То немногое, что осталось от некогда большого завода, на котором число сотрудников доходило до 24 тысяч - это бывший музей истории трудовой и боевой славы завода, который тоже чуть не канул в лета, но всё же был возрождён в виде музея истории завода. Разместился он в новой школе "Авиатор", в микрорайоне построенном на бывших землях САЗа.
После закрытия завода все экспонаты были переданы в Саратовский Государственный Технический Университет, но так и лежали на складе, а после вообще зачем-то были отправлены в райцентр Петровск, где находится филиал учебного заведения. Но благодаря энтузиастам,, бывшим работникам завода, поднялся вопрос о создании музея истории завода, экспонаты (говорят не все), были снова были возвращены в Саратов и из них создана полноценная экспозиция.
Музей получился большой, просторный, светлый. А начинается он с альбома со старыми фотографиями
На стендах вдоль стены представлена вся история завода, но можно и послушать интересный рассказ экскурсовода. Где и как записаться, расскажу в конце.
Часть экспозиции посвящена военному времени, тому, как работал завод оказавшийся недалеко от фронта, выпуская самолёты, гранаты и автоматы всё время наращивая темп. Сотрудников, ушедших на фронт заменили женщины и подростки. Упоминается, конечно и налёт вражеской авиации 23 июня, в результате которого завод был на 70% разрушен но уже через 5 дней продолжил выпуск самолётов и к 13 сентября был восстановлен, выйдя на предыдущие показатели по выпуску самолётов
Моделей комбайнов, с которых начинался завод, тут не увидишь, а вот самолётов полно.
По центру Р-10 (ХАИ-5), первый самолёт выпущенный заводом, слева Як-1 производство которого началось перед войной и шло до 1944 года. Затем его заменил Як-3, модель которого стоит справа. Выпускались и ещё несколько моделей, а потом началась эра реактивных самолётов.
Интересные детали
Недолгое время на заводе выпускались и вертолёты, Ми-4 и Як-24
А с 1965 года началось производство пассажирских реактивных самолётов Як-40, которых к окончанию производства в 1981 году завод выпустил 1006 штук.
Интересная моделька, где видно и внутренности салона
А после начался выпуск Як-42
Так же здесь можно увидеть вооружение военных самолётов
Помимо самолётов, на заводе выпускались и ракеты и мины с миномётами
Продолжалось изготовление и различных военных самолётов, например палубного штурмовика Як-38 с вертикальным взлётом и посадкой, модель которого висит по потолком
А за ним можно разглядеть различные товары народного потребления, тоже производившиеся на заводе. Здесь представлена их часть. У меня были и некоторые из этих игрушек и такие санки
Для птицефабрик выпускались клеточные батареи, в которых выращивали цыплят
Новинка экспозиции - рабочее место инженера-конструктора, где можно увидеть кульман с чертежом самолёта.
Много документов, книг, журналов, наград
И различные сувениры
Всё это - только часть некогда большой коллекции, насчитывающей более 3600 экземпляров. На момент закрытия завода, музей, переживший два пожара и не лучшие времена, благодаря его бывшему директору и хранителю Валентину Аристархову, сумел сохранить 2174 экспоната. Сейчас 780 из них уже представлены в музее, открывшемся в мае этого года. Над остальными ещё предстоит работа.
Попасть в музей можно каждую последнюю субботу месяца по предварительной записи по контактам, указанным на сайте гимназии 34. они могут поменяться, поэтому ссылок не даю, но через поисковик находится легко.
А это небольшое видео прогулки по музею:
Не забудьте поставить дружеский лайк репортажу и подписаться на мой канал
#авиация #история #музей #завод #саратов