К разного рода предупреждениям мы привыкли относиться с недоверием. Даже если это предупреждения о каких-то природных или погодных аномалиях и катаклизмах.
Тем более это относится к духовным предупреждениям, которые оставили нам святые люди. Мы над нами если не смеемся, то чаще всего не замечаем, а если они все же попадаются нам на глаза, то не обращаем особого внимания.
Ведь это не какие-то предсказания с указанием точных дат и знамений, - что в этом интересного? Нам кажется, что к нам это имеет небольшое отношение, даже если это конкретные духовные рекомендации.
А зря! Предупреждения святых всегда основаны на евангельских истинах, подтвержденных несомненным духовным опытом. Тот, кто пренебрегает рекомендациями святых, просто обречен повторять ошибки неискушенных людей и пожинать плоды собственного легкомыслия.
Давайте в этой связи присмотримся к одному предупреждению св. Серафима Саровского.
Оно интересно тем, что мы как раз этим предупреждением чаще всего пренебрегаем, а значит, волей или неволей, подтверждаем его истинность собственным негативным опытом. Но мало этого – еще и подвергаемся, по словам св. Серафима, гневу Божию.
В своей беседе о цели христианской жизни, батюшка Серафим все время говорит о том, что верующий христианин должен все время стараться быть в Духе Божьем.
А его предупреждение как раз и касается наиболее повсеместно распространенной причины утраты этого Духа.
Увы – это все о нас:
«О, как желал бы я…, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! «В чем застану, в том и сужу», - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет!»
Итак, горе, великое горе всем нам, христианам, отягощенным попечениями и печалями житейскими!
Слов «В чем застану, в том и буду судить» - нет в Евангелии, но они есть в так называемых «Аграфах» - словах Христа, сохраненных в Церковном предании, и в частности в писаниях Иустина Мученика, жившего во II в. н.э. и принадлежащего к первым поколениям апостольских учеников.
Они находят подтверждение в евангельских словах Иисуса Христа:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Мф. 24. 42.
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Лк. 21. 34.
Так почему же «горе»!?..
А именно потому, что описанное Иисусом Христом состояние и лишает нас Духа Божия, и мы по факту перестаем быть Христовыми чадами, а значит, лишаемся своей надежды на спасение.
По этому-то и горе!..
Удивительно, как мы беспечны к этому предупреждению Христа, вновь повторенному для нас батюшкой Серафимом!
Нам кажется: я же верующий – и Бог простит!..
А может быть и так, что Богу некого будет прощать. Прощать Он будет Своих чад, которых найдет на момент Своего пришествия. А если нас среди них не окажется?
Если в этот час, когда Бог будет нас судить, Он не застанет нас среди Своих последователей, именно из-за поглощенности заботами житейскими?..
Что же в этом случае? Разве это не «великое горе»?.. Считать себя христианином, надеяться на спасение и лишиться его по своей беспечности, легкомыслию, самонадеянности?
Просто потому, что Христос не найдет в тебе Своего Духа, которого ты лишился, погрузившись в житейские заботы?..
Ну что – кажется, все уже осознали всю серьезность озвученного предупреждения?
Поэтому давайте внимательнее присмотримся к нему.
У Иисуса Христа сначала идет объядение и пьянство…
Решайте сами, насколько они вас касаются. Думается, что вряд ли найдется хоть один христианин, который хотя бы несколько раз в жизни не был подвержен подобным «отягощениям».
Давайте внутренне содрогнемся: а если бы Христос и пришел именно в эти моменты? Что бы с нами было? Мы бы так и отправились - объевшиеся и пьяные! - в Царство Небесное?.. Смешно, если бы не было так страшно.
«Заботы житейские», идущие у Христа следом, у батюшки Серафима распадаются на две категории:
- попечения житейские;
- печали житейские.
И то и другое должно ужаснуть нас своей актуальностью.
«Попечения житейские» - кто от них свободен? Правильно – никто, и Христос был бы несправедлив, если бы за одни их лишал нас Своего Духа и Царства Небесного.
Но апостол Павел прояснил ситуацию своим коротким замечанием:
«…облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Рим. 13. 14.
«Облекаться во Христа» - это как раз и хранить в себе Его Дух, к стяжанию которого и призывает батюшка Серафим.
А вот вторая половина замечания и говорит о том, когда мы лишаемся этого Духа Христова: когда простые жизненные заботы превращаем в «похоти» - то есть греховные вожделения, затмевающие нам разум, изгоняющие из сердца Бога и, следовательно, лишающие нас Христова Духа.
Все наши деньжонки, вкладики, зарплатки, квартирки, дачки, карьерки, статусики, властишки, здоровьишки, детишки, развлекалки и проч. и проч….
Как только к чему-либо появляется «похоть» - все! Духа Христова в нас не остается, а значит, если Христос в этот момент возвращается – Он нас среди «СВОИХ» не находит.
Горе! Действительно – горе!..
А печали житейские? А они просто продолжение попечений, превращенных в похоти. Любая похоть рано или поздно заканчивается печалью, ибо никогда не может быть удовлетворена полностью.
Ибо это не потребность, а похоть. Ты поел и попил – сыт и доволен, купил – и хорошо? Нет.
Поесть и попить надо непременно вкусное, а купить такое, чем можно гордиться, и себе и другим доказывая, что «не хуже других»…
И так во всем. Представьте, сколько поводов для печали!.. Ибо всегда найдутся люди, которые едят вкуснее, и покупают лучшее, и живут интереснее!.. Сплошная печаль!..
Только вот опять пришел Христос – а ты не с Ним, а со своей печалью. И так и останешься с нею…
Горе?.. Когда ты осознаешь, что твоя житейская печаль обернулась горем – уже будет поздно.
Так что давайте осознаем всю серьезность предупреждения батюшки Серафима. Ведь, по его словам, лишения Духа Христова вызовет еще и гнев Божий.
Как же глуп тот, кто надеется против него устоять!