Ни для кого не секрет, что название Пресненскому району ЦАО Москвы дала речка Пресня, которая является левым притоком Москвы-реки. Но сегодня эту речку мы не увидим. Она заключена по большей части в трубу.
В прошлые века на территории этого района столицы располагались несколько слобод. Об интересной истории этих давно исчезнувших поселений и поговорим …
Кисловские слободы
В районе между современными Воздвиженкой и Большой Никитской, там, где находятся Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки, в XVIIв. располагались Кисловские слободы, в которых проживали кислошники, готовившие для нужд Дворца капусту, различного рода соленья, квасы...
Привычный нам способ консервирования был изобретен лишь в начале XIX в. Поэтому ясно, насколько важными в древней Москве являлись привычные способы заготовки зимних запасов впрок — засолка и квашение. Необходимые продукты заготовлялись сотнями бочек!
Что касается кваса, в посты, особенно в летнее время, он составлял почти главную пищу простого народа вместе с зелёным луком и чёрным хлебом. Во время болезни считался обязательным продуктом для больных из-за свойства хорошо утолять жажду и способности содействовать более лёгкому перевариванию пищи.
Слобод здесь было две — Патриаршая и Дворцовая.
Согласно переписным книгам в конце XVII в. тут было 124 двора.
Калашная слобода
Рядом располагалась Калашная слобода, где жили пекари — калашники. Память о ней сохранилась до сих пор в названии Калашного переулка.
Собственно, калачом (от слова «коло» — колесо) именовался круглый белый хлеб, пшеничный «сгибень» с дужкой.
Поскольку хлеб являлся основным продуктом питания москвичей, специальным указом правительство строго следило за тем, чтобы цены на него не поднимались...
Специальным подьячим в XVII в. было поручено следить, чтобы калашники пекли калачи в установленный вес и не пытались повысить «указную» цену на хлеб. По данным середины XVII в., в Москве было 78 калашников, 54 хлебника и 35 пирожников.
Новгородская слобода
Современный Вознесенский переулок между Большой Никитской и Тверской улицами в средневековье примерно посредине разделялся оврагом, где протекал ручей.
Та его часть, что находилась ближе к Тверской улице, именовалась Новгородским переулком, по Новгородской слободе, населенной выходцами из Новгорода.
Вскоре после присоединения Новгорода к Московскому княжеству значительная группа новгородских купцов была переселена в центральные районы страны. В 1488 г. «новгородцев торговых людей много» было посажено на житьё «по всем городам московским».
Особенно крупное переселение было произведено при Иване IV Васильевиче Грозном, боровшемся с новгородским сепаратизмом.
Так в 1569 г. в Москву поехало 145 семей новгородцев, а уже в октябре 1571 из земской половины Новгорода 40 семей, а из опричной — 60 человек с детьми.
Центром этого поселения была Вознесенская церковь (так называемого Малого Воскресения, названная так после постройки у Никитских ворот значительного большего по размерам храма, также во имя Вознесения), которая впервые упоминается в 1548 г.
В 1653 г. в слободе значилось 333 двора.
Село Хлыново
Хлыновский тупик, между нынешними Вознесенским и Леонтьевским переулками, напоминает о существовавшем здесь селе Хлыново и стоявшей тут церкви святого Николая, «что в Хлынове».
По высказанному в литературе мнению, название этого храма обязано тому, что в церкви некоторое время (с 1552 по 1556 г.) находился образ Николы Великорецкого, принесенный из города Хлынова, как ранее именовалась Вятка.
Однако позднее стало известно летописное известие об основании этой церкви в 1514 г.: «князь великий Василей другую церковь камену заложил Благовещение святей Богородицы за Неглимною на Старом Хлынове».
Она была закончена строительством и освящена через два года. Указание летописца на «Старое Хлыново» очевидно говорит, что поселение на этом месте существовало раньше начала XVI в. Действительно, в источниках село Хлыново впервые упоминается в жалованной грамоте XV в. земель села Большого Кудрина.
Последние исследования историков показали, что помимо Хлынова на Вятке в XIV—XV вв. существовал другой город Хлынов — на реке Ветлуге (протекает по территории Кировской, Костромской и Нижегородской областей и республики Марий Эл). Во время междоусобных войны он был разорён. Основная масса его жителей перебралась севернее — на Вятку, где и основала одноименный город. Часть жителей бежала в Москву и Тверь. Там они также образовали небольшие поселения с такими же названиями.
С 1536 г. церковь в Хлынове значится как Николо-Введенский женский монастырь. Монастырь перестал существовать здесь в Смутное время. Главный храм был вновь обращен в приходскую церковь.
В 1936 году большевиками церковь была снесена…
Другие поселения и слободы расположились между нынешними Бульварным и Садовым кольцами.
Между современными Малой Никитской и Тверской улицами, располагался район оружейников.
Гранатный переулок получил свое название от Гранатного двора.
Бронная слобода
Одной из крупнейших здесь была Бронная слобода. Память о ней сохранилась в названиях Большой и Малой Бронных улиц. Здесь было поселение мастеров-оружейников, изготовлявших броню. В 1632 г. в ней значилось 103 двора.
В старину собственно бронником именовался латник, панцырник, делавший брони, которые в XVI в. из-за развития огнестрельного оружия сменили кольчуги. Всем здесь распоряжался Бронный приказ, впервые упоминаемый в источниках с 1573 г. и, по всей вероятности, основанный Иваном IV Грозным.
Бронный приказ заготовлял брони, шлемы, сабли, луки, стрелы, самопалы и другие предметы воинского снаряжения. По данным XVI в. в Бронном приказе состояло 110 мастеров, занимавшихся выделкой и ремонтом оружия. Источник называет среди них бронников, юмшанников, сабельников, мастеров самопальных пищалей.
Московские «пансыри» были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы домогались разрешения купить их. Мастера приказа за свою работу получали денежные и поместные оклады. Это особо выделяло этих мастеров из общей массы московских ремесленников.
Главной в слободе была церковь Иоанна Богослова, известная по документам с 1625 г. и перестроенная в камне в 1652 г. По ней был назван Богословский переулок.
Поскольку слобода была большой, здесь имелся и второй приходский храм — церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной, перестроенная в камне из деревянной в 1689—1690 гг.
Была уничтожена в 1935 году...
Палаши
Расположившиеся по соседству Большой и Малый Палашёвские переулки указывают на слободу Палаши.
Здесь же находилась церковь Рождества Христова, «что в Старых Палашах». Церковь была снесена в 1935 году…
В одном из документов XVII в. она ошибочно названа — «в Старых Палачах». Это дало основание П.В. Сытину полагать, что здесь проживали палачи, казнившие преступников и приводившие в исполнение различного рода приговоры. В действительности же здесь, очевидно, жили мастера-оружейники, изготовлявшие палаши — прямые и широкие обоюдоострые сабли с закрытым эфесом.
На Руси палаши, являвшиеся видоизменением древнего меча, появились в XVII веке. Палаши были принесены с Запада иноземными ратниками, поступавшими на русскую службу. Это предположение обоснованно тем, что рядом находилась Бронная слобода, где также жили оружейники.
Вознесенская слобода
Название церкви Большого Вознесения «в Сторожах» у Никитских ворот Белого города напоминает о существовании здесь Вознесенской сторожевой слободы.
Главной обязанностью её обитателей была охрана зданий московских приказов. В старину различались два вида охраны — караульный и сторожевой.
В отличие от вооруженных караульных сторожа заступали на пост без огнестрельного оружия. Оставались на посту 4 - 6 часов и сменялись сами, без разводящего.
Деревянная церковь на этом месте упоминается с 1619 г. Дворы приказных сторожей упоминаются здесь ещё в 1711 г.
Спиридоньевская слобода
Рядом с этими слободами располагались владения патриарха.
Улица Спиридоновка и Спиридоньевский переулок получили свои названия по Спиридоньевской патриаршей слободе «на Козьем болоте». А почему так называлась слобода ? Да потому, что её центром был храм во имя Спиридона деревянной постройки 1627 г. Храм был перестроен в камне в 1633—1639 гг.
Единственная в старой Москве церковь во имя Спиридона Тримифунтского, была построена в конце XVI — начале XVII века. Первое упоминание о деревянной церкви встречается в книге патриаршего казённого приказа за 1627 год (сведения о более раннем периоде сгорели в пожаре 3 мая 1626 года).
В 1930 году церковь была снесена. В 1932—1934 годах на её месте был возведён дом треста «Теплобетон» в стиле конструктивизма...
Посвящение церкви именно святому Спиридону — покровителю пастухов, очевидно, объясняется тем, что в слободе, видимо, разводили скот. О её владельческой принадлежности напоминают также Большой и Малый Патриаршие переулки.
Слобода была достаточно большой и имела также другой приходский храм во имя Священномученика Ермолая.
В 1932-ом году храм полностью разрушили, а на его месте разбили сквер между домами. Для чего это было сделано - до сих пор не очень понятно. Ведь на этом месте так ничего более и не построили... Да, большевики тогда странные были...
Ермолаевский переулок получил имя по этому храму. Храма нет ... Имя осталось...
Кудрино
На границе Земляного города находилось село Кудрино, о местоположении которого дает представление московская топонимика. Сохранились и Кудринские площадь и переулок.
К этому следует добавить, что нынешняя Баррикадная улица до 1919 г. именовалась Кудринской.
Первые сведения об этой местности восходят к рубежу XIV-XV вв., когда здесь находились обширные владения князя Владимира Андреевича Серпуховского с центром в селе Выпряжкове, которое располагалось в устье ручья Студенец при его впадении в Москву-реку (там, где позднее возникла усадьба Студенец).
Впоследствии центр этого владения сместился немного восточнее, в Кудрино. На рубеже 20-30-х годов XV в. вдова князя Владимира Елена Ольгердовна передала эти земли митрополиту Фотию, который, в свою очередь, передал их в собственность соседнего Новинского монастыря.
Центром села была церковь Рождества Христова, первые сведения о которой дошли с 1640-х годов.
К этому времени Кудрино, вошедшее в состав города, превратилось в стрелецкую слободу. Храм, находившийся на Поварской улице, с 1693 г. числился каменным и простоял вплоть до 1931 г.
Храм снесён в 1931 году. На его месте был построен Дом политкаторжан, в котором после ликвидации так называемого Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев открылся кинотеатр «Первый» в 1936 году.
После Великой Отечественной войны, в 1946 году, здесь обосновался Государственный театр киноактёра. Сейчас это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова.
Новинская слобода
Сам же Новинский монастырь располагался неподалеку, близ устья реки Пресни.
Новинский Введенский Богородицкий монастырь, что на Бережках — разрушенный в 1930-е мужской православный монастырь в Москве.
Был основан на высоком холме при впадении реки Пресни в Москву-реку митрополитом Фотием между 1425 и 1431 годами. Поскольку монастырь принадлежал московским митрополитам, он носил название владычного (или митрополичьего) дома.
Новинский монастырь очень древний. От него, к сожалению, никаких первоначальных строений не осталось кроме как упоминания в исторических хрониках и документах…
В 1540 году в монастыре митрополитом Иоасафом встречена принесенная в Москву из Ржева чудотворная икона Ржевской Божьей Матери. По велению Ивана IV в честь этого события построена церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Вокруг монастыря со временем образовалась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Приходская церковь этой слободы была освящена во имя святого Иисуса Навина.
Возможно, отсюда и образовалось как имя окружающей местности (Новинское), так и название монастыря. По другой версии имя местности связан с характером местности, то есть «новых», едва освоенных окраинных земель, «выселок».
Неподалёку существовало и местное село Новинки, которое можно найти в духовной грамоте Василия III от 1462 года:
«А из Московских сел даю своей княгине Напрудское у города, ..., да мелницю Ходыньскую с лугом с Ходынским, …, да Новинки».
Видимо, Новинский монастырь имел значение сторожевого, поскольку ещё в XVIII веке его нередко в бумагах называли «осадным».
В нём имелись три храма: главный монастырский собор во имя Введения во храм Богородицы, Казанской иконы Божьей матери и Иоанна Предтечи. В подмонастырской Новинской слободе в 1646 г. было 125 дворов, из которых 72 были крестьянскими.
Новинский монастырь никогда не занимал выдающегося положения среди прочих московских обителей. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1746 г. его превратили в женский, а в 1764 г. и вовсе упразднили. Введенский собор был превращён в приходскую церковь.
В 1933 году эта церковь-красавица была уничтожена властями...
Новое Ваганьково
Рядом с Новинским монастырем в XVI в. возникает ещё одно селение, получившее название Новое Ваганьково, о котором ныне напоминает название Нововаганьковского переулка.
Поселение образовалось после того, как сюда из Старого Ваганькова (напротив Кремля, у пересечения Моховой и Знаменки) перевели государев «псарный двор» и обслуживавших его дворцовых служителей.
В XVII в. он находился в ведении Ловчего приказа. В распоряжении приказа находилось до 300 человек псарей, как конных, так и пеших. В их обязанности входила забота «о всяких собаках, потешных, борзых и гончих, и меделянских, и волкодавах». Когда государь выезжал на охоту, они держали на сворах «хортей» (борзых).
Несколько слов об устройстве псарных дворов в древней Руси. Они обычно ставились на возвышенном и сухом месте, разделялись на два отделения: одно для гончих (с одним хлевом), и другое — для борзых, с таким числом хлевов, сколько имелось свор (групп до 4 собак, рыскающих на охоте за одним охотником).
При псарном дворе обычно находились: изба для охотников, варница (или кашеварка), белые светлые сени для кормления собак, чулан для сёдел и охотничьей амуниции, отдельные травяные выпуски для прогулок собак. Двор окружался высоким забором. Рядом помещались конюшни для охотничьих лошадей, сараи для экипажей, чуланы и хлева для взрослых собак, щенков и больных собак.
Обслуживавшие такие дворы псари подразделялись на корытничих (сохранявших псарную посуду), сырейщиков (заготовлявших конину для корма собак) и обыщиков.
На последних вместе с «подвывалами» возлагалась обязанность «обыска» волков, то есть проверка по расспросам местных жителей мест обитания волков.
Выпряжково
Рядом с Кудриным, при впадении в Москву-реку ручья Студенец, в древности находилось село Выпряжково. Оно впервые упоминается в начале XV в. в завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского.
В годы феодальной войны второй четверти XV в. между потомками Дмитрия Донского, князем Московским Василием II (Тёмным) и его дядей, князем звенигородским и галичским, Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, село Выпряжково было разорено. Центр этого имения переместился в соседнее Кудрино. Выпряжково стало одной из деревень вотчины, которая стала принадлежать Новинскому монастырю.
Очень интересна «цепь передачи» владения этими землями после Новинского монастыря...
Обитель владела этими землями вплоть до начала XVIII в., когда они были пожалованы князю Матвею Петровичу Гагарину, одному из заметных деятелей петровской эпохи. Первоначально Гагарин пользовался доверием государя. Участвовал в суде над царевичем Алексеем. Позже был назначен сибирским губернатором...
Но в Сибири он «прославился» своим взяточничеством. Размах его злоупотреблений был велик. Рассказывали, что Матвей Петрович умудрился даже утаить драгоценности, приобретенные для Екатерины I.
Был по личному приказу Петра I отдан под суд и публично повешен (!) в Петербурге в июле 1721 г. Всё имущество князя, включая и ближнюю подмосковную усадьбу «Студенец», было конфисковано…
Однако усадьбу при Анне Иоанновне затем всё же возвратили его сыну Алексею. Гагарины продолжали владеть Студенцом до конца XVIII в. Тогда усадьба перешла в качестве приданого к княжне Анне Гагариной, вышедшей замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина. Впоследствии ею владела их дочь Софья, вышедшая замуж за графа Юрия Михайловича Виельгорского.
В 1816 г. их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н.И. Прокофьеву, от которого она перешла к графу Фёдору Толстому, в свою очередь отдавшему Студенец в качестве приданого дочери Аграфене, ставшей в 1818 г. женой генерала А.А. Закревского, впоследствии московского генерал-губернатора.
Вот при нём наступает расцвет усадьбы. Главный усадебный дом перестраивается. В парке появляются монументы в память войны 1812 года. Прудам придаётся регулярная форма. При этом усадьба переименовывается в Трёхгорное. В середине XVIII в. зарождается традиция народных гуляний вблизи усадьбы. Из-за близости Новинского монастыря они именовались среди москвичей «Подновинскими гуляниями». Особого расцвета они достигли именно при А.А. Закревском.
В 1831 г. Закревский продаёт усадьбу Павлу Николаевичу Демидову.
Демидов, будучи благотворителем, владел ею недолго. В начале 1834 г. он подарил её государству для организации школы садоводства. Школа просуществовала вплоть до революции 1917 года. Из школы впоследствии вышло немало специалистов. И с этого времени эти места приобретают совершенно иной характер. Традиции гуляний уходят в прошлое, перемещаются в другие места. А здесь возникают уже промышленные предприятия и окраинные жилые кварталы.
Воскресенское
По соседству с Кудриным, близ реки Пресни, в последней четверти XVII возникает село Воскресенское.
Начало ему было положено в 1681 г., когда царь Фёдор Алексеевич выбрал это место для строительства своего загородного дворца с домовой каменной Воскресенской церковью.
Тогда и возникает поселение, в котором жила царская прислуга. Речка Пресня была перегорожена несколькими плотинами, и около прудов располагался сад площадью 63 гектара. В саду росли яблони, вишни, смородина. За садом ухаживали 13 садовников. В селе находился и Потешный двор, в котором содержались различные звери.
Однако Воскресенское не стало такой популярной царской резиденцией, как Коломенское или Измайлово. Этому помешала смерть царя Фёдора. А в дальнейшем из-за политической борьбы между различными группировками при дворе его наследники уделяли этому владению слишком мало внимания.
Грузины
В конце первой трети XVIII в. эти земли достаются выходцам из Грузии, о чем доныне напоминают Большая и Малая Грузинские улицы.
Их поселение, которое так и называлось «Грузины», образовалось после того, как в 1729 г. территория по соседству с Воскресенским была пожалована царю Вахтангу VI и приехавшей с ним большой свите.
При его дворе была выстроена деревянная церковь, сгоревшая и в 1749 г. возобновленная вновь его сыном Георгием Вахтанговичем.
Шелепиха
Самым западным поселением района Пресни была Шелепиха. Сегодня Шелепихой называют местность, расположенную на левом берегу Москвы-реки, и где ныне известны Шелепихинские набережная, улица, шоссе и мост. Но...
Но первоначально здесь находилась деревушка... Афанасово, входившая в конце XIV в. в состав владений князя Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского.
Сохранился перечень «тянувших» к селу Кудрину нескольких селений, среди которых встречается и Афанасово.
После смерти князя Серпуховского в 1410 г. эти земли переходят к его сыну Семёну, а затем в конце 1420-х вдова Владимира Андреевича Елена Ольгердовна отдаёт село с деревнями митрополиту Фотию. А тот в свою очередь передал это владение Новинскому Введенскому монастырю, основанному в начале XV в. О нём мы уже говорили.
В Смутное время боевые действия, проходившие именно в этом районе, привели к разорению и запустению здешних мест. На месте деревень образовались пустоши…
И вот в писцовой книге 1623 г. во владении Новинского монастыря впервые упоминается «пустошь Шелепишка, что была деревня Афанасовская, на реке Москве. А в ней пашни перелогом худые земли 8 чети в поле, а в дву потомуж, лесу непашенного 5 десятин, сена по реке Москве 20 копен». Название пустоши, очевидно, пошло от протекавшей здесь речки Шелепихи...
К концу XVII в. здесь располагались многочисленные монастырские постройки и дворы подьячих, конюхов, поваров, сторожей, садовников, огородников, обслуживавших монастырь. Власти обители также использовали и форму сдачи земли в аренду.
В писцовой (оброчной) книге 1729 г. сохранилась, к примеру, запись о сдаче в наём земли «на Черной грязи от реки Шелепихи на берегу Москвы-реки против села Покровского, Фили тож».
К 1740-м годам территория застраивается и заселяется. По решению Синодального экономического правления, которому стали подчиняться патриаршие владения, сюда были переведены синодальные крестьяне из Московского, Дмитровского, Юрьев-Польского, Ростовского и Любимского уездов.
Но там появляются самовольные постройки дворцовых и помещичьих крестьян, отставных солдат и купцов. С конца 1740-х годов в официальной документации именуется как деревня Шелепиха. Однако, никем не контролируемое заселение серьёзно встревожило духовные власти. В марте 1749 г. для выяснения обстановки сюда был направлен стряпчий Андрей Григорьев. Григорьев потом подтвердил рапортом, что «поблизости от Москвы… между впадающими в Москву-реку речками Преснею и Ходынкою, близ вышеписанной Москвы ж реки, поселено несколько крестьянских дворов разных команд, что ныне называется деревня Шелепиха».
Удобное расположение в излучине Москвы-реки, близость к столице создавали хорошие условия для торговли сеном, дровами, для извоза. Женщины занимались ткачеством, продавая холсты и сукна в Москве. Из крестьян выделяются состоятельные жители, которые вели арендные операции с землей и сенокосами.
В 1796—1797 гг. здесь начинает действовать одна из первых полотняных мануфактур. В 1812 г. вся Шелепиха была сожжена французами. Тем не менее она восстановилась и её развитие продолжалось...
К середине XIX в. в окрестностях Шелепихи были уже два химических завода П.Ф. Гладилина и М.Ф. Жеребцова, ткацкая мануфактура В.П. Цинтера.
Развитие промышленности активизировалось после отмены крепостного права. Появляются новые предприятия, через деревню прокладывается железная дорога. Возникают бумагопрядильное заведение Е.П. Щербачевой, салотопенный завод купца М.Р. Родионова, сахарорафинадный завод Даниловых, пряничное производство В.В. Алтихова. Один из химических заводов был переоборудован в суконно-отделочную фабрику К.И. Пикерсгили.
Жители Шелепихи активно стали втягиваются в предпринимательство. Так, на выгодных условиях были проданы 6 десятин земли Обществу Московско-Смоленской железной дороги. Крестьяне стали проводить сделки по сдаче лугов и земель. Жители Шелепихи получали довольно высокие урожаи зерновых и картофеля. В самой деревне было шесть торговых лавок, трактир и питейный дом.
Не осталась Шелепиха в стороне и от революционных событий 1905 г. Особую активность проявили рабочие сахарорафинадного завода.
Во времена Российской империи на заводе производили литой рафинад в виде больших головок (конусов), которые после охлаждения раскалывали на куски неправильной формы.
Почти все процессы протекали при температуре 40-50°C, а в некоторых отделениях доходило и до 60°C. Смена длилась 12 часов. Завод работал 6-8 месяцев в году. Людей после увольнения каждый раз набирали вновь с учетом благонадёжности.
В 1922 году предприятие получило наименование Краснопресненский сахарорафинадный завод имени Мантулина в память о Фёдоре Мантулине, машинисте этого завода, расстрелянном во дворе предприятия во время декабрьского восстания в Москве в 1905 году…
Во второй половине XX века завод выпускал колотый сахар, сахар-рафинад, сахар-песок и жидкий сахар для хлебокомбинатов и кондитерских цехов.
Завод проработал до июня 2005 года, после чего производство на нём было остановлено.
В начале XX в. жилой застройке начинают подвергаться участки земли, расположенные близ Пресненской и Покровской застав.
Домовладельцами становятся цеховые ремесленники, мещане, купцы. Постепенно меняется культурный облик селения. Появляется начальное земское училище. Более половины жителей Шелепихи были грамотными.
Окончательно Шелепиха вошла в состав Москвы в 1927 году. По переписи населения к этому времени здесь проживало 712 человек. После включения этого района в черту столицы он становится одним из промышленных мест города. С середины 1950-х годов здесь началась и комплексная жилищная застройка.
И в заключение отмечу, что совместив координатные сетки старой карты Московской губернии 1766 года и современной карты Москвы удалось определить, что центр старинной деревни Шелепихи приходится прямо на начало Шелепихинского моста со стороны Шелепихинской набережной...