили за Евфратом; и четыре города Хемс, Хама, Дамаск и Алеппо были единственными реликвиями мусульманских завоеваний в Сирии.