Найти тему

Фотографии кораблей всех типов и классов продавались в киосках, но ни на одной не было корабля с радиолокационными станциями.

Пришлось дожидаться наступления полной воды, чтобы войти в док. По нашим понятиям, док – это сооружение для ремонта подводной части корабля. Бывают доки сухие и плавучие. По английским понятиям, док – это часть порта или гавани, отгороженная от залива каменной стеной с воротами, где сохраняется постоянный уровень воды. Разница уровней при приливах и отливах в открытой гавани здесь значительная – от 3 до 5 метров, а в огражденной части (в доке) – не более 0,5–1 метра. Вход и выход из дока производится в полную воду, когда уровни воды в заливе и доке выравниваются. В Розайте командиров лодок С-54 и С-51 разместили на плавбазе британского флота, экипажи лодок – на крейсере «Ливерпуль» (HMS Liverpool). В Средиземном море немецкая подводная лодка одной торпедой попала в борт крейсера. Образовалась громадная пробоина, но корабль остался на плаву и своим ходом дошел до метрополии. Теперь он ждал ремонта. Сюда же в Розайт прибыла С-56, командир капитан-лейтенант Г. И. Щедрин. В начале января 1943 года в Розайте собрались три лодки нашего дивизиона под командованием капитана 1 ранга А. В. Трипольского.

Каждое утро в 7.00 в каюту приходил английский матрос и докладывал: «Семь часов, сэр». Он приносил чашку крепкого чая и воду для умывания. Умывальников с раковинами и водопроводными кранами в каютах не было, моряки умывались из кувшинов над посудиной в виде таза. Завтраки, обеды и ужины проходили в кают-компании. На завтрак обычно подавали овсяную кашу, яичницу, бекон, кусочек поджаренного хлеба с маслом и чай. На обед детскую тарелочку супа и внушительных размеров второе – мясо или рыбу с картофелем или овощами. К обеду по адмиралтейским понятиям полагалось 100 граммов рома, разведенного до крепости 40°. На ужин предлагали большую порцию второго и чай. В кают-компании англичане включали электрический камин, настолько есте-ственно имитировавший горящие угли, что поначалу русские подводники бросали в него сигаретные окурки. На столах всегда лежали свежие газеты. Нам бросалась в глаза разобщенность офицеров, старшин (petty oficers) и рядовых. На Королевском флоте существовала традиционная иерархия – каждый четко знал свое место. Границы дозволенного и недозволенного во взаимоотношениях строго соблюдались всеми категориями военнослужащих.

Английский военный флот с 1707 года после объединения Англии и Шотландии стал называться Royal Navy – флотом Королевства Великобритании – и в мирное время комплектовался добровольцами со сроком службы 20 лет. Если матроса за недостойное поведение увольняли раньше срока, его лишали пенсии. За годы службы они настолько привыкали к заведенным порядкам, что не возникало мысли нарушить существующие правила. Чувство собственного достоинства, присущее морякам Флота его Величества, поддерживалось их привилегиями и уважительным отношением населения, сформированным в сознании англичан 200-летней историей Британской империи.

По плану захода нам предстояло заменить аккумуляторные батареи и произвести доковый ремонт лодки. Добавились работы по устранению повреждений, полученных во время штормового перехода. На наши лодки вместо старых аккумуляторов устанавливали новые батареи английского производства, сделанные по заказу и чертежам советской стороны. В отличие от наших аккумуляторов их эбонитовые банки батарей были одеты в резиновые герметичные мешки. Эта рациональная конструкция исключала попадание электролита из поврежденных банок в трюм при боевых повреждениях, вызванных бомбежкой глубинными бомбами. Электролит, попадая в трюм, разрушал трубопроводы, насосы, клапаны, нарушал герметичность корпуса лодки, выделяя в отсеки удушливый ядовитый газ и взрывоопасный водород. Это усугубляло положение лодки при боевых повреждениях и затрудняло борьбу за живучесть. Работы по замене аккумуляторов выполняли силами экипажа. В сухом доке произвели осмотр и регулировку систем и устройств, находившихся в цистернах и легком корпусе. Нижние головки обоих перископов оказались залитыми морской водой и нуждались в заводском ремонте. Рабочие завода изготовили и поставили на место сорванные штормом металлические листы на палубе. Работницы очистили и покрасили наружную поверхность корпуса. Англичане работали медленно. На наш недоуменный вопрос: «Почему так долго?», объяснили – оплата труда у них повременная и перейти на сдельную оплату нельзя, иначе рабочий класс будет много зарабатывать, это приведет к обесцениванию фунта-стерлинга – тогда конец империи.

Обстановка на военно-морской базе Розайт и в расположенной на противоположном берегу залива столице Шотландии Эдинбурге была спокойной, без воздушных налетов. Этот район находился за пределами действия немецкой авиации. Второй фронт союзники обещали открыть в 1942 году, но признаков подготовки к этому не было видно. Основные боевые действия происходили в Атлантике, там немецкие подводные лодки безуспешно пытались перерезать пути снабжения Британских островов из колоний и США. В Англии действовала карточная система на продовольственные товары, образвался черный рынок. Не хватало некоторых товаров, но прожиточный минимум обеспечивался для всех слоев населения.

Офицером связи на С-54 назначили лейтенанта Флота его Величества госпожу Вишову (все звали ее Лейкой). Женщина лет 30, бывшая белоэмигрантка, состояла в женской вспомогательной службе ВМС – WRNS (The Women’s Royal Naval Service). Эта многочисленная женская добровольческая организация выполняла вспомогательные функции на флоте. Женщины различных специальностей обслуживали систему столовых, работали в тыловых подразделениях снабжения, госпиталях и т. д. Форма одежды – тужурка, белая рубашка с черным галстуком, юбка и черные туфли на низком каблуке. Знаки различия были в соответствии с воинским званием. Позже ее сменил Александр Пэн, еврей из Львова, бежавший в Англию в период присоединения Западной Украины к СССР. Он превосходно владел русским языком, имел два деревообрабатывающих предприятия на юге Англии, управление которыми совмещал со службой в Королевском флоте. Когда комиссар упрекнул его в эксплуатации трудящихся, он ответил, что здесь такая социальная система – или я буду эксплуатировать, или меня будут эксплуатировать. Его мечтой было получить концессию на лесные разработки где-нибудь в районе Архангельска.

Для командного состава дивизиона организовали экскурсию на линейный корабль Флота его Величества (HMS) «Дюк оф Йорк» (НMS Duke of York), он стоял в доке у стенки. Подводникам показали башни 12-дюймовых орудий, зенитную артиллерию, энергетическую установку и механизмы – все, кроме приборов управления стрельбой и RDF (Radio Distance Founder) радиодистанционных искателей. Теперь эти устройства называются радиолокационными станциями. В то время слово «радиолокация» было известно только узкому кругу специалистов, до нас об этих таинственных приборах никакой информации не доходило. Большинство тактико-технических данных о кораблях Королевского флота не были секретными, они публиковались в справочниках. Фотографии кораблей всех типов и классов продавались в киосках, но ни на одной не было корабля с радиолокационными станциями.

Организовали экскурсию в Эдинбург. Добраться до города просто. Через залив регулярно ходили паромы – Ferry boat. Город разрушен не был. Поразил красивый и величественный памятник Вальтеру Скотту. Мы в детские годы читали его рыцарские романы, описанные в них события происходили в этих местах. В замок Стирлинг нас повезли группой из 4 человек (старпом С-56 В. Л. Гладков, наш механик Варламов, штурман К. Тихонов и я). Его хранитель, древний шотландец в клетчатой юбке (килте), познакомил с историей борьбы Шотландии с Англией и печальной судьбой шотландской королевы Марии Стюарт, владевшей этим замком. Наружная стена, ров, подъемный мост сохранились хорошо. Внутренние помещения были пустыми, не использовались и не отапливались. Бережно сохранялись даже голые стены, винтовая лестница между этажами и прочая атрибутика. Следует отметить, что отголоски былой вражды между англичанами и шотландцами возникали довольно часто. На нас, русских, англичане смотрели с любопытством, изучающе. Внимательно следили за действиями каждого.