Судовая провизионная кладовая называется на судне артелкой. По крайней мере, так называлась во времена социализма на советском торговом флоте. Как сейчас называют продовольственную кладовую я не знаю. Уже как семь лет распрощался с торговым флотом. Сегодня экипажи смешанные. В них бывают моряки трех – четырех национальностей.
Продуктами на советском судне заведовал обычно матрос – артельщик. Это должность выборная и добровольная. Никто не может заставить человека заниматься материально- денежными делами. Обычно на эту должность моряки соглашались неохотно. Не считая тех, кто по жизни торгаш. Были и такие. А по жизни торговый люд обычно не подарок для основной массы экипажа. Весомые плюсы в должности артельщика есть. Это и работа всего четыре часа на палубе. И питание супер дефицитное. Оклад на десятку больше. И артельщик уже как бы слегка ближе к командирам, чем к рядовым. Короче, обычный завскладом, в распоряжении которого много дефицитных продуктов. А так, как при социализме продовольствия, и особенно качественного, катастрофически не хватало, то и артельщик был весьма нужным человеком для всего экипажа, но не всегда уважаемым. Непосредственный начальник артельщика старпом. В современном торговом флоте за продукты отвечает второй помощник. Старпомы сегодня отвечают за груз.
А самый главный по питанию – это повар. Без него артельщик и старпом ноли без палочек. Но это, конечно, при том, если повар классный и соответствует своей высокой квалификации. И как бы оно не было, вся эта тройка одно целое. И это одно целое зачастую имеет с общественного питания определенный, и зачастую солидный бонус. В переводе на простой язык – приворовывают.
Не открою большую тайну, если скажу, что общественное питание – это очень широкое поле для злоупотреблений, то есть для элементарного воровства. Чем больше людей на балансе общественного питания, тем больше «навар» для людей его обслуживающих. Воруют в школьных столовых, в пионерских лагерях, на рыбацких плавбазах. А в армии и местах заключения это происходит в громадных масштабах. И везде принцип один, который вечен, как золотое правило механики. Это чуть не долить, чуть не досыпать, чуть не доложить. А бывает и не чуть.
Буду говорить о торговом флоте, на судах которого отработал в должности артельщика больше десяти лет. И сразу скажу, что не по своей воле. И не от явной выгоды. Просто я был на порядок честнее, чем мои предыдущие коллеги. Не мог воровать беззастенчиво в больших количествах в ущерб экипажа. Потому и встречаться с коллегами по морской работе мне не стыдно, глаза в землю не упираю.
И так, я стал артельщиком. И первое, что делаешь, это подписываешь документы о материальной ответственности. После этой процедуры начинается самое главное и ответственное. Ты принимаешь эту самую артелку, то есть продовольственный склад. И к этому моменту надо отнестись максимально ответственно. Все недочеты и просчеты выползут ровно через месяц, при очередном снятии остатков, то есть местной ревизии. Артелка состоит из мясной камеры, рыбной, овощной и сухой. Мясо, рыба, овощи понятно. В сухой консервы, крупы, чай, сахар. В общем, бакалея. На экипаж в тридцать человек в этом мини магазине или складе, продуктов в среднем на десять тысяч рублей. Это в советские времена, когда оклад матроса равен был ста рублям.
Весь подсчет продуктов должен быть в обязательном присутствии, так называемой хозяйственной комиссии. Что на практике зачастую отсутствует. Дают тебе пару матросов в помощь взвесить мясо и все. Работы на судне, как в плохом колхозе, много. И отвлекать людей на такие пустяки никто не даст.
И так, все взвешено, подсчитано, записано в черновик. Артельщик садится в каюте за стол и из черновика все переписывает на чистовую в акты приемки – сдачи. А это бывает больше трех сотен наименований. Проставляет цену на каждый продукт, его количество. Все суммируется и подбивается общий баланс. То есть выводится общая сумма. Допустим это десять тысяч рублей. «Нива» в то время стоила десять тысяч семьсот рублей. Это для сравнения. Эти акты подписываются старпомом, артельщиком и всеми членами хозяйственной комиссии. И с этой минуты подписания ты становишься ответственным за продукты, цена которых десять тысяч рублей. И конечно, первое чувство, как бы не просчитаться, как бы не «пролететь». Теперь тебе не до пьянок, не до отдыха, не до расслабона.
Работа началась. Повар дает тебе суточную раскладку, согласно которой ты выдаешь ей продукты. На судах в основном повара женщины. Эта работа самая тяжелая на судне с моей точки зрения. И не всякий мужик ее выдерживает. Повар не является материально ответственным лицом, но от него зависит многое, если не все. Без повара ты не сможешь ни один продукт пропустить мимо меню. Ведь все должно быть официально проведено и зафиксировано. Так что артельщику с поваром ссориться не выгодно. Себе дороже станет. Ведь повар может выбирать продукты по суточной раскладке до грамма. И ты ничего ей не скажешь. Она права. Она кормит экипаж. Но и она не получит от тебя ни копейки, если война между вами разгорится. Кстати, на торговом флоте не было усушки – умерзания того же мяса. А его бывает больше тонны. И оно не подразделяется по категориям. Кости проходят, как филейная мякоть.
Пока судно в рейсе, все идет спокойно и предсказуемо. Артельщик выдает продукты, повар готовит, стараясь не делать перерасход. Желательно экономить рубль – другой на будущую недостачу. Но вот пришли в порт, и у артельщика начинается головняк, суета, беготня. Главное получит и принять продукты с минимальными потерями. Хорошо если на месяц. А если на три, то это гора разнокалиберных ящиков, мешков пакетов и сеток. Все надо очень тщательно проконтролировать, а это очень и очень сложно. Стоянка, половина экипажа на берегу, остальные заняты. И вся приемка ложится в основном на одного человека. Тут зачастую случается обвес – недостача. Плюс грузчики торгмортранса, люди пьющие и вороватые, тащат все, что плохо лежит. Вот тут и пригодятся деньги сэкономленные на питании экипажа.
Продолжение следует... -----> Жми сюда
С уважением к своим читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук