Найти в Дзене
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

Cinema Musical. Питер Джексон - "The Beatles: Get Back" (2021).

Оглавление

Cinema Musical - рубрика моего канала, в которой я представляю вниманию подписчиков списки и обзоры по фильмам, так или иначе связанным с музыкой.

В среде меломанов переполох! Свистать всех наверх! Вышел восьмичасовой (!) документальный фильм (позиционируемый, впрочем, как мини-сериал) о The Beatles и их подготовке к концерту на крыше в январе 1969-го!
Что случилось, почему режиссёр
Питер Джексон, снявший в своё время "Властелин Колец", вообще решил этим заниматься, а? Зачем ему понадобилось почти два года сидеть и лопатить тонны плёнок, оставшихся после довольно грустного "Let It Be" Майкла Линдси-Хогга?
Проблема в том, мои маленькие битломаны, что фильм
"Let It Be" получился слишком уж мрачным и фокусировался совсем не на том, на чём следовало - то есть выглядел скорее некрологом группе, чем доказательством того, что в январе 1969-го у них был еще порох в пороховницах - и было его с избытком!
Сами участники прославленного ливерпульского коллектива никогда одобрительно о ленте
Линдси-Хогга не высказывались и даже не присутствовали на её премьере - ибо к тому моменту уже разбежались по сольным карьерам и пытались справиться со стрессом после прогремевшего на весь мир распада.
Но ведь на безрыбье и рак вполне себе рыба, не правда ли? Да и вообще, выкачать пару-другую сотню долларов с доверчивых битломанов - милое дело, не так ли? Ну а если вы мне не верите, то как вам приманка в виде никогда доселе не издававшихся материалов, а? Да и сам
Питер Джексон ответственно заявляет журналу GQ:
- Думаю, сериал удивит людей по двум причинам. Во-первых, он гораздо более откровенный, чем они себе его представляют, потому что все привыкли видеть музыкальные документалки в стиле MTV. Учитывая репутацию этих видеоматериалов и фильм "Let It Be", вы едва ли ассоциируете январь 1969-го с юмором.
Ну а Ринго Старр и вовсе заявляет, что "картина получится более экспрессивной и более похожей на то, кем были The Beatles, и не станет фокусироваться на спорах внутри группы".
И вот, конец ноября 2021-го,
Питер Джексон выпускает "Get Back", который должен представить события пятидесятилетней давности в несколько ином, более позитивном ключе и показать, что группа не только выясняла отношения в тот период - и для этого бедняге Джексону пришлось пересмотреть 55 часов неизданного видео и 140 часов неизданного аудио.
Что ж, самое время уважить труд режиссёра и выделить 8 (на самом деле несколько больше) часов на просмотр
"Get Back", после чего дать однозначный ответ на вопрос: стоила ли игра свеч?
Серий всего три - но две из них продолжительностью почти три часа, поэтому я постараюсь быть краток и лаконичен - дабы вы, мои маленькие наивные битломаны, не заскучали.

Первая Часть (Трагично-Пессимистичная)

МакКартни объясняет коллегам, что они никто и звать их никак.
МакКартни объясняет коллегам, что они никто и звать их никак.

С первых же минут чувствуется, что Питер Джексон подошел к делу очень ответственно и крайне серьёзно. Перечисляются основные факты из истории Ливерпульской Четвёрки, а затем режиссёр "Властелина Колец" начинает придерживаться строгой хронологии, от которой не отступает вплоть до конца этого (вроде как) мини-сериала.
Это радует, это не может не радовать, ибо далеко не все способны разложить всё полочкам и подвергнуть беспристрастному анализу - а вот
Джексону это, к счастью, вполне по зубам. Поэтому мы и следим за календариком на экране, на котором зачёркиваются дни января 1969-го и который, грубо говоря, является формой для отслеживания почти каждого шага The Beatles в этот период. Однозначно удачное и, пожалуй, единственно верное решение для этого проекта, который я бы без обиняков назвал бы первым реалити-шоу в истории рок-музыки.
Итак, лондонская
Twickenham Studios, первые числа первого месяца последнего года шестидесятых. Битлы собираются для того, чтобы за две недели отрепетировать новый материал и представить его суд публики на каком-нибудь концерте, а может даже и выступить на телевидении.
В последний раз они гастролировали в августе 1966-го - поэтому вполне понятны их тревоги и опасения по поводу того, как они справятся с поставленной задачей. Они выделяют себе
две недели НА ВСЁ - на написание нового материала, на репетиции и на обдумывание деталей. И практически сразу становится понятно, что в этот срок они не вложатся. Почему?
Ну потому что
Ринго танцует чечётку, Леннон вечно приходит последним на репетиции, Харрисон всем недоволен, а МакКартни пытается этого четырёхглавого ливерпульского Бармаглота под названием The Beatles собрать воедино и заставить работать.
Получается у
Пола это дело крайне плохо - все (в том числе и он сам) валяют дурака на камеру. И при этом её же, камеру, как будто бы побаиваются - ибо под её чутким взором нельзя ляпнуть ничего лишнего. Если же валять дурака надоедает - все резко становятся крайне напряженными, причём настолько, что кажется, будто кого-то сейчас шандарахнет током. Изредка, впрочем, на них снисходит озарение и они пытаются что-то сыграть - но получается плохо, без огонька, поэтому битлы быстро возвращаются к дуракавалянию, то бишь к исполнению старых песен (в том числе и своих) визгливыми голосами.
Полным-полно деланного веселья, натужной доброжелательности и общей неловкости - не в последнюю очередь благодаря
Йоко Оно, которая как будто бы приросла к Леннону и вообще непонятно зачем сидит рядом с музыкантами.
Зачем она влезла в этот священный для многих круг, какова её функция? Зачем эта самурайша неотступно следует за
Джоном, а? Вопросы риторические.

Деланное веселье и плохо замаскированное уныние - лучшие способы достичь желаемого.
Деланное веселье и плохо замаскированное уныние - лучшие способы достичь желаемого.

В то же время мы видим, что группа на вершине мира и кучка помощников готова в любой момент исполнить любой их каприз. Закончились сигареты? Посылают какого-то доходягу их купить. Сожрали все бутерброды и выпили весь чай? Не беда, сейчас человек всё нарежет, нальёт и принесёт на блюдечке. Нужна наковальня для записи "Maxwell's Silver Hammer"? Всё к вашим услугам, дорогие The Beatles - и даже Мэл Эванс, роуди, терпеливо стучит по ней молотком, хотя по его взгляду видно, что всё это у него в печенках уже сидит.
Пол опять пытается воззвать к здравому смыслу - но заканчивается всё переругиванием с Джорджем, который явно недоволен всем происходящим и вовсю размышляет о сольной карьере.
И немудрено - сам
МакКартни похож на воспитателя из детского сада, которого отправили на стажировку в дурдом. Пол снисходительно смотрит на Джорджа, который что-то втирает про свои песни, и во взгляде самого слащавого битла читается стойкое безразличие и полное отсутствие интереса - таким взглядом врачи во всё тех же дурдомах смотрят на картинки, которые рисуют пациенты.
Но
Джордж, тем не менее, всё понимает, и смотрит на МакКартни так, как будто бы тот убил его родителей прямо у него на глазах - и вот-вот готов вцепиться ему в глотку. Леннон сидит с отсутствующим видом, а Ринго настолько грустный, что хочется дать ему косточку и потрепать за ушком - лишь бы этот похожий на пёсика ударник так сильно не грустил.
Что же до
Джорджа Мартина, продюсера, то он и вовсе ходит по Twickenham Studios как неприкаянный, явно не находя себе занятия по душе - не зря он через полгода скажет Полу, что если они хотят записать с ним еще один альбом, то должны слушаться его аки буратины.
А сейчас
Мартин огорчен и ходит туда-сюда как пушкинский кот по золотой цепи.
В дело вступает сам режиссёр, пресловутый
Майкл Линдси-Хогг. Он пытается объяснить The Beatles, чего от них ждут, пытается вселить в них веру в себя - да только всё это как мертвому припарки. Вместо работы они обсуждают где бы можно выступить - и звучат странные идеи про выступление в ливийском Триполи, про концерт на пароходе и всё в таком духе. Джордж сопротивляется и говорит, что это всё накроется медным тазом, а в помещении сидят несколько кришнаитов - и их присутствие вызывает еще больше вопросов, чем присутствие Йоко Оно, которая как будто бы задалась целью стать тенью Леннона и о чём-то весело шушукается с Линдой.
Заканчивается всё тем, что
Джордж Харрисон объявляет о своём уходе из группы - записать этот момент не удалось, поэтому режиссёр вставляет текст, объясняющий мотивы такого поступка.
Пола это как будто бы и не смущает - он даже раздумывает о том, кого можно было бы позвать вместо него на грядущий концерт.
Но понятное дело, что это всё из разряда фантастики и внезапный уход
Харрисона отнюдь не способствует позитивному настрою в группе.
Да и плюс к всему ничего толкового они так и не сделали - ни одна песня не готова, поэтому приходится перенести запланированный концерт и отменить планируемое телешоу - не говоря уже о поездке в Триполи.
Самодисциплина говорите? Хм, судя по этому эпизоду у
битлов она напрочь отсутствует.

Вторая Часть (Оптимистично-Озорная)

Будущий сэр Пол общается с чернью в студии.
Будущий сэр Пол общается с чернью в студии.

Работу переносят на студию в штаб-квартире Apple Corps, ибо в Twickenham Studios ничего толкового не выходит. Хариссон возвращается - причём не один, а с клавишником Билли Престоном.
И словно по взмаху волшебной палочки группа собирается и начинает в поте лица трудиться над новыми песнями и активно готовиться к концерту - правда еще непонятно где его, этот концерт, устроить.
Похоже на то, что присутствие
Билли заставляет всех битлов взять себя в руки и показать высший класс - они как будто бы не хотят ударить перед ним лицом в грязь и показать, что у них масса проблем личного характера и куча претензий друг к другу. По большому счёту у них это выходит - хотя теперь уже Леннон вовсю демонстрирует страсть к сепаратизму. Впрочем Джордж Харрисон по-прежнему выглядит здесь главным смутьяном - и это ему не нравится, и то ему не так, и кришнаиты куда-то делись.
Ну а
МакКартни по-прежнему выглядит наиболее здравомыслящим во всей этой компании, хотя надо сказать, что в своём родном Apple ребята чувствуют себя более уютно и уже гораздо меньше времени тратят на всякую чушь - хотя всё равно валяют дурака и это, судя по всему, им нравится в разы больше, чем работа над новыми песнями. Попутно они решают дать концерт на крыше Apple - и даже лезут туда разведать обстановку.
Постепенно лёд тает - и не в последнюю очередь благодаря хлёсткому юмору
Леннона, который уже не является на репетиции с таким видом, будто ему на всё плевать. Джону удается заразить всех каким-то буйным озорством - и порой даже кажется, что склоки являются не более чем выдумкой журналистов. Но это только на первый взгляд.
Кстати, о журналистах. Прямо в студии битлы читают материалы о себе в различных журналах и смеются - хотя смеяться, честно говоря, не над чем, ибо журналисты по большей части пишут правду.
Честь и хвала
Билли Престону, который своим присутствием добавил не только несколько весьма любопытных штрихов в общую картину, а и заставил Джона, Пола, Джорджа и Ринго взяться за ум.
Что же до
Глина Джонса, звукорежиссёра, то он выглядит подавленным и несчастным - понимает, очевидно, что не сможет ничего хорошего с записанным сделать. Позднее это подтвердится - его сведённую версию альбома "Get Back" (а именно так должно было называться то, что мы знаем и любим теперь как "Let It Be") группа отвергнет без объяснения причин. И немудрено, ибо там столько всего лишнего, что можно резать до скончания веков.

Третья Часть (Заключительно-Концертная)

Главный нарушитель спокойствия в The Beatles.
Главный нарушитель спокойствия в The Beatles.

Эта часть начинается с того, что Ринго играет на фортепиано то, что позднее станет песней "Octopus Garden". Брат по несчастью, Джордж Харрисон, чьи песни никогда особо не интересовали битловских Инь и Янь (то бишь Леннона с МакКартни), помогает коллеге и подкидывает пару аккордов. Потом в студию приходит МакКартни с Линдой и приёмной дочерью Хизер. Маленькая Хизер беснуется, бегает туда-сюда и вносит разнообразие в эту выставку натужных улыбок и общения сквозь зубы своей детской непосредственностью и наивностью.
Ну а её новый папаша, великолепный
Пол, тем временем включает босса и указывает Леннону на то, что он, очкарик несчастный, играет неправильный аккорд. Леннон удивлен и паясничает - а что ж ему еще делать? Ну а Йоко настолько навязчива, что это раздражает еще больше, чем её песнопения в первой части "Get Back". Хочется дать японке чем-то по кумполу - да только вот женщин же бить нельзя, да и Джон обидится.
Дабы как-то задобрить коллегу
Пол поёт "Strawbery Fields Forever".
Хм, зря наверное. Лучше бы
"While My Guitar Gently Weeps" спел - глядишь и Харрисон перестал бы тихо ненавидеть всех вокруг.
И вроде вновь все шутят, смеются, прикалываются - да только вот
Леннон говорит, что не так давно познакомился с Алленом Клейном, и становится как-то не по себе. Джон свято уверен в том, что Клейн их спасёт, ибо его подопечные, The Rolling Stones, вечные друзья-конкуренты битлов, зарабатывают в разы больше - и как раз таки благодаря Аллену. Постепенно в глазах Леннона начинает играть зловещий сатанинский огонёк - он перевозбужден, активно играет на камеру и корчит гримасы. Можно было бы объяснить всё пристрастием к героину - но дело отнюдь не только в наркотиках. И не только в Йоко Оно. В чём же тогда? Да в том, что о чём бы вы не говорили - вы говорите о деньгах. Так и тут. С Клейном, кстати, всё выйдет с точностью до наоборот - но поймут все это только через пять лет и только после того, как вскроются все его преступные схемы.

Даёшь рок на морозе!
Даёшь рок на морозе!

И вот, 30-ое января 1969-го. На крыше Apple устанавливается аппаратура, The Beatles одеваются потеплее (Джон в шубу Йоко, Ринго в красную куртку своей жены Морин) и выходят давать свой последний концерт.
И тут-то и начинается та самая битловская магия - всё звучит настолько слаженно и органично, что не обращаешь даже внимания на то, что смутьян
Харрисон порой откровенно лажает, а Леннон забывает слова. На всё это можно закрыть глаза - зимой в Лондоне сильно на крыше не поиграешь, ибо холодно и сыро. На соседних крышах собирается народ, а внизу людей спрашивают, что же они думают про The Beatles. Отзывы в основном положительные - хотя и попадаются несколько чудаков с альтернативной точкой зрения.
А
битлы тем временем жарят рок на полную катушку! Им до одного места промозглый холод Лондонщины - они из Ливерпуля, а там в это время и не такое бывает!
Но обыватели против: какая-то женщина бальзаковского возраста громко возмущается тем, что её разбудили патлатые хиппи, а какой-то мужчина неистово стучит в двери
Apple и говорит, что слишком уж шумно и он хочет тишины.
Глупые и несчастные обыватели, лелеющие свою потребительскую жилку и возможность покупать всё подряд за честно заработанные фунты стерлингов! Невдомёк вам, сирым и убогим, что настоящие художники из мира рок-музыки в эти минуты в последний раз играют вместе на публике! Вы так и будете пестовать свой мнимый уют и надеяться, что всё пройдет как-то без вашего участия, несчастные вы рабы собственных желаний!
А сами
The Beatles тем временем входят в раж и делают еще несколько дублей "Get Back" и "Don't Let Me Down". И тут в дело вмешиваются (наверняка благодаря жалобам обывателей) представители закона: в офисе Apple появляются два очень тупых полисмена.
Почему тупых? Ну потому что у них это на лицах написано и это читается в их взгляде - не надо даже маркером на лбу "дебилы" писать. Но даже они, жалующиеся на то, что им поступило 30 жалоб из
Вест-Энда (район Лондона, в котором живут одни буржуи), не могут ничего поделать.
Мэл Эванс суетится, пытается выгадать еще несколько минут - но тупые полисмены всё же прорываются на крышу и просят прекратить концерт. Эх! А ведь битлы только-только разогрелись! Еще бы чуть-чуть - и так бы вжарили, что мало никому бы не показалось!!! Впрочем достаточно и того, что они поставили на уши множество обывателей и буржуев из Вест-Энда - а это, согласитесь, весьма похвально, почти в духе панка.
Заканчивается всё посиделками в студии и обсуждением. Видно, что ребята воодушевлены (и в то же время слегка напуганы - не каждому рок-музыканту хочется иметь дело с лондонской полицией в 1969-ом)- но в то же самое время они слегка раздражены тем, что не удалось довести задуманное до конца...
На следующий день, 31-го января, они снова в студии и записывают те песни, которые не успели записать ранее - то есть
"Let It Be" и "The Long And Winding Road". Идут титры. Мини-сериал (да ладно?!!) "Get Back" закончился.

Так Стоила Ли Игра Свеч?

Битловские Инь и Янь.
Битловские Инь и Янь.

Я бы не сказал, что "Get Back" получился сильно веселее "Let It Be" - однако же Питеру Джексону удалось так расставить акценты, что поневоле начинаешь замечать не только ругань и напряженность, а и позитивные моменты. Да, 8 часов - это довольно таки много.
Но послушайте, мы же не за какими-то там профанами все эти 8 (с гаком) часов наблюдали, правда ведь?
Поэтому не жалейте своего времени и смотрите
"Get Back". Ибо это The Beatles - а они, как известно, редко когда разочаровывают.
Лично я благодарен
Питеру Джексону за то, что он позволил проследить за одним месяцем из жизни одной из трёх моих самых любимых рок-групп - пусть даже и не всему увиденному я был рад.
All you need is "Get Back", дорогие мои маленькие битломаны! До встречи! Делитесь мнениями по поводу этого фильма в комментариях, ставьте лайки, любите друг друга, но делайте кое-что еще более важное - любите меня и мои статьи!

#beatles #битлз #the beatles #битлы #рок #музыка #питер джексон #пол маккартни #джон леннон #ринго старр