«Тайны Мангазеи» - это экспедиционный проект членов ямальского отделения Русского Географического общества. Ранее, в своих публикациях, я уже рассказывал вам о том, как отважные путешественники провели 30 дней в тайге. Это была уже третья попытка разгадать тайны первого русского города за Полярным кругом. В этот раз собралась большая команда из 12 человек среди которых был и кандидат исторических наук Алексей Матвеев. Он возглавил научную составляющую этой экспедиции. Вместе с Данилом Хусаиновым они проделали большую работу. Как и обещал выкладываю интервью с Алексеем Матвеевым.
- Расскажите свои впечатления об экспедиции
Экспедиция не простая, просто потому что формат экспедиции очень сложный. Провести целый месяц в дороге и не просто на мотоцикле или моторной лодке, а двигая своими руками и парусом судно – это тяжело. Потому что экспедиции такой длительности они стационарные. Когда я работал в археологии, мы приезжали на 3 месяца и все было нормально, стоял стол, жизнь была обустроена её не приходилось каждый день сворачивать, а потом разворачивать. В бытовом плане было очень тяжело. Тем не менее организаторы очень позаботились, чтобы нам было комфортно, там у нас был стол, стулья и ещё какие-то такие штуки, которые мы просто так в поход с собой бы не взяли. Погодные условия для Крайнего Севера, наверное, были нормальными, всего один день у нас не шёл дождь, все остальные дни шёл проливной дождь, а до этого шёл снег, ветер порывистый, условия такие северные, просыхать нам было тяжело, но у нас была переносная баня, в которой мы сушились. Она нас спасла от ежедневного переохлаждения.
- Какие задачи стояли во время экспедиции?
Что касается многозадачности. Первая – у каждого была задача внутренняя, продержаться и не заболеть. Вторая задача – реконструкторская. Третья задача была снять фильм. Фильм документальный об этом походе, о поморах с элементами реконструкции, поэтому была телевизионная настоящая задача, мы одевали костюмы, мы выполняли задания режиссера, оператора, иногда по несколько раз. Четвёртая задача – научная. Нам удалось зафиксировать 80 объектов, которые связаны с вот этой деревянной книгой жизни, которая отпечатана на лиственницах, которые стоят по всему маршруту.
- Расскажите подробнее о своих исторических находках
Лиственницы все разные, разной датировки. Мы пока не знаем какой. Наша задача была зафиксировать эти затёсы, эти зарубки. Мы с Данилом Хусаиновым выполняли научную задачу, насколько это было возможно в этих условиях. У нас была своя отдельная лодка, которую назвали «наука». Я сначала смотрел зарубки, которые имели хозяйственное значение, обозначали лесные делянки и нечто подобное. Это бытовые вещи, если честно, то ничего интересного с научной точки зрения. Удивительные находки появились чуть позже, я там прям завёлся, потому что эти затёсы сделаны пусть 200 лет назад, это информация, которую ты не понимаешь, задача была понять, что это такое. Шёл поступательный процесс. Молодец Данила Хусаинов, с которым мы всё это вместе обсуждали и в этих рассуждениях и наблюдениях у нас родилась гипотеза о том, что это такое и зачем это. Что мы выяснили: посёлок Красноселкуп, откуда мы стартовали, он административно подчинялся Туруханску, а это предполагает постоянное движение разных людей. Тут шли и почтальоны, и раскулаченные в 30-е годы, и военнообязанные, все они по дороге оставляли метки. Самая понятная метка – это места погребения, затёсы с крестами разной формы. Это наводит на мысль, что некоторые люди были католической веры, некоторые православные, а есть звезда в одном месте. Люди шли, кто-то погибал, надо хоронить, над ним надо возводить надмогильное сооружение, если ты будешь колотить крест, то он простоит не долго, поэтому лиственница в этом плане самая вечная история, поэтому она затесывалась ее и на ней вырубался крест. Иногда оставляли инициалы человека, фамилию мы встретили только в двух случаях. А ещё были датированные объекты, были вырезаны даты 1930, в одном случае и 1944 в другом. И, когда шли люди, они поминали добрым словом усопших. Это довольно распространенная традиция, если знаете, то для этого скифы насыпали курганы, кто-то еще как-то поминал, а в этом случае вот такие затесы. Вторая группа объектов – навигационные штуки. На реке существуют неудобные для движения места – перекаты. У большинства этих перекатов стоят эти знаки. Мы как поняли эту зависимость, просто проходили перекаты, выходили на берег и находили эти метки. До этого было непонятно, как искать, а тут появилась закономерность. Третья история – люди оставляли о себе какую-то надпись, есть и современные надписи. А есть большие косые, рубленные затёсы, видно, что огромным топором рублены и вообще не понятно. Мы поняли, что они все разновременные и самые старые это вот эти большие затёсы.
Определить дату этих затёсов не сложно, можно спилить дерево и посчитать кольца. Но это варварский метод, мы его себе позволить не могли. Однако, когда мы стояли у деревни Фарково, ждали основную группу и обратили внимание, что на берегу лежат спиленные лиственницы, естественно, мы решили посмотреть сколько им лет. Они разные, самые большие 54 сантиметра в диаметре, мы посчитали кольца. В итоге мы нашли лиственницы от 150 до 270 лет. Понятное дело, что зарубки делали не на молодой лиственнице, она должна была прожить уже лет 200, условно говоря. Мы посчитали кольца на лиственнице диаметром 54 сантиметра, а те, что видели мы, они просто огромные, были полутораметровой толщины. Но точная датировка в наших условиях была невозможна. Мы на цифровой карте все это занесём, геопозицианируем и в печатном виде выдадим куда-то.
Вот такая интересная беседа получилась. Понятное дело, что вопросов еще много, ответов на них пока нет. Но я очень надеюсь, что ученые заинтересуются и состоится еще одна экспедиция, которая поможет разгадать все Тайны Мангазеи.