Найти в Дзене
ФИЗИКА ВЗРЫВА

Ядерный взрыв РДС-9, испытания ядерной торпеды Т-5 с зарядом РДС-9 + Советская кинохроника

Оглавление

Испытание торпеды Т-5 (Ядерное испытание № 22)

Ядерное испытание № 22 - первое советское подводное ядерное испытание, проведённое в бухте Чёрной губы на полигоне Новая Земля 21 сентября 1955 года, с целью испытания нового образца ядерного заряда (РДС-9) для торпед калибра 533 миллиметра, и изучения поражающих факторов подводного ядерного взрыва на вооружение, военную технику и береговые сооружения.

Заряд был подорван на глубине 12 метров, энерговыделение составило 3,5 килотонны.

Подготовка к испытанию

Окончательное постановление Совета Министров СССР о проведении первого испытания на Новой Земле было принято 25 августа 1955 года. Целью испытания было: изучение воздействия поражающих факторов подводного ядерного взрыва на корабли и подводные лодки, на различное военное имущество, и береговые объекты, и изучение физики подводного взрыва. Прогнозируемая мощность взрыва должна была составлять от 1,3 до 11 кт, такой разброс говорил о неустойчивой работе заряда РДС.

Полигон на Новой Земле был построен примерно за один год; на строительство полигона для первого подводного ядерного взрыва было потрачено 135 000 000 рублей, что в грубой оценке эквивалентно десяткам миллиардов российских рублей. Средняя глубина акватории составляла 35 м, самая глубокая часть — 70 м. Корабли-мишени находились на 6 радиусах, от 300 до 3000 м. Корабли размещались и бортом и носом к эпицентру взрыва, подводные лодки находились в подводном положении и на перископной глубине. На кораблях была установлена различная кино-, фото- и измерительная аппаратура. В испытаниях участвовали 100 собак, из которых 75 находились на кораблях-мишенях, 25 - на береговых объектах.

Торпеда была собрана в цеху здания (ДАФ), находящегося на побережье залива Рогачёва, а потом эскортирована в трюме тральщика (Т-293 («Охотник») проекта 253л) с кораблями ВМФ к месту подрыва. Торпеду опускали в воду с тральщика в вертикальном положении, на глубину 12 м (приблизительный ход торпеды) с помощью специальных лебёдок, этой операцией руководил капитан-лейтенант Е. Л. Пешкур. До самого взрыва торпеда находилась в подвешенном состоянии под тральщиком.

Испытание

Накануне испытаний, когда всё было готово и весь личный состав уже был снят с кораблей-мишеней, над районом испытаний резко ухудшилась погода. Появился плотный туман, по прогнозам — на длительный срок. Проведение испытания в туманную погоду означало лишиться ценных оптических наблюдений. Но 20 сентября, когда ничего не предвещало улучшений погоды, начальник метеослужбы полковник Н. П. Беляков даёт прогноз, что завтра, 21 сентября, будет окно в тумане. Ранним утром 21 сентября казалось, что прогноз не сбудется, когда с аэродрома в Рогачёве пришёл доклад, что туман уходит. Была дана команда о начале проведения испытаний. Заряд был подорван по радиосигналу автомата подрыва с корабля «Эмба» в 8 часов утра 21 сентября 1955 года.

Результаты

Взрыв произошёл в районе, имевшем глубину 55 — 60 м. По кинематическим характеристикам мощность взрыва определена с точностью ±0,3 кт, по измерениям подводной ударной волны — с точностью ±0,7 кт. Итого, точный тротиловый эквивалент равен 3,5 килотонны.

Интересные факты

Испытание Т-5 хотели разово провести на Кольском полуострове (Мурманская обл.) в районе полуострова Нокуев, что в 130 км восточнее от Мурманска. Но Главком ВМФ Н. Г. Кузнецов отверг эту идею разового испытания, сказав: «Одним испытанием не обойдется, а Кольскую землю нужно беречь. Ищите!» Также, против испытаний на Кольском полуострове был министр среднего машиностроения В. А. Малышев. Во время взрыва затонул только один корабль (не считая тральщика — носителя атомного боеприпаса, — который был полностью разрушен взрывом).