Найти тему

Часть их использовалась под склады, часть под жилье для американск

Комфлот И. С. Юмашев вышел из революционных матросов. Захаров С. Е. в прошлом был комсомольским работником, присланным в 1937 году из Москвы на Дальний Восток укреплять партийное руководство флотом. Командующий пожелал нам счастливого плавания, призвал высоко нести знамя Советского военно-морского флота и отбыл в штаб. На построении экипажам объявили цель похода. 16.00 лодки снялись с якорей и в строю кильватера вышли в Петропавловск-Камчатский по обычному маршруту – Татарский пролив, лиман реки Амур, Охотское море, Первый Курильский пролив. Для меня это была проторенная дорожка.

Подводной лодкой С-54 командовал капитан-лейтенант Дмитрий Кондратьевич Бра-тишко, прибывший в Военно-морской флот из торгового флота. Большинство командиров, призванных на флот с гражданских судов, были старше его по возрасту. Они имели более низкие воинские звания, чем командиры кораблей, окончившие военно-морские училища. Мой предшественник старпом С-54 В. Симонов в коротком разговоре на пирсе перед выходом сообщил, что С-54 числилась одной из передовых в бригаде и на флоте, успешно выполняла задачи боевой подготовки.

С-54 – подводная лодка серии IX-бис заложена в Ленинграде 24 ноября 1936 года на заводе № 194 (им. Марти). Ее собрали во Владивостоке на заводе № 202 («Дальзавод») из секций, перевезенных по железной дороге на Дальний Восток, и спустили на воду 5 ноября 1938 года. Под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Д. К. Братишко, принявшего корабль в ноябре 1940 года лодка вступила в строй 31 декабря 1940 года и 5 января 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Офицерский состав С-54:

комиссар подводной лодки – старший политрук Виктор Николаевич Шаповалов; штурман (командир БЧ-1) – выпускник Тихоокеанского военно-морского училища

лейтенант Костя Тихонов; минер (командир БЧ-3) – старший лейтенант Сергей Лопухов;

механик (командир БЧ-5) – инженер-капитан 3 ранга Виктор Порфирьевич Варламов; командир электромоторной группы – лейтенант Донат Негашев; фельдшер-лейтенант медицинской службы Николай Зотович Тарасов.

Из штаба дивизиона на лодке в поход вышел дивизионный механик инженер-капитан 3 ранга Михаил Леонтьевич Очертин. Он имел награду – медаль «Двадцать лет РККА» за участие в Гражданской войне. Дивизионом переходящих подводных лодок с Тихоокеанского на Северный флот командовал прибывший с Балтики участник финской войны, Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Трипольский Александр Владимирович. Он вместе с дивизионным штурманом старшим лейтенантом Виктором Федоровичем Паластровым шел на С-51.

Совершать беспрецедентный, трудный для советских лодок, трансокеанский 18 700-мильный переход в военное время через 3 великих океана и 9 морей нам пришлось не по классической схеме – днем под водой, ночью в надводном положении, а в надводном крейсерском положении. На трех «эсках» – С-54, С-55 и С-56 – были до предела изношены аккумуляторные батареи, на них лодки могли двигаться под водой не более 5–6 часов.

Герой Советского Союза, капитан 1 ранга

Трипольский Александр Владимирович

ерой Советского Союза,

капитан 1 ранга

А. В. Трипольский(Слева)

Дивизионный штурман

В. Ф. Паластров(По центру)

Помощник командира С-54

старший лейтенант

Г. К. Васильев. 1942 г.(Справа)

При плавании с изношенными аккумуляторами в подводном положении повышалась температура электролита, это увеличивало газообразование и опасность взрыва водорода. Аккумуляторные заводы страны, эвакуированные из прифронтовой зоны, продукции еще не давали, на флоте запасных батарей не оказалось. Субмарины, лишенные главного преимущества подводных лодок – скрытности, были уязвимы, представляли легкую цель для воздушного, надводного и подводного противника.

В залив Де-Кастри мы вошли 8 октября. Встали на якоря. Передохнули после штормового перехода и приняли на борт лоцмана для прохода через Татарский пролив.

С 1905 года южная часть острова Сахалин была захвачена японцами и залив Лаперуза находился под их контролем.

Утром 9 октября 1942 года снялись с якоря, вышли в Охотское море. В Петропавловск прибыли 12 октября. Лодки стояли на якорях в Авачинской бухте. Пополнили запасы топлива и продовольствия. Командир отпустил меня на береговую базу получить новое обмундирование, ввиду быстрого назначения на новую лодку не имел времени сделать это во Владивостоке. Бербаза размещалась в бухте Тарья, командовал ею по-преж-нему майор Вадим Чистик. Он отдал необходимые распоряжения подчиненным, и меня в течение трех часов одели, обули, подогнали и погладили обмундирование. Здесь я узнал, что неделю назад, 25 сентября, из Петропавловска-Камчатского на Северный флот вышли 2 подводные лодки типа «Ленинец», Л-15 (командир – капитан-лейтенант Василий Комаров) и Л-16 (командир – капитан-лейтенант Михаил Гусаров). После возвращения на лодку заступил на якорную вахту и сделал снимки бухты и города Петропавловска, которые храню до сих пор.

Повидаться с друзьями не удалось. Лодки стояли в точках рассредоточения далеко друг от друга. 14 октября в Авачинскую губу прибыла вторая группа лодок – С-51 и С-56 – под командованием командира 3 дивизиона ДПЛ 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота капитана 1 ранга А. В. Трипольского.

одводная лодка С-54. Фото Г. К. Васильева

Погрузка торпед. Фото Г.К.Васильева

На С-54 служил и участвовал в переходе матрос Анатолий Георгиевич Стребыкин. Из экипажа нашей лодки ему одному посчастливилось уцелеть во время боевых действий на Северном флоте. Анатолия в марте 1944 года отпустили в краткосрочный отпуск в подмосковный город Дмитров перед последним незапланированным боевым походом С-54, из которого лодка не вернулась.

О начале перехода он вспоминал:

«Утром 5 октября 1942 г. первая пара подводных лодок С-54 и С-55 вышла из Владивостока в Японское море. Провожать моряков в поход прибыли члены Военного совета Тихоокеанского флота во главе с командующим адмиралом Иваном Степановичем Юмашевым. Японское море встретило корабли неприветливо, сильно штормило. Когда тяжелые волны били в рубку, лодку нещадно трясло. Потоки воды заливали мостик. Через некоторое время он обледенел. Особенно тяжело было подводникам, стоявшим на верхней вахте. Люди промокали насквозь, приходилось часто сменяться. Из-за шторма команде пришлось трудиться трое суток в непрерывной качке. Полегчало только после входа в Татарский пролив, разделяющий материк и остров Сахалин. Южная часть Сахалина с 1905 г. находилась в руках японцев. Там размещались их военные базы. Чтобы быть незамеченными с воздуха и острова, лодкам пришлось идти под водой. Всплыли после прохождения занятой японцами части Сахалина. Не останавливаясь в морском городе Николаевске-на-Амуре, 8 октября подводная лодка С-54 бросила якорь в заливе Де-Кастри. Здесь стояла прекрасная погода дальневосточной осени. Море слегка покачивало корабли.

После длительного пребывания в подводной лодке моряки никак не могли надышаться чистым свежим воздухом. На следующий день, 9 октября, С-54 снялась с якоря и вышла в Охотское море. Оно было неспокойно. С интервалом в несколько минут лодку то поднимало, то медленно опускало. Такие „качели” в течение трех суток вымотали команду до того, что понадобились презираемые моряками бумажные кулечки. Наконец лодка вошла в Первый Курильский пролив, разделяющий Камчатку и Курильские острова. На Курилах находились японские военные базы.

Матрос А. Г. Стребыкин

Снова пришлось идти под водой. После нескольких часов хода вдоль побережья Камчатки через узкий проход Авачинской бухты 13 октября 1942 г. подводная лодка С-54 подошла к плавучей базе Тихоокеанского флота недалеко от города Петропавловск-Камчатский. На плавбазе мы узнали, что двадцать суток тому назад отсюда ушли в неизвестном направлении лодки Л-15 и Л-16, предположи-тельно, на Север. 16 октября первая группа лодок типа С – С-54 и С-55 –вышла из Петропавловска-Камчатского курсом на Алеутские острова».

С-54 на переходе в Датч-Харбор.

Октябрь 1942 г. Фото Г. К. Васильева

Следующий пункт нашего захода –военно-морская база США Датч-Харбор на Аляске. В нее мы прибыли 20 октября 1942 года. Погода на переходе была свежей, ветер и волна попутными. Лодка сильно зарывалась носом, а догонявшая с кормы волна катилась по широкой палубе, как по хорошей дороге, время от времени достигая мостика. За четверо суток плавания мне удалось сделать несколько фотоснимков. База ВМС США Датч-Харбор располагалась в уютной бухте. Здесь сохранилась православная церковь, построенная русскими христианами со времени освоения ими Аляски и близлежащих островов. После бездарной продажи в 1867 году Россией этой территории Соединенным Штатам Америки мало что изменилось. Православная церковь и некоторые дома сохранились. На берегу мы увидели необычные постройки полуцилиндрической формы из гофрированного оцинкованного железа. Часть их использовалась под склады, часть под жилье для американск