Найти тему
Александр Асафов

Министры и министерства: как устроена работа правительства России

Наверно, нет такого человека, который не знал бы слово «министр». Так называют высших государственных чиновников, отвечающих за целую отрасль или какую-либо сферу, например, энергетику или иностранные дела.

Министерство состоит из департаментов и отделов, а также больших структурных организаций, которые находятся у него в подчинении. Это федеральные службы и агентства. Они считаются «подведомственными». Например, федеральная служба государственной статистики, или Росстат, подведомственна министерству экономического развития, а федеральное агентство по управлению госимуществом — министерству финансов. У министерства может быть в подчинении несколько таких служб и агентств, а может и не быть вовсе. Все зависит от целесообразности.

Сейчас в России 21 министерство:

Дело в том, что правительство, в отличие от некоторых других государственных органов, довольно живая, подвижная структура. Кандидатуру главы правительства предлагает президент, согласовывая ее с Госдумой, а тот уже самостоятельно формирует свой кабинет министров исходя из текущей ситуации. При этом их утверждает тоже президент, поскольку по закону кабинет министров действует только в пределах его президентского срока, а затем формируется новый. Однако самих кандидатов на пост министра выбирает премьер.

Министров-силовиков и главу МИД президент отбирает сам и назначает их после консультаций с Советом Федерации. Есть еще несколько федеральных ведомств, которые по статусу не ниже министерств, а премьер-министр не имеет отношения к назначению их руководителей. Это ФСБ, ФСО, Росгвардия и другие. Есть такие агентства, которые находятся на той же условной иерархической ступени, что и министерства. Это, например, ФАС (Федеральная антимонопольная служба) или Ростуризм. Они компактнее, чем министерства, и немного по-другому устроены.

Распоряжения правительства обязательны для исполнения на территории всей страны — на то оно и федеральное. Но у каждого региона есть свое местное правительство, у которого тоже могут быть министерства, например, МВД Татарстана. Их не следует путать с федеральными министерствами.

Впервые министерства появились в России в 1802 году. Тогда их было всего 8, и такое количество сохранялось больше века.

В советское время министерства заменили наркоматами, но потом, еще при Сталине, вернули министерства для более эффективного управления. Правда, вопрос, насколько эффективным было советское государство, остается открытым. При всех его достижениях не отменить того факта, что количество только союзных министерств, аналогичным нынешним федеральным, к 1985 году достигало 64, а вместе с другими органами исполнительной власти — 85. Число чиновников тогда перевалило за 2,4 млн.

Чем же тогда министр отличается от главы агентства или федеральной службы?

Предполагается, что министр как стратег занимается выработкой государственной политики в какой-то области. Непосредственно оказанием государственных услуг гражданам занимаются агентства, а федеральные службы осуществляют только контроль и надзор.

Ответственность за свою работу министр несет перед правительством, а некоторых случаях непосредственно перед премьер-министром и президентом. Кроме того, министра могут пригласить для обсуждения различных вопросов, связанных с его работой, в Госдуму. В общем, во власти министр этот чиновник, которому действительно приходится отвечать за дела.