Анатолий Степанович Муравлев
Полковнику Виктору Бондареву присвоили высшую награду нашей страны 21 апреля 2000 года. В указе президента страны говорится, что звания Героя Российской Федерации он удостоен «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни». В документах о его участии в боевых действиях написано кратко: «лётчик-снайпер. Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25. Общий налёт более 2.500 часов. Допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях».
Его друзья-однополчане в один голос твердят, что у них вообще не принято говорить о военной работе: «только если сам расскажет, а он — молчит» — и разводят руками.
Командующий воздушно-космическими силами России Виктор Бондарев начинал карьеру на Алтае, где восемь лет учил осваивать небо курсантов лётного училища.
Воздушная стихия
В детстве Виктор любил наблюдать за пируэтами, которые выписывали в небе курсанты Борисоглебского лётного училища. Рядом с его родным селом Новобогородицкое Воронежской области, где 7 декабря 1959 года родился будущий главком ВКС, располагалась так называемая пилотажная зона Бутурлиновского учебного аэродрома училища.
Однако до поры, до времени мальчика увлекало другое пространство — вовсе не небесное, а морское. В мечтах он преодолевал океаны, боролся со штормами, посещал диковинные страны. Недаром после окончания восьмого класса Виктор поступил в Ростовское речное училище. Но когда узнал, что его выпускники обречены плавать только по Дону, попросту сбежал домой. Сельский паренёк окончил среднюю школу, и в 1977 году поступил в то самое Борисоглебское высшее военное училище лётчиков, самолётами которого любовался с детства. Образно говоря, предпочёл морской стихии воздушную.
На встрече с воспитанниками Барнаульской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, состоявшейся 23 января 2015 года, Виктор Бондарев рассказал, что первый раз поднялся в небо, будучи курсантом лётного училища. До этого ни разу не летал, даже на «кукурузнике» – Ан-2. Помнит и имя-отчество лётчика-инструктора — Валерия Александровича, который был старше курсанта всего лишь на четыре года. А в первом самостоятельном полёте на Л-29 пол полёта — кричал от переполнявшего его чувства радости, остальное время спешно решал, как бы ни разбиться при посадке.
По словам главкома ВКС, «один человек в самолёте равен полку пехоты. А одна ракета может поразить авианосец». Недаром, отвечая на вопрос будущих авиаторов, доволен ли он избранной профессией, Бондарев воскликнул: «Что может быть лучше?! Лучше лётной профессии ничего нет!»
О том, каким он был в пору учёбы в лётном училище, мне рассказал его друг, с которым они вместе служили в учебном взводе в Борисоглебске и соратник по службе на Алтае Олимджон Баронов, известный в лётных кругах как Джон, Олег или Барон. Он был самым маленьким во взводе по росту. Да и с учёбой у этого таджикского юноши, родившимся в глухом памирском кишлаке и плохо знавшим русский язык, были большие проблемы. Бондарев же являлся заместителем командира 2-го учебного взвода, и, по словам Олимджона, очень способствовал ему с усвоением учебного материала. Особенно специальных дисциплин: самолётовождения, конструкции и эксплуатации авиационных двигателей, аэродинамики… По вечерам, перед отбоем, помогал неважно владевшему русским языком юноше усваивать необходимые для будущего лётчика предметы.
Так получилось, что и после окончания училища в 1981 году они вновь оказались вместе — в Барнаульском лётном училище. Только Бондарев — в учебном полку, дислоцированном вблизи железнодорожной станции Калманка, а Баронов — в городе Камне-на-Оби. В том году на Алтай прибыла большая группа выпускников Борисоглебского лётного — 57 человек. В том числе 15 из них — в 44-й учебный авиационный полк училища — на аэродром Калманка или Панфилово. Аэродром располагался рядом с селом Панфилово, а сам полк квартировал в селом Новороманово, мимо которой проходит железная дорога со станцией Калманка одноимённого района. Всего же в Барнаульском училище лётчиков было три аэродрома постоянного базирования учебных полков — у станции Калманка, в городах Славгород и Камень-на-Оби.
В 44-м учебном авиаполку
Спустя 34 года на встречу с главкомом ВВС Виктором Бондаревым, которая состоялась 24 января 2015 года в барнаульском музее «Город», пришло лишь четыре его однокурсника. И несколько десятков бывших коллег, ветеранов Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков. Кое-кого Виктор Николаевич узнал, едва вошёл в зал: «Как будто совсем недавно встречались с вами. Вот Перминов Иван Семёнович сидит. Штурман Алексей Попов. Вон Виктор Бритов, Сергей Ющенко».
Довольно подробно о том, как служил Бондарев в 44-м полку, рассказал мне Андрей Носачёв, его коллега по службе на Алтае и однокурсник по учёбе на командном факультете очного обучения Военно-воздушной академии имени Гагарина, а ныне — глава администрации Новоромановского сельсовета Калманского района.
Виктор Николаевич прослужил на Алтае восемь лет, где прошёл все служебные ступеньки от лётчика-инструктора до командира эскадрильи.
В конце 1980 годов в тех местах полёты курсантов и инструкторов лётного училища были очень интенсивными. Через каждые восемь минут нахождения в воздухе — посадка. За день один самолёт делал до 30 таких рейсов. Кроме бетонной взлётной полосы аэродрома Калманка, полк имел полевые аэродромы в Алейском и Зональном районах. Особенно трудно было работать на этих грунтовых полосах. Самолёты поднимали из-под колёс клубы пыли, да так, что на лицах пилотов блестели лишь глаза и зубы. Жара, пот, вымыться негде. А в составе учебной авиаэскадрильи, которой к тому времени командовал Бондарев, — свыше 50 молодых курсантов, у которых ещё мозоли на ногах от портянок не прошли, и которые нечётко понимают команды. Плюс постоянный состав — лётчики-инструкторы, прапорщики, сверхсрочники.
За год эскадрилья капитана Бондарева находилась в воздухе около пяти тысяч часов. Этот соизмеримо с тем, сколько, к примеру, за год в начале 2010 годов налетала вся 14-я армия ВВС и ПВО, переформированная недавно во 2-е командование со штабом в Екатеринбурге.
Война нашла его сама
Малоизвестный факт: во время службы в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков Виктор Николаевич трижды подавал рапорт с просьбой направить его в Афганистан. Однако ему отказывали. Хотя в некоторых печатных изданиях и на сайтах, в том числе в Википедии без каких-либо ссылок утверждают, что он воевал в этой горной стране.
Почему Бондарев просился воевать? Его дед и дядя в Великую Отечественную войну погибли под Ленинградом. И он хотел себя испытать. Но война нашла его сама.
В 1989 году, когда советские войска были выведены из Афганистана, Виктор Николаевич завершил службу на Алтае и поступил в Военно-воздушную академию имени Гагарина. После её окончания в 1992 году вновь оказался в родной Воронежской области, где когда-то постигал азы лётной службы. Служил старшим штурманом, командиром эскадрильи Борисоглебского учебного центра лётного состава имени Валерия Чкалова. Через несколько месяцев учебный полк стал штурмовым. Так и осуществилась мечта Бондарева стать боевым лётчиком. Он был командиром эскадрильи, заместителем командира авиаполка, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года являлся её командиром.
Это был прославленный 899-й гвардейский Оршанский дважды краснознамённый ордена Суворова штурмовой авиационный полк 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированный на военном аэродроме Бутурлиновка. Его история началась 18 июня 1914 года в белорусском городе Лида. Лётчики данной авиачасти воевали в Испании, участвовали в советско-финской войне, защищали Ленинград и Сталинград во время Великой Отечественной, участвовали в освобождении Украины, Крыма, Белоруссии, Литвы и Польши, завершили боевой путь в пригороде Берлина. Осенью 1953 года полк перебазировался из Германии в Прибалтику, на аэродром Рига-Центральный. А в 1992 году многочисленная группа его офицерского личного состава была переведена для дальнейшего прохождения службы, в том числе в алтайский город Славгород. В современной истории России лётчики этого полка принимали участие в составе миротворческих сил и в боевых действиях в Абхазии, Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе. Свыше 20 авиаторов данной части стали Героями Советского Союза и Героями России.
С 9 декабря 1994 по 21 января 1995 года самолёты 899-го полка базировались в Моздоке, с 14 мая — в Будённовске. Почти все 1990 годы Виктор Бондарев и его однополчане провели на Северном Кавказе, на первой и второй чеченских войнах. В 1995 году, в первую кампанию, именно эти лётчики бомбили дворец президента Ичкерии Джохара Дудаева, в прошлом советского генерал-майора авиации. Расстояние между засевшими во дворце сотнями сепаратистов и нашими подразделениями было около сотни метров, и штурмовикам приходилось работать с ювелирной точностью. Лётчики полка, которым с сентября 1996 года по октябрь 2000 года довелось командовать Виктору Бондареву, вели воздушную разведку, уничтожали объекты военного назначения, склады оружия и боеприпасов, переправы, личный состав и авиацию противника, обеспечивали авиационную поддержку сухопутных войск.
Недаром, Джохар Дудаев грозился по телевизору: «Эта Бутурлиновка у меня ещё поплачет». Порой доносились из Чечни угрозы не только в адрес лётчиков, но и членов их семей. Но, к счастью, только на словах. Однако были времена, когда перед домами боевых авиаторов устанавливались стационарные блокпосты, а дежурные группы регулярно осматривали чердаки и подвалы.
Серьёзную опасность для самолётов, работавших в Чечне, представляли ПЗРК — передвижные зенитные ракетные комплексы. Сообщения об использовании дудаевцами «Стингеров», вероятно, преувеличены, по оценкам лётчиков противник использовал только «Стрелы».
Основным боевым самолётом 899-го полка был штурмовик Су-25. При всех его достоинствах, это — дневной воздушный корабль, лишённый сложных обзорно-прицельных систем. А разведка в лучшем случае давала примерные координаты зенитных средств противника, да и то не всех. В этой ситуации лётчику приходилось полагаться в основном на своё зрение.
Чёткого взаимодействия им удавалось добиться с армейскими подразделениями, хуже — с частями МВД. Поэтому как-то одна из частей ОМОНа, не захотевшая дожидаться поддержки авиации, оказалась зажатой боевиками в ущелье. Но противника накрыли бомбами и снарядами из пушек пара Су-25, оказавшаяся «по своим делам» в тех местах.
К сожалению, 1 декабря 2009 года 899-й гвардейский штурмовой авиационный Оршанский дважды краснознамённый ордена Суворова III степени имени Феликса Дзержинского полк был расформирован. Но в июне 2014 года, на праздновании 100-летия его создания, главком ВВС Виктор Бондарев заявил, что в 2017 году его восстановят. И разместится он, как и прежде, на аэродроме Бутурлиновка под своим историческим названием.
Точечная работа
Полковнику Виктору Бондареву присвоили высшую награду нашей страны 21 апреля 2000 года. В указе президента страны говорится, что звания Героя Российской Федерации он удостоен «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни». В документах о его участии в боевых действиях написано кратко: «лётчик-снайпер. Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25. Общий налёт более 2.500 часов. Допущён к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях».
Его друзья-однополчане в один голос твердят, что у них вообще не принято говорить о военной работе: «только если сам расскажет, а он — молчит» — и разводят руками.
Во время посещения им Барнаула 23-24 января 2015 года, собеседники генерал-полковника, как минимум, дважды касались к этой темы. Вот ответы Бондарева — дословно: «Лучше награждать за освоение новой техники, чем за участие в боевых действиях». «Я три раза был в командировках в Чечне. Не хочу, чтобы всё повторилось. Лучше служить в мирных условиях. Больше всего во время боевых действий страдают простые мирные жители: дети, старики… Мы получали награды за лётную работу. Старались делать её точечно. И это получалось... Сегодня у России есть всё, чтобы развиваться мирно».
Об одном боевом эпизоде Виктор Николаевич всё-таки как-то поведал журналистам. В декабре 1994 года, при штурмовке позиций дудаевцев в районе Шароя, самолёт его ведомого был подбит. Полковник Бондарев спас боевого товарища, подавив зенитные средства противника, и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика, чем обеспечил ему возможность выхода из зоны обстрела.
В интернете опубликовано упоминание ещё об одном сюжете с участием Бондарева, но без указания года: «Декабрь — самолёт неизвестного типа сбит огнём с земли в районе Шатоя. Пилот Виктор Бондарев катапультировался и спасён».
Известно также, что в первой чеченской войне Виктор Николаевич совершил свыше ста боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований, во второй — более трёхсот. А главное, за что ему благодарны семьи подчинённых — за это время он не потерял ни одного лётчика!
От лётчика-инструктора до главкома
Первой ступенькой в карьере главкома ВВС была должность лётчика-инструктора. А это — главная фигура в учебном авиаполку. Для курсанта он — божество, непререкаемый авторитет, пример для подражания и обожания. А самое главное — человек, который может положить начало или конец лётной карьере того, кто мечтает стать лётчиком.
Несколько главкомов ВВС-ВКС России — Анатолий Корнуков, Владимир Михайлов, Виктор Бондарев — вышли из инструкторов. Потому что именно в этой должности куётся командир.
Что такое боевой полк? Это 30 лётчиков. А в учебном полку шесть эскадрилий, 120 самолётов, 132 лётчика и 70-80 курсантов. Так сколько в учебном полку полков? Это же почти две авиационные дивизии! Кузница лётного и командирского опыта!
На алтайской земле ковались такие черты характера командующего воздушно-космическими силами страны, Героя России Виктора Бондарева, как целеустремлённость, желание постичь неизведанное, настойчивость, решимость. Они, эти качества, очень пригодились ему в 1990 годы. Да и не только в боевой обстановке. После Чечни, в2000- 2002 годах он являлся заместителем командира, а после окончания академии Генштаба, около двух лет возглавлял 105-ю смешанную авиадивизию16-й воздушной армии, дислоцированную в Воронеже, в мае 2006 года был переведён на должность заместителя командующего 14-й воздушной армии, а с июня2008 года — командующего этой армией (позже — Сибирское, 2-е командование ВВС(ВКС) и ПВО со штабом в Новосибирске.
Так в жизни Бондарева и перемежалось: Воронежская область — место рождения, годы учёбы в лётном училище, службы в войсках, вплоть до комдива; Чечня — обе компании; Сибирь — станция Калманка, Новосибирск. А с2009 года он служит в Москве. Сначала в должности заместителя главнокомандующего военно-воздушными силами, затем, с июля 2011 года — начальника Главного штаба, первого заместителя главкома, с 6 мая 2012 года — главнокомандующего военно-воздушными силами России, а с 1 августа 2015 года — главкома воздушно-космических войск страны.
Встречи с однополчанами
Сказать, что в военной карьере Бондарева всё шло уж очень гладко, пожалуй, нельзя. Однако до звания полковника шёл с опережением. Но в полковниках ходил долго, восемь лет, хотя служил уже на генеральских должностях комдива и некоторое время — заместителя командующего армией. Главкомом военно-воздушных войск стал, когда на погонах было всего лишь по одной звезде генерал-майора. Но следующее звание присвоили буквально через три месяца после этого назначения, а генерал-полковника — ещё через два года, в августе 2014-го.
Хотя, в общем-то, Виктор Николаевич по воинским меркам рано проявил себя как ответственный командир. Уже в 26 лет стал комэском. Значит, начал принимать самостоятельные решения. Причём, связанные с жизнью подчинённых.
Очень примечательный факт его биографии, иллюстрирующий его отношение к службе, поведал мне его друг и однокурсник Джон Баронов: «Сколько лет он был инструктором — и ни одного курсанта не списал. Всех выучил. Люди же разные. Бывают курсанты плохо обучаемые, у них никак не получается летать, нормально учиться. Он со всеми возился, всех выпускал. Это тоже талант. Инструктор тем и ценен. Я ведь тоже был инструктором. И хорошо знаю, как это тяжело — научить летать. Надо быть хорошим методистом, уметь ставить себя на место курсанта. Иметь большое терпение, и большую любовь к профессии».
Андрей Носачёв тоже знал его смолоду, как очень серьёзного и перспективного офицера: «видно было, что далеко пойдёт».
— Одно время он чуть-чуть запустил себя, — делился он со мной воспоминаниями о Бондареве. — Его вес стал приближаться к 90 килограммам. Прыгнул с парашютом — и сломал ногу. А в академии надо зачёты по физкультуре сдавать. Но нога-то у него только-только зажила.
Помню, мы вместе с ним сдавали бег на 100 метров. И я видел, как ему это было трудно делать, но он делал. На нервах».
Ещё один отставной офицер — Юрий Цирульников, был командиром эскадрильи, в то время когда лейтенант Бондарев только начинал службу на станции Калманка. Но, как считает Юрий Алексеевич, уже тогда было видно, что молодой офицер далеко пойдёт. Потому что ответственно относился к службе. Много работал с курсантами и над самосовершенствованием. Зимой, когда в полку не было курсантов, лётчики-инструкторы занимались повышением квалификации, очень много летали. И тут, по словам Цирульникова, «Бондареву не было равных — он пахал».
Майор в отставке Владимир Чикильдик, служивший пропагандистом 44-го полка, хорошо знал Виктора Николаевича в 1984-1987 годах. В ту пору будущий главком был старшим лётчиком и командиром звена во второй эскадрилье. Он остался в памяти однополчан как офицер, обладавший ярко выраженными командирскими качествами. Мог убедительно говорить. И ещё убедительней действовать.
А у Геннадия Топчиёва, в ту пору — командира 5-й эскадрильи, Виктор Бондарев в течение года был заместителем. И эти два офицера, кажется, в декабре 1987- январе 1988 года организовали обучение курсантов 3-го курса в зимний период на лагерном аэродроме в Алейске. Впервые в истории училища, а, возможно, всех военно-учебных заведений страны. А зимы-то тогда были суровые. Но курсанты летали с энтузиазмом. Они, так же как и офицеры с честью выдержали эти суровые испытания.
На мой вопрос, почему Бондарев дослужился звания до генерал-полковника, а Топчиёв — лишь до подполковника, Геннадий Степанович пояснил, что имел проблемы со здоровьем, вот служебная карьера и пресеклась.
Контакты однополчан — бывших военнослужащих Барнаульского лётного училища возобновились в2006-2009 годах, когда Виктор Николаевич служил в командовании 14-й воздушной армии. Просто однажды Олимджону Баронову сообщили, что его разыскивает генерал Бондарев из Новосибирска. А уже через неделю группа алтайских друзей встречала его у нового моста через Обь в Барнауле. Побывали, конечно, на станции Калманка, повспоминали о службе-дружбе. Говорили о многом. И о том, как здорово, что авиация наконец-то «выходит из штопора». Что у молодых офицеров есть возможность летать: нет полка, где бы за плечами лейтенантов было бы меньше 60 часов налёта. Как когда-то и в Калманском полку, где будущий главком ВКС крепко «встал на крыло», куда привёз молодую жену Ирину Борисовну, и где у них родились сыновья Максим и Виталий.
Удивительные факты сохранения дружеских, тёплых, я бы сказал, братских отношений рассказали мне его однополчане. Например, Иван Манзюк, который поныне живёт на станции Калманка, являясь комендантом того самого аэродрома, где начинал летать лейтенант Бондарев, летом 2014 года был гостем у своего бывшего сослуживца. Причём, званым гостем. Целую неделю прожил в Москве в одном из пансионатов ВВС. Конечно, время для общения старым друзьям приходилось буквально выкраивать. Но сам факт того, что генерал-полковник сам ищет общения с прапорщиком, говорит о многом!
Из книги «Высшая доблесть» — о 35 Героях Российской Федерации, судьбы которых связаны с Алтайским краем.