Найти тему
Александр Дедушка

«Горе, великое горе…» - предупреждал людей св. Серафим Саровский. О чем?

К разного рода предупреждениям мы привыкли относиться с недоверием. Даже если это предупреждения о каких-то природных или погодных аномалиях и катаклизмах.

Тем более это относится к духовным предупреждениям, которые оставили нам святые люди. Мы над нами если не смеемся, то чаще всего не замечаем, а если они все же попадаются нам на глаза, то не обращаем особого внимания.

Ведь это не какие-то предсказания с указанием точных дат и знамений, - что в этом интересного? Нам кажется, что к нам это имеет небольшое отношение, даже если это конкретные духовные рекомендации.

А зря! Предупреждения святых всегда основаны на евангельских истинах, подтвержденных несомненным духовным опытом. Тот, кто пренебрегает рекомендациями святых, просто обречен повторять ошибки неискушенных людей и пожинать плоды собственного легкомыслия.

Давайте в этой связи присмотримся к одному предупреждению св. Серафима Саровского.

Оно интересно тем, что мы как раз этим предупреждением чаще всего пренебрегаем, а значит, волей или неволей, подтверждаем его истинность собственным негативным опытом. Но мало этого – еще и подвергаемся, по словам св. Серафима, гневу Божию.

В своей беседе о цели христианской жизни, батюшка Серафим все время говорит о том, что верующий христианин должен все время стараться быть в Духе Божьем.

А его предупреждение как раз и касается наиболее повсеместно распространенной причины утраты этого Духа.

Увы – это все о нас:

«О, как желал бы я…, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет!»

Итак, горе, великое горе всем нам, христианам, отягощенным попечениями и печалями житейскими!

Слов «В чем застану, в том и буду судить» - нет в Евангелии, но они есть в так называемых «Аграфах» - словах Христа, сохраненных в Церковном предании, и в частности в писаниях Иустина Мученика, жившего во II в. н.э. и принадлежащего к первым поколениям апостольских учеников.

Они находят подтверждение в евангельских словах Иисуса Христа:

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Мф. 24. 42.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Лк. 21. 34.

Так почему же «горе»!?..

А именно потому, что описанное Иисусом Христом состояние и лишает нас Духа Божия, и мы по факту перестаем быть Христовыми чадами, а значит, лишаемся своей надежды на спасение.

По этому-то и горе!..

Удивительно, как мы беспечны к этому предупреждению Христа, вновь повторенному для нас батюшкой Серафимом!

Нам кажется: я же верующий – и Бог простит!..

А может быть и так, что Богу некого будет прощать. Прощать Он будет Своих чад, которых найдет на момент Своего пришествия. А если нас среди них не окажется?

Если в этот час, когда Бог будет нас судить, Он не застанет нас среди Своих последователей, именно из-за поглощенности заботами житейскими?..

Что же в этом случае? Разве это не «великое горе»?.. Считать себя христианином, надеяться на спасение и лишиться его по своей беспечности, легкомыслию, самонадеянности?

Просто потому, что Христос не найдет в тебе Своего Духа, которого ты лишился, погрузившись в житейские заботы?..

Ну что – кажется, все уже осознали всю серьезность озвученного предупреждения?

Поэтому давайте внимательнее присмотримся к нему.

У Иисуса Христа сначала идет объядение и пьянство…

Решайте сами, насколько они вас касаются. Думается, что вряд ли найдется хоть один христианин, который хотя бы несколько раз в жизни не был подвержен подобным «отягощениям».

Давайте внутренне содрогнемся: а если бы Христос и пришел именно в эти моменты? Что бы с нами было? Мы бы так и отправились - объевшиеся и пьяные! - в Царство Небесное?.. Смешно, если бы не было так страшно.

«Заботы житейские», идущие у Христа следом, у батюшки Серафима распадаются на две категории:

- попечения житейские;

- печали житейские.

И то и другое должно ужаснуть нас своей актуальностью.

«Попечения житейские» - кто от них свободен? Правильно – никто, и Христос был бы несправедлив, если бы за одни их лишал нас Своего Духа и Царства Небесного.

Но апостол Павел прояснил ситуацию своим коротким замечанием:

«…облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Рим. 13. 14.

«Облекаться во Христа» - это как раз и хранить в себе Его Дух, к стяжанию которого и призывает батюшка Серафим.

А вот вторая половина замечания и говорит о том, когда мы лишаемся этого Духа Христова: когда простые жизненные заботы превращаем в «похоти» - то есть греховные вожделения, затмевающие нам разум, изгоняющие из сердца Бога и, следовательно, лишающие нас Христова Духа.

Все наши деньжонки, вкладики, зарплатки, квартирки, дачки, карьерки, статусики, властишки, здоровьишки, детишки, развлекалки и проч. и проч….

Как только к чему-либо появляется «похоть» - все! Духа Христова в нас не остается, а значит, если Христос в этот момент возвращается – Он нас среди «СВОИХ» не находит.

Горе! Действительно – горе!..

А печали житейские? А они просто продолжение попечений, превращенных в похоти. Любая похоть рано или поздно заканчивается печалью, ибо никогда не может быть удовлетворена полностью.

Ибо это не потребность, а похоть. Ты поел и попил – сыт и доволен, купил – и хорошо? Нет.

Поесть и попить надо непременно вкусное, а купить такое, чем можно гордиться, и себе и другим доказывая, что «не хуже других»…

И так во всем. Представьте, сколько поводов для печали!.. Ибо всегда найдутся люди, которые едят вкуснее, и покупают лучшее, и живут интереснее!.. Сплошная печаль!..

Только вот опять пришел Христос – а ты не с Ним, а со своей печалью. И так и останешься с нею…

Горе?.. Когда ты осознаешь, что твоя житейская печаль обернулась горем – уже будет поздно.

Так что давайте осознаем всю серьезность предупреждения батюшки Серафима. Ведь, по его словам, лишения Духа Христова вызовет еще и гнев Божий.

Как же глуп тот, кто надеется против него устоять!