Найти тему

Почему ваши эмоции не здоровы или кто такие выученные «чужие» эмоции

Оглавление
Часто нас заставляют контролировать и подавлять свои эмоции, бороться с ними, исправлять в силу каких-то обстоятельств. “Как ты можешь грустить, если НУЖНО веселиться!”
Часто нас заставляют контролировать и подавлять свои эмоции, бороться с ними, исправлять в силу каких-то обстоятельств. “Как ты можешь грустить, если НУЖНО веселиться!”

Основа работы с эмоциями – понимать и уметь различать базовые эмоции. Они помогают нам жить, выступая адаптивными реакциями. Они нам подсказывают и помогают проживать разные ситуации. Чем более природным образом мы с ними обращаемся, тем лучше. Эти эмоции гибкие и могут равномерно перетекать одна из другой.

Подробнее о базовых эмоциях и аудиоуроки, как научиться их контролировать, делюсь в своем женском психологическом клубе "Гармония".

Но в нашей современной жизни часто многие используют “выученные” эмоции. Например, на похоронах вам ДОЛЖНО БЫТЬ грустно, на Новый год вы ДОЛЖНЫ радоваться и веселиться. Понимаете, догадались уже о чём я?

-2

Выученные и гиперэмоции

Было ли у вас такое в детстве, что мама или бабушка говорили: «Здесь так себя вести нельзя, сейчас нужно тихонько говорить»? Ребёнок чувствует в определённой ситуации одну эмоцию, а взрослые подавляют её и навязывают другую.

Или ещё бывает, когда окружение приучает нас к гиперреакциям, то есть к эмоциям с преувеличенным выражением. Например, когда стыдно, а они ещё больше стыдят, поощряя именно эту эмоцию.

Со временем возникает страх своих эмоций, не получается регулировать их нормально, выражать. И в какой-то момент происходит дичайший всплеск. Пропадает всякое понимание и доверие своим эмоциям. Поэтому многие начинают опираться на чужой опыт, эмоции других людей, их мнение.
Со временем возникает страх своих эмоций, не получается регулировать их нормально, выражать. И в какой-то момент происходит дичайший всплеск. Пропадает всякое понимание и доверие своим эмоциям. Поэтому многие начинают опираться на чужой опыт, эмоции других людей, их мнение.

Кто такие вторичные эмоции?

В результате таких действий получается, что вместо природных базовых эмоций возникают вторичные эмоции. Сейчас расскажу, что это такое. Например, когда вы испытываете чувство злости или страх, но вашим родителям это не нравится, возникает чувство вины за злость или стыд страха, или стыд грусти, страх радости, стыд за любовь. Это и есть вторичные эмоции.

А ещё бывает так, когда окружение чрезмерно развивает в нас какие-то эмоции, подкрепляя и усиливая одни и подавляя другие. Например, родителям выгодно, чтобы мальчик был послушным, всё выполнял беспрекословно. Поэтому, когда мальчик боится чего-то, они усиливают эти эмоции и подкрепляют. Например: "Тебе страшно? Да-да, этого дядю нужно бояться. Иди пожалею."

Или девочка, которая всегда радостная, позитивная, у неё нет негативных эмоций, веселая и любит всех, но у неё наблюдается тяжёлая психосоматика. Потому что она не умеет выражать негативные эмоции и всё подавляет в себе. Такой результат может быть, если родители чрезмерно подавляли любые негативные эмоции и поощряли позитивные.

-4

Видите, как плохо не принимать свой эмоциональный опыт и не уметь разбираться в своих эмоциях!

Почему так происходит?

В какие-то моменты это помогало людям выживать и были усвоены определённые модели поведения, подкреплены как положительные, хорошие. Опять же наши бабушки, прабабушки жили в те времена, когда, например, радоваться было стыдно. Потому что многие люди горевали, жили бедно, потеряли родных и близких на войнах, от голода и прочее. И если один будет радоваться, то возникало чувство вины: «Как же я могу радоваться, когда вон те страдают».

Если вы научитесь выражать, осознавать и контролировать эмоции, ваша жизнь точно улучшится.