Как полететь и на чём зарабатывать
Это краткое содержание выпуска подкаста «Запуск завтра» о тестировании. «Практикум» — партнёр подкаста, а мы — дети «Практикума». Если есть время — послушайте выпуск.
О герое
Героиня выпуска — Жанна Медведева, вице-президент по пусковым услугам в немецкой компании Exolaunch. Вместе с командой Жанна создала структуру в «Роскомосе» для запуска иностранных малых спутников на «Союзах». Занимается космонавтикой 8 лет.
Старый и новый космос
Старый космос, old space, — традиционное представление о космической индустрии. Гигантская ракета, наверху космонавт — запуск готовится десять лет и происходит раз
в четыре года. Этим занималось только государство.
Сейчас частные лица могут организовать космический стартап и запустить спутник
в космос — это новый космос, new space. Спутник будет собирать данные с орбиты, а компания — их продавать и развивать бизнес.
Малые спутники отличаются от своих многотонных предшественников и имеют массу не более 200 кг. Например, аппараты типа CubeSat. Их запускают в специальных пусковых контейнерах, а измеряют в юнитах. Один юнит — 10 на 10 сантиметров, одноюнитовый CubeSat будет примерно размером с ладонь. Такие спутники часто производят университеты и небольшие коммерческие компании, так как здесь есть стандартный подход к разработке.
Чем занимается вице-президент по пусковым услугам
Моя официальная должность — вице-президент по пусковым услугам в компании Exolaunch. Это немецкая компания, провайдер услуг по запуску малых спутников в космос. Мы решаем вопрос выведения аппарата на орбиту: куда клиент хочет лететь, в какой срок и сколько это будет стоить.
Я анализирую информацию и подбираю варианты для запуска. Например, сейчас можно запустить спутник на «Союзе» из Казахстана, на Falcon 9 из Штатов и на PSLV из Индии. Стоить это будет столько-то, выбирайте. Порой можно запустить два «Союза» или Falcon в день с разных космодромов. Запусков очень много, думаю, раз в неделю точно летит ракета.
Ещё мы занимаемся организацией всей технической инфраструктуры. Простыми словами — мы отвечаем за «железо», с помощью которого спутник крепится к ракете и в нужный момент отделяется на орбите. Это называется система отделения.
Exolaunch — как транспортная компания. Мы не создаём спутники, а только доставляем
в космос готовые аппараты, которые делают наши клиенты. Как правило, это американские, европейские, канадские и японские компании.
Хочу сфотографировать Землю со спутника и выложить в фейсбук, поможешь?
Конечно. Для начала нужна механическая структура, которая наполняется различными платами и микроэлектроникой. Дальше нужно продумать механические и электрические интерфейсы. Например, это могут быть несколько CubeSat, которые увязаны между собой. Если покрыть спутник солнечными батареями и пустить по солнечно-синхронной орбите, то аппарат будет вращаться вместе с Солнцем вокруг Земли и хорошо работать. Чтобы построить трёхюнитовый спутник, который сможет разместить приличную камеру на борту, потребуется около восьми месяцев.
Каждую ракету в космосе трясёт, и она испытывает нагружения. Поэтому на этапе разработки важно учесть ракетоноситель и убедиться, что спутник и все его компоненты выдержат нагрузку. Самое страшное, что может случиться во время выведения спутника, — это то, что аппарат развалится и повредит соседние спутники. Для успешной миссии перед запуском аппарат лучше протестировать несколько раз.
Мы сами тестируем многие спутники в Берлине. Разумеется, я не трясу спутник руками.
Для этого у нас есть «шейкер» — специальное устройство, которое трясёт с определёнными параметрами всё, что в него положишь. Для клиентов удобно, что мы работаем под ключ.
Сколько стоит запустить спутник
Запуск твоего спутника обойдётся примерно в 100 000 долларов; если захочешь отправить в космос что-то покрупнее, например аппарат килограммов на 20, — выйдет около миллиона.
Что дальше происходит со спутником и ракетой
Мы интегрируем весь кластер малых аппаратов на ракету, после этого устанавливаем большой космический аппарат — основная полезная нагрузка несколько тонн. Эта часть интегрируется в горизонтальном положении с большой ракетой, после чего поезд вывозит всю конструкцию на стартовый столб. Там ракета принимает привычное вертикальное положение перед запуском. После этого — несколько дней подготовки и финальные проверки. В это время мы уже знаем точную дату запуска.
«Если ты сотрудничаешь с Exolaunch, ты наблюдаешь запуск со специально оборудованной смотровой площадки на улице. Вокруг тебя фуршет, а в руке бокал вина. И в определённый момент ты видишь, как ракета улетает в небо. Это впечатляет».
Плюс это не просто рандомный запуск — там твой спутник. То, над чем ты работал весь последний год. Спутник практически как твой ребёнок, который сидит в ракете и сейчас летит в космос. В такие моменты понимаешь, ради чего была эта долгая подготовка.
Сколько времени нужно на запуск
Чтобы организовать такой запуск, мне нужно минимум за шесть месяцев знать, летишь ли ты с ближайшей миссией. Допустим, восемь месяцев тебе нужно на разработку аппарата, включая тестирование. Прибавляем к этому полтора месяца на проведение пусковой кампании. Получаем девять с половиной месяцев, чтобы создать аппарат и его запустить.
Что ещё можно запустить в космос
Есть миссии, которые пополняют запасы на МКС. Они привозят на станцию какой-то груз, оплаченный компаниями или частными лицами. Этот груз потенциально можно вернуть на Землю, а его содержимое вырастет в цене, так как оно побывало в космосе. Поэтому на МКС запускают вино, алкоголь, часы — всё, что можно продать дороже как артефакты из космоса.
Японская компания LAE разрабатывает микроспутники для индустрии развлечений. Их проект называется Shooting Star, и они устраивают искусственный звездопад прямо из космоса. Спутники в нужном месте выбрасывают частицы, которые сгорают в атмосфере и создают эффект звездопада. Так LAE предлагает украсить любое крупное событие практически настоящим падением звёзд из космоса.
Как Жанна попала в космическую индустрию
С 12 лет я занималась китайским языком. Мне он очень нравился, я ездила на краткосрочные стажировки в Китай. После школы я поступила на мировую экономику с китайским в качестве основного иностранного языка в ВШЭ.
Когда закончила «Вышку», я не знала точно, чем хочу заниматься. Тогда я думала, что стану заниматься развитием отношений между Россией и Китаем. Это было ещё до санкций 2014 года.
Так получилось, что я попала в космическую индустрию. Около года занималась российско-китайской программой сотрудничества в области гражданского космоса. После этого захотела что-то более динамичное и тоже случайно попала в департамент, который занимается запусками малых спутников в структуре «Роскосмоса».
Около месяца я жила на Байконуре, помогала международным командам в проведении пусковой кампании. Я увидела, как всё выглядит: спутники, ракеты, как одно крепится к другому.«Мы запускали аппарат SkySat 2 для американской компании Skybox. Это был спутник, который фотографировал Землю из космоса оптической камерой.Через две недели после успешного запуска компанию купил Google за полмиллиарда долларов. Это одна из крупнейших сделок в сегменте new space. Меня это очень вдохновило».
По сути, мы с командой развили направление с нуля, когда не было индустрии: придумали подход, структуру, как иностранные малые спутники могут запускаться на «Союзах». Моя задача была — организовать весь этот процесс.
Так я работала до начала 2018 года, а потом поняла, что хочу строить международную карьеру. Мне захотелось работать в более гибком графике и принимать больше самостоятельных решений — я хотела работать в режиме стартапа.
Exolaunch как раз нужно было развивать направление малых спутников с коммерческой стороны. Так я присоединилась к одному из крупнейших своих клиентов. Сейчас я живу в Германии и три года как работаю в немецкой компании.
Полная версия
Весь подкаст — на «Яндекс музыке» и других платформах подкастов.