Несмотря на то, что после битвы при Гастингсе на поле стала превалировать кавалерия, спрос на пехоту никуда не девался. В качестве вспомогательных войск она все еще была необходима. Можем вспомнить битву при Арсуфе, где она неплохо себя показала.
Со сколь-нибудь обученной пехотой были проблемы (любое, даже самое умелое ополчение все равно могло заскучать и разойтись по домам, если непосредственно им ничего не угрожало), потому спрос оставался неудовлетворенным, стали требоваться наемники.
Одними из известных были т.н. Брабансоны - наемники, которые чаще всего были выходцами из Брабанта. Первое их упоминание было в 1166 году. Это были тяжелые копейщики с большими щитами, чьи услуги высоко ценились - особенно они были незаменимы, например, при осадах или для противостояния вражеской конницы. Однако, они были не совсем надежны и склонны к мародерству - и вообще они и их предводители, как упоминается, были весьма своевольны. Эта черта вообще всех наемников того времени - первым самым честным наемником был Джон Хоквуд.
Брабансоны не просто были жестокими мародерами, им вообще приписывали буквально все смертные грехи:
Новая и особенно опасная секта. Бойцы этих гнилых были защищены с головы до ног кожаной курткой и были вооружены сталью, посохами и железом. Они ходили тысячами и превращали монастыри, деревни и города в пепел. С насилием, но не считая это грехом, они совершили прелюбодеяние, сказав: «Бога нет».
Уолтер Мап, 1180
Проявили свое нутро они уже в битве при Тускулуме - числом их было от 400-1500 по разным источникам, они сражались на стороне Фредерика Барбаросса, императора Священной Римской Империи. В бою они себя проявили отлично, как и фламандские наемники, но... по дороге домой опустошили Шапмань, несмотря на то, что их до этого щедро одарили добычей.
Предполагается, что брабансоны участвовали и в битве при Линкольне, в 1141, в гражданской войне в Англии, под командованием Вильгельма Ипрского, но в сражении они бросили короля Стефана Блуасского (одного из внуков Вильгельма Завоевателя)
Однако, вернулись они (точнее это едва ли были те же люди) в Англию в 1173 году и помогли подавить очередное восстание. Репутация их была такова, что, фламандцы, например, не рисковали вставать у них на пути.
в 1177 брабансонам уже пришлось бороться с конкуренцией - Аквитанию наводнили баски, каталонцы, арагонцы. Несмотря на то, что к 1179 году их отлучили от церкви, их услугами все также пользовались - однажды к их услугам прибег даже германский архиепископ.
Однако, несмотря на их необузданность - приходилось им терпеть и серьезные поражения - и не только от рыцарей, но от ополчения. Впрочем, потерпев поражение и покинув поле боя, они все равно оставались проблемой, продолжая свои грабежи. Тем не менее, их использовал даже Ричард Львиное Сердце - до того, как был прозван таковым.
В последний раз они были использованы в 1214 году, в битве при Бувине. Они оказались на стороне проигравших, понесли серьезные потери в бою с французскими рыцарями - в силу обстоятельств они, судя по всему, ушли из боя последними.
Впрочем, под командованием Реджинальда Булонского, они проявили себя доблестно, отбиваясь от всадников в построении шилтрон, которое было для копейщиков со щитами наиболее подходящим. После сражения от их банд осталось не более 400, а потом они больше не упоминались.