Капитальный ремонт оставил у меня такие впечатления, что теперь я пожелаю его злейшему врагу!
О капитальном ремонте в нашем доме читайте в статье "Мифы капитального ремонта", а сейчас расскажу и покажу как я писал жалобы, после которых подрядчик выплачивал нам компенсации за нанесенный ущерб.
Статья не поможет тем, кто:
- хочет заработать;
- стремится отомстить подрядчику и фонду капитального ремонта;
- не хочет прикладывать никаких усилий.
Обратите внимание!
Компенсации нам выплачивал подрядчик и только после жалобы в вышестоящие организации (Префектура, Департамент ЖКХ) на его реальные нарушения. Как я понимаю, выплаты были не официальными. Основанием для каждой выплаты были настоящие кассовые чеки за действительно использованные материалы. Никаких исков в суды я не подавал, и ни у кого кроме подрядчика компенсаций не запрашивал - и те только за материалы, а восстанавливали ремонт мы своими силами.
Место действия — Москва.
В Москве местная власть в контексте капремонта представлена следующими организациями в порядке повышения полномочий и значимости: управа района, Префектура округа, Мэрия с департаментами ЖКХ и капитального ремонта и т.д. Чтобы узнать какие структуры представлены в вашем городе — используйте интернет и телефон (я так действовал).
Пример второй сработавшей жалобы.
Почему после этой жалобы подрядчик компенсировал нам стоимость восстановления ремонта и в ванной, и на кухне - в пояснении ниже. Галерея из 2 скриншотов, листайте:
Пояснение:
Тогда в июле я заподозрил прораба во лжи. Чтобы зря не ссориться, я попросил его сослаться на закон, текст которого подтвердил бы невероятные заявления прораба. Сперва мне грубо отказали в просьбе, а после предложили почитать Жилищный кодекс РФ. Ну я и прочел все относящиеся к капремонту статьи Жилищного кодекса - однако ответов на спорные вопросы не нашел.
Мне нужно было строгое определение выражения "обеспечить свободный доступ". Дело в том, что каждая заинтересованная сторона будет интерпретировать эти слова в свою пользу. Например, юристы подрядчика с пеной у рта убеждают всех, что свободный доступ это когда жилец своими силами и за свой счет убирает даже предусмотренные проектом дома стены, чтобы в короб с трубами поместился слон. А жилец может определять "свободный доступ" как просто пустить рабочих в квартиру. На самом же деле настоящим определением будет только прямо указанное в законе. К сожалению, на такой закон никто не смог сослаться. Убедившись в некомпетентности подрядчика, я адресовал просьбу Фонду капитального ремонта - тамошний оператор заявил, что не верит, будто кто-то смог прочитать хотя бы один раздел Жилищного кодекса и предложил мне самостоятельно поискать ответ в интернете.
Вот и думайте - а есть ли польза от Фонда капитального ремонта?
Не найдя ответа своими силами я обратился за помощью в Департамент ЖКХ и заодно, чтобы показать серьезность проблемы, отправил жалобу на утаивание информации и отказ подрядчика от восстановления ремонта в ванной. Моей единственной целью было получить информацию - хотя бы названия конкретных законов, о которых я мог не знать - нужный ответ я бы вычитал в них сам. Окажись закон не в мою пользу, я бы успокоился, а если в мою - требовал бы от подрядчика соблюдения конкретного закона.
Первая компенсация:
Даже в Департаменте ЖКХ не смогли дать прямого определения и ссылок на законы и постановления, которые я не прочел на тот момент. Однако там сработали успешно - так поручили Фонду капремонта отработать жалобу, что уже через неделю прораб подрядчика пришел просить меня подтвердить отсутствие претензий. Наглости ему хватило на том основании, что после их отказа мы своими силами заделали дыру (даже следов не осталось). По мнению лживого прораба, раз дыры нет, то и претензии быть не может. Но претензия была! Уже не на дыру, а на незаконный отказ в восстановлении поврежденного подрядчиком имущества жильцов. Прораб спросил что нужно для закрытия вопроса. Я предоставил чек из магазина на материалы для ремонта. На следующий день подрядчик выплатил мне эту сумму наличными и получил мою подпись. Так была закрыта одна часть жалобы.
Вторая компенсация:
Хотя жалобу начинают отрабатывать уже через неделю, официальный ответ на нее (с печатью организации, подписью ответственного лица) приходит только через месяц. Пока я ждал ответное письмо нам поменяли трубы на кухне (фотографии короба в статье "Мифы капитального ремонта"). Ремонт здесь мы опять восстановили сами (два выходных потрачены в нуль). Поскольку работу по замене стояков провели по закону, то есть подрядчик сам сломал короб, прораб теперь пришел за следующей подписью об отсутствии претензий по кухне. Я от руки на листе А4 по пунктам перечислил все материалы, которые мы использовали для восстановления ремонта, указал их отдельную и суммарную стоимость. Этот лист вместе с чеками передал уже новому прорабу после получения от него указанной в "счете" суммы, далее поставил подпись на расписке, что по работам на кухне претензий не имею.
Третья компенсация и третья сработавшая жалоба:
Следующую компенсацию, за испорченную дверь, можно было получить мирно, то есть без жалобы. Потому что теперь подрядчик знал, что за повреждение чужого имущества приходится платить.
К сожалению, некомпетентные работники просто не могут закончить дело ни без вреда, ни без проблем.
Один рабочий не подумав о последствиях нахамил моей маме! Более того новый прораб, даже не одернул хама, а только молча стоял будто так и надо. В этот же день вечером в Департамент ЖКХ я направил новую жалобу. В ней я не поленился указать не мало нарушений, на которые закрыл бы глаза, если бы прорабу хватило ума извиниться перед моей мамой за подчиненного-грубияна. Эту жалобу почему-то отрабатывали в особом порядке - ответственному контролеру из Фонда капитального ремонта пришлось самому дважды приехать ко мне, чтобы ее закрыть.
Про то, что контролер от Фонда капремонта - наглец, приезжающий без предупреждения в удобное только ему время; делающий вид, что не умеет читать; требующий "войти в его положение"; подробно писать не буду.
Компенсацию за поврежденную дверь тоже выплатили наличными.
Почему мои жалобы сработали?
Точного ответа у меня нет. Я могу только предположить, что на положительный исход повлияли: бюрократия и выведенная мною формула обращений.
Под бюрократией я имею в виду обязательство бюджетных предприятий с меньшими полномочиями в некоторых ситуациях отчитываться перед вышестоящими организациями. Проще говоря, у каждого начальника поменьше есть свой начальник побольше, а у любого контролера есть супервайзер его проверяющий. Поэтому если районная управа не стала разбираться с нарушением, следующую жалобу (указав в ней на неудовлетворительный результат от управы) надо отправлять в Префектуру округа. Оттуда жалобу "спустят" в управу, которая теперь уже будет нести ответственность перед Префектурой, и поэтому не сможет не отработать эту жалобу. Если же результат снова не подходит, а вы уверены в своей правоте, то жалобу на нарушение, управу и Префектуру, надо направлять в следующую вышестоящую организацию - Департамент ЖКХ. Выше, к счастью, мне не доводилось обращаться.
Рецепт успешного обращения и жалобы.
Вам понадобится запас вежливости и терпения, смартфон с камерой, а так же интернет. Без этого шансы на успешную обработку жалобы стремятся к нулю.
Необходимо соблюдать строгую последовательность действий каждый раз. Перечислю эти действия по порядку, начиная с первого:
- Обнаружить нарушение и зафиксировать его на фото;
- Убедиться, что это настоящее нарушение, а не просто ненавистное только вам явление (для этого я искал информацию в интернете и спрашивал сведущих людей);
- Определить цель обращения (если нужно устранение нарушений - жалуйтесь и не ждите, что кто-то сделает это за вас. Если хочется просто поныть, какой подрядчик плохой, тогда не пишите писем - жалуйтесь своим близким);
- Вежливо обратиться к виновнику с просьбой устранить нарушение в разумный срок (например дать 1 неделю управляющей компании на уборку мусора в подъезде) и ждать пока этот срок не выйдет;
- Если срок вышел и нарушение не устранено - писать бумажное или электронное письмо в орган местной власти, начиная с самого маленького (как составить письмо - ниже);
- После отправки письма-обращения или жалобы в орган местной власти, ждать 1 месяц до получения официального письменного ответа от этого органа (если обращение будут отрабатывать, то обычно это начинают делать примерно через неделю после его получения);
- Если "первая инстанция" не помогла, а вы уверены в своей правоте - тогда укажите в новом письме неудовлетворительный результат работы первой организации и отправьте его в следующий по значимости орган местной власти. До получения официального письменного ответа снова придется ждать месяц. Однако новую жалобу могут отработать, а нарушение - устранить, уже через 1-2 недели.
Как, на мой взгляд, надо составлять письмо-жалобу:
Шаг 1. Выбрать орган местной власти с наименьшими полномочиями, узнать кто его руководитель, на имя которого надо направить первое письмо, и почтовый адрес или электронную почту. В Москве это управа района. Будьте готовы, что официальный ответ от "первой инстанции" может быть небрежным, мягко говоря. Мне глава нашей управы - Е.И. Силкин, подписал составленный не им ответ не читая:
Поэтому дальнейшие обращения и жалобы я направлял сразу в Префектуру ЮАО и Департамент ЖКХ (спасибо им за оперативно принимаемые меры!)
Шаг 2. Коротко представиться и объяснить почему вы пишете конкретному должностному лицу (префекту, начальнику департамента ЖКХ и т.д.). Причина подтверждает значимость обращения и экономит ваше время. Представьте, что жалобу отправили вам. Вашей первой реакцией будет спросить: "Почему именно мне?" Основанием может быть бездействие подрядчика или предыдущего по значению органа власти.
Шаг 3. По пунктам перечислить все нарушения (имеющиеся и зафиксированные) и виновников. Должностное лицо - человек занятой, у него нет времени оценивать ваш писательский талант. Хотите, чтобы жалобу отработали полностью и ничего не пропустили - пишите списком.
Если нарушение отказались устранять, а вы уверены в неправомерности такого решения, и готовы потратить свое время, тогда в повторной жалобе в качестве основания укажите статью и пункт конкретного закона, подтверждающие вашу правоту. Я тоже не юрист. Я делал запрос в поисковике " ..название проблемы.. закон", искал подходящие под ситуацию законы и читал их целиком.
Шаг 4. Предложить решение проблемы, то есть прямо написать, что вы хотите от должностного лица. Если только перечислить нарушения, то максимум можно надеяться - вас поблагодарят, что поставили в известность. Если же вам нужно, чтобы нарушения устранили - так и пишите: "Прошу устранить указанные нарушения". В случае с мусором в подъезде следует писать "прошу обязать управляющую компанию убрать мусор и возобновить регулярную уборку подъездов".
Шаг 5. Писать вежливо и заканчивать письмо "с уважением, Имя Фамилия". Никто не хочет иметь дел с хамами и грубиянками, которым "все обязаны". Если вы пишете в вышестоящую организацию, то это вы просите помощь, а не у вас. Только когда вы пишете виновнику нарушения, можно, и то в вежливой форме, требовать устранения этого нарушения. Дело в том, что любые должностные лица: и оператор, и директор, прежде всего люди. Вы бы вряд ли помогли тем, кто сначала нахамил бы вам, а после потребовал решить их проблемы.
Шаг 6. Приложить фото-доказательства нарушений, перечислить названия фото по датам и отправить письмо-жалобу.
Вот по такой формуле я и составлял обращения и жалобы.
Надеюсь мой опыт поможет вам сэкономить время и решить возможные проблемы в области ЖКХ!
Спасибо за прочтение :-)
Предыдущая статья: "Мифы капитального ремонта".