Сущность открытых уроков я понял еще тогда, когда сам учился в школе. Однажды мне пришлось поучаствовать в таком уроке, а потому полученный опыт помог сделать вывод, а уже потом много лет спустя этот вывод был подтвержден на практике, когда я работал в школе.
Сама история
Классе этак в седьмом-восьмом учительница литературы нам вдруг сказала:
- Ты, ты, ты и вон ты - у меня для вас будет персональное задание. Поставлю пятерки. Берётесь?
- Ну, а чего не взять, коли обещаны пятерки, да и наше несогласие вряд ли будет принято.
Учительница раздала нам тетрадные листы, на которые ее почерком был аккуратно переписан некий текст.
- И что?
- У нас через неделю будет открытый урок, на нем будут гости. Ваша задача - текст выучить и рассказать.
Урок был на тему, как я помню, творчество Васнецова. Мне досталась картина "Иван Царевич на Сером волке". Вернее даже сказать не картина, а описание картины.
Выданные нам тексты были самыми обычными рассказами о картинах каких-то искусствоведов.
Совершенно нехитрым заучиванием текстов мы должны были показать, что мы обладаем умениями рассказывать про картины на уровне экскурсовода Русского музея.
А у меня всегда была проблема с заучиванием. Если стихи я еще вполне себе осиливал, то с текстом без рифмы было сущее мучение. Не мог я слово в слово запоминать текст. Но деваться некуда. Всю неделю я учил этот текст наизусть.
Потом была репетиция урока - мы брали каждый свою репродукцию картины и рассказывали заученный текст.
И тут мало было просто рассказывать, тут нужно было еще вовремя тыкать указкой на изображения - то на Волка, то на Царевича, то на его женщину.
Отрепетировали.
На открытом уроке, на котором кто-то действительно присутствовал, всё проходило как по маслу.
- А теперь Юзернейм расскажет нам о картине "Иван-царевич на Сером Волке".
Вышел, выдал заученный текст, потыкал в нужных местах и в нужное время указкой. Сел на место.
Все так вышли и рассказали. Такой вот урок.
Мне, конечно, было всё равно, но крайне интересно - "А что могли подумать гости урока?".
Наверняка они подумали: "Какие же одаренные дети! Так запросто вышли и описали нам картины, употребив литературные слова и выражения".
Наверное, так они не подумали. Скорее всего они подумали: "Ого! Надо же столько текста наизусть заучить".
***
Потом через десяток лет я и сам вдруг стал учителем и еще раз понял, что открытый урок это не наш метод, Шурик.
Как-то однажды мне пришлось дать открытый урок для учителей района. Но это уже совсем другая и история.
А нет, не история, а английский язык.