Министерство финансов РФ будет вкладывать в Фонд национального благосостояния (ФНБ) порядка 3 трлн руб. в год, а доставать – лишь по 3% от всего объема. Зачерпнуть из «кубышки» позволят только для реализации коммерчески привлекательных инфраструктурных проектов, которые и так получат деньги из бюджета. Без поддержки останутся реальный сектор и сельское хозяйство, а это значит, что Минфин, вопреки всем заверениям, так и не собирается менять сырьевой характер экономики.
На минувшей неделе Госдума утвердила бюджет на 2022-2024 годы, а свои подходы министерство Антона Силуанова зафиксировало в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на ближайшие три года. Этот документ не обсуждается широко, хотя фактически определяет, на что государство будет тратить деньги. В Совете Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России изучили планы Минфина и пришли к выводу, что финансовое ведомство ведет экономику вовсе не по тому пути, по которому просил президент.
Документ нацелен на 3%-й рост ВВП страны, тогда как мировая экономика будет расти в два раза быстрее. «Российская экономика может развиваться темпами, существенно опережающими мировые, при условии перехода к стимулирующей бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике», — говорится в итоговом документе заседания Совета.
Ограничивающим фактором оказывается то, что вместо стимулирования Минфин выбирает откладывать деньги в ФНБ, продолжая следовать бюджетному правилу, которое ограничивает расходы бюджета. Все средства сверх цены отсечения стоимости нефти по-прежнему будут уходить в «кубышку». И эти накопления только возрастают в условиях пандемии. Если в 2019 г. объем ФНБ составлял 7,8 трлн руб., то в 2020-м – уже 13,5 трлн, а к 2024 г. должен достигнуть 23,3 трлн руб., или 15,4 ВВП. Брать из «копилки» разрешат только на «инвестиционно привлекательные» инфраструктурные проекты, по 3% в год и с возвратом.
«Предусматривается отправлять в ФНБ порядка 3 трлн руб. в год. Это в 10 раз больше, чем тратится на гособоронзаказ. Это в 100 раз больше, чем предполагается строить больниц, это в 300 раз больше, чем планируется тратить на модернизацию сельского хозяйства. И ФНБ рассматривается как деньги, которые не должны работать на экономику России»,
– заявил председатель Совета ТПП Константин Бабкин.
Совет предлагает несколько мер.
· Нужно отказаться от следования бюджетному правилу, либо увеличить объем финансирования из ФНБ проектов в реальном секторе экономики с 3% до 30%.
· По мнению промышленников, определять приоритетность финансирования следует исходя не из коммерческой заинтересованности инвесторов, а из стратегической значимости проектов.
· Эксперты Совета считают, что росту экономики поможет стимулирующая налоговая политика, когда от части выплат освобождаются те, кто вкладывается в модернизацию и повышение зарплат.
· В ТПП считают нужным ввести таможенные тарифы для поощрения экспорта российской продукции. Нынешняя таможенно-тарифная политика не достигла цели — не привела к снижению цен на регулируемую продукцию: нефть, металлы, зерно.
· Вместо ограничения цен на товары народного потребления, нужно принимать меры для сдерживания тарифов естественных монополий, чтобы остановить удорожание газа, воды, электроэнергии, перевозок, что влияет на себестоимость продукции.
Российская экономика должна и может расти темпами выше мировых. Для этого ведомству, ответственному за ее развитие, нужно ставить амбициозные цели и пересмотреть доказавшие неэффективность подходы, считают в Совете ТПП. «Основные направления бюджетной политики» противоречат «майским указам» президента и целям Стратегии национальной безопасности России, заключили эксперты.
Соб. инф.