В одной из прошлых статей я вскользь упоминал, что среди репортажных фотографов стоит выделить группу специалистов, которые фотографируют съемочный процесс фильма. Тем самым они документируют интересные и памятные моменты для истории. Я думал и пытался дать название данному жанру, да так ничего и не получилось.
Несмотря на это в мире уже есть фотографы, кто занимается такими съемками. По праву лучшим в этом деле среди зарубежных фотографов можно считать английского фотографа Грега Вильямса. За свою фотокарьеру он снял десятки лучших мировых звезд, как во время съемок фильмов, так и за кулисами. Среди его моделей были такие артисты, как Анджелина Джоли и Дэниел Крейг, Галь Гадот и Бенедикт Кембербетч, Сальма Хайек и Мэт Дэймон и другие знаменитости.
А вот у меня возник вопрос: есть ли среди русских фотографов подобные, ведь у нас также кинематограф развит?
И знаете ли что? Есть.
Кто такой Георгий Тер-Ованесов?
В советское время был такой фотограф! Звали его Георгий Макарович Тер-Ованесов.
Родился Георгий Макарович в 1925 году в Самарканде.
Окончил Ташкентское общевойсковое училище и практически сразу попал на фронт Великой Отечественной войны. Воевал он на Центральном и Первом Белорусских фронтах, где ему предстояло сражаться в битвах при Курской дуге.
Воином Ованесов оказался храбрым, что во время войны в качестве боевой награды получил свой первый фотоаппарат. С того момента жизнь Георгия изменилась. Фотография его затянула на всю жизнь.
После войны друзья ему помогли устроиться на фотокомбинат. Счастливый случай подвернулся и там. Однажды заведующий отделом литературы и искусства «Вечерней Москвы» Всеволод Шевцов увидел его работы. Они ему понравились, и молодой фотограф получил приглашение поработать фотокорреспондентом.
В 1958 году Георгий Ованесов вместе с журналистом Андреем Эрштремом работал над первым номером журнала «Советский экран».
Имея знания и опыт, вскоре он стал спец.корром других киноизданий, таких как: «Новости кино», «Советский фильм», «Совэкспортфильм», «Союзинформкино», «Искусство кино». Георгий стал также корреспондентом зарубежных изданий: чехословацкого журнала «Фильм и дивадло», немецких «Фильм» и «Фрае вельт».
С таким багажом Георгий Макарович удачно попал в кино, где стал кинофотографом. Ах! Вот же оно, определение-то! Кинофотограф! Я нашел его!
Каким был кинофотографом Георгий Тер-Ованесов?
Именно Ованесову доверяли почти все съемки своих портретов актеры и артисты советского кино. Фактически Георгий был одним из немногих, кто был вхож в мир отечественного кино, допускали к съемкам любимых народных артистов, а те безоговорочно доверяли себя объективу и камере фотографа. В киношных кругах фотографа ласково называли Жорик, а чаще всего на французский манер – Жорж.
Писатель Эдуард Хруцкий в своей книге «Тени в переулке» написал про Георгия Ованесова следующие строки:
«Он не просто ставил свет и щелкал затвором фотоаппарата. Жорж дружил со своими моделями, встречался с ними, спорил. Олег Стриженов, Борис Андреев, Никита Михалков, Георгий Жженов… Невозможно перечислить всех»
Среди его моделей было действительно много советских артистов: Евгений Евстигнеев и Фрунзик Мкртчян, Лев Прыгунов и Андрей Миронов, Николай Крючков и Георгий Юматов, Игорь Ильинский и Игорь Кваша, и другие.
Особо стоит выделить, как Георгий запечатлел навсегда прекрасную молодость советских актрис.
Снимки артистов Тер-Ованесова печатались на Союзпечати, а потом их продавали. Продавались они хорошо. Их буквально можно было купить в каждом киоске за 8 копеек. По этому случаю такие фотографии прозвали «звезда за 8 копеек».
Итоги
Георгий Тер-Ованесов был участником и лауреатом многочисленных международных фотовыставок. В 2005 году ему присвоили звание «Заслуженного деятеля искусств РФ». К сожалению, в декабре 2007 года знаменитого в киношных кругах фотографа не стало.
Его фотографии со звездами советского кино расходились тысячными тиражами. Снимки становились знаменитыми по всей стране и за ее пределами. Артисты на них приобретали еще большую популярность, их знали все, а кто создал их на фотокарточках, знали единицы.
Теперь вы знаете, кто был тем самым звездным фотографом в СССР, чьи фотографии вы много раз видел в печати и на разных экранах.
И это ещё не всё
Не каждому фотографу улыбается широко удача в жизни, как Георгию Тер-Ованесов, чтобы попасть в такие интереснейшие сферы для фотографии, как кино. На самом деле таких фотографов единицы и можно только порадоваться за них.
Мне хотелось бы вам предложить статью про другого фотографа Юсуфа Карша, который также однажды в 1941 году поймал удачу за хвост в лице Уинстона Черчилля. Он снял его самый знаменитый портрет. Как это было и что пришлось сделать фотографу с популярным тогда премьер-министром Великобритании, читайте и смотрите в статье ниже.
По хештегу #история в фотографиях от я фотограф вы найдете другие фотопутешествия
Рекомендую пройти по хештегу и отправляться покорять историю в фотографиях!
Ну, и...
Подписывайтесь на канал! Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Делитесь статьями в интернете.
Удачного дня!