Найти тему

О плюсах и минусах онлайн-образования на собственном опыте

Оглавление

Анализирую собственный опыт получения онлайн-образования. Плюсов и минусов примерно поровну. И надо двигаться дальше, очевидно же, что компьютерные технологии и удаленный режим - наша новая реальность, поэтому, надеюсь, что статья будет интересна всем, кто только собирается на учебу. Преподавателям и владельцам онлайн-школ тоже полезно.

Фото: Пиксабай
Фото: Пиксабай

Летом закончила Высшие библиотечные курсы. Учились мы в удаленном режиме, на специальной платформе. Методист выдала пароль для входа. В назначенное время нужно было войти и присоединиться к группе.

Преподавателя было хорошо видно и слышно. Наши прекрасные лекторы, специалисты высочайшего уровня, приходили в Учебный центр и добросовестно начитывали учебный материал. Хронометраж лекций стандартен: 1 час 20 минут, пара – перерыв – снова пара.

О плюсах

В режиме реального времени можно было задавать вопросы, это предусмотрено на платформе. Плюс – все же есть минимальное "живое" общение. Минус – не всегда успеваешь осмыслить материал, иногда вопросы возникают по мере усвоения, при повторении, а лектор уже недоступен. Но это все же короткие курсы, роптать не приходилось. И чаще всего ответ находился самостоятельно.

Занимались мы по расписанию, с установленными «переменками». Но я же дома! И отбежать от экрана, чтобы налить себе чашку кофе – не проблема, а плюс. Полная свобода. Некоторые лекции прослушаны мной второй раз в формате аудио.

Лекции можно было слушать и смотреть не только в реальном времени, но и в записи. Что удобно, если по какой-либо причине, нужен повтор учебного материала. Для такой студентки, как я – это огромный плюс, прямо плюсище! Потому что новая информация требовала к себе внимания.

Фото: Пиксабай
Фото: Пиксабай

Следующий плюс. Большое количество учебного материала было представлено в презентациях. Ее можно скачать, спокойно изучить вместе с конспектом лекций, что я писала тут же на ноутбуке, благо десятипальцевый слепой метод печати мне доступен. В итоге получила потрясающий, нужный материал.

Немаловажный плюс. Дистанционное обучение сэкономило время и деньги. Не было ежедневных нервов на утренний проезд в метро. День можно было спокойно начинать на час позже. Макияж, наряды тоже не требовались – кто меня видит дома-то?

О минусах

О минусах онлайн-образования тоже надо поговорить. Естественно, что они были. Повторюсь, что все, что пишу, основано на личном опыте и это мои персональные ощущения.

Минус – огромный вал информации. В онлайне совершенно не так воспринимается, как при оффлайне. Не могу сказать – почему. Эта граница, в виде экрана компа, как будто мешает. Может, потому, что уже выработалась привычка к короткой интернет-информации. Тут требовалась «перестройка» восприятия.

Второй минус – минимум самостоятельной нагрузки. На таких курсах обучаются люди, которые уже имеют работу, заняты и времени на подробные домашние задания не имеют. Поэтому логично желание большинства преподавателей дать больше на лекции. Но такой подход, вместе с тем количеством материала, что мы получали, приводил к «эффекту телепередачи» - посмотрел и благополучно забыл. Приходилось себя держать в тонусе, не расслабляться. И возвращаться к прослушанному.

Фото: Пиксабай
Фото: Пиксабай

Третий минус – это дикция и скорость речи. Все мы самые обычные и говорим в реальной жизни не так, как профессиональные артисты. А при учебе, когда имена и многие термины слушатель слышит первый раз, нечеткое произношение может сослужить плохую службу. Как минимум, информация пролетит мимо, а как максимум, будет усвоена неверно.

Я хохотала, когда читала свой конспект – чего я там только не написала, хоть и обладаю прекрасным музыкальным слухом. Была бы онлайн-доска, где преподаватель во время лекции мог бы писать новые термины, имена, даты, было бы легче.

В онлайне лучше говорить чуть медленнее, чем в жизни. Совсем немного, на доли секунд, но наличие даже крошечных пауз между словами делает речь легче для восприятия. И кстати, большинство наших преподавателей, уловили нужный ритм речи. Но минус – слишком быстро – все же присутствовал.

И последний минус – самый основной. Это отсутствие «живого общения». Как между слушателями и преподавателями, так и между «однокашниками». Короткие сообщения в чате не в счет. Группа подобралась очень интересная, удалось увидеть одногруппников только на финальной защите, в онлайн-конференции. Как было бы интересно пообщаться в реале, обменяться знаниями, опытом, да и просто подружиться. Онлайн-учеба не предоставляет такой возможности – прослушали лекции и отключились.

Преподавателям тоже не сладко. Весь учебный материал требовалось оцифровать. Отсутствие живой реакции студента, разговор с экраном, а не с аудиторией – все это накладывает особый отпечаток, призывает стать «говорящей головой», что очень обедняет лекционный процесс.

«Отсутствие присутствия» совершенно непреодолимый минус онлайна. Только взаимный интерес его немного сглаживал. А еще цель – получить новые знания, а, в конечном итоге, новую профессию.

Фото: Пиксабай
Фото: Пиксабай

Какие же из всего этого выводы?

Получила великолепный опыт, которым поделилась здесь, в Дзене. На профессиональное переобучение больше не отважусь, потому что это слишком затратно по силам и времени. Буду выбирать короткие курсы и лекции по интересам и практической применимости. Один уже выбрала – это учебный курс «Дзена», заканчиваю цикл о текстах. Об этом тоже расскажу, но в другой раз.

Эта статья вторая, первая про то, как я выбирала курсы – здесь. Онлайн-учеба стала частью нашей новой реальности, и, несмотря, на минусы, плюсы все же существеннее. Так что буду продолжать, интернет доступен, а университет дома – это счастье.