Найти в Дзене
zorkinadventures

Как добывают золото в безлюдной арктической тундре

Оглавление
Фото: "Полиметалл"
Фото: "Полиметалл"

Следим в National Geographic (я тружусь в российско офисе) за тем, как в России (а у нас с эти традиционно все непросто) некоторые производства переходят к зеленым технологиям. Вот, к примеру, золото. Оно, увы, уже давно не лежит на поверхности: чтобы добыть его, людям приходится уходить глубоко под землю, строить подземные рудники в самых суровых местах. Ну а чтобы переправлять многие тонны руды наверх, традиционно используют тяжелую технику. Погрузочно-доставочные машины, эти приземистые железные монстры, тянут свой груз, потребляя большое количество дизельного топлива. На примере комании «Полиметалл» наблюдаем, как одна из крупнейших в нашей стране золотодобывающих компаний переходит к низкоуглеродным технологиям. Причем, в таких местах, где и жить-то не очень просто.

Где? Чукотский Автономный округ

Майское – открытый карьер и подземный рудник, одно из самых богатых месторождений золота в России. В год здесь перерабатывают 912 тысяч тонн руды (данные за 2020 год – прим. ред.). Месторождение располагается в арктической тундре, в безлюдных местах в 187 километрах от ближайшего населенного пункта – Певека (самого северного города нашей страны).

На фото: Буровые работы в руднике Майского.

Фото: "Полиметалл"
Фото: "Полиметалл"

Факторы риска

Большую часть золота здесь получают в подземном руднике глубоко под землей. Добытую внизу руду везут на поверхность: на флотационной фабрике из нее извлекают золото. Машины трудятся каждый день, бесконечно спускаются вниз и возвращаются наверх, выбрасывая в атмосферу выхлопные газы. Месторождение «Майское» постепенно уходит все глубже под землю, а это значит, что увеличиваются расстояния, которые проезжают грузовые машины, тратится больше топлива.

Решение

Построить на месторождении конвейерный тракт, который будет поднимать руду на поверхность. Конвейер состоит из пяти участков с четырьмя камерами для перезагрузки и будет работать от электродвигателей. В каждой из камер руда подается на верхнее плечо, постепенно достигая поверхности. Конвейерные ленты шириной 1,2 метра непрерывно двигаются на скорости 2,5 м/с. За год тракт способен поднимать на поверхность до 1,7 млн тонн горной массы.

На фото: конвейер для транспортировки руды на Майском.​

Фото: "Полиметалл"
Фото: "Полиметалл"

Результаты

Строительство подходит к концу. Когда конвейерный тракт будет запущен, он позволит более чем на 60% сократить выбросы парниковых газов от горной техники и почти на 10% – эксплуатационные затраты. Помимо снижения воздействия на окружающую среды, запуск конвейерного тракта существенно уменьшит нагрузку на систему вентиляции и очистки воздуха, улучшит качество воздуха и условия работы в подземных рудниках.

Читайте еще – "Будущее планеты – на вес золота".

В своем блоге Zorkinadventures собираю захватывающие истории и опыт читателей, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.