Найти в Дзене
Московский летописец

Почему улицы – Бронные, переулки – Кисловские, а набережная – Шелепихинская ?

Ни для кого не секрет, что название Пресненскому району ЦАО Москвы дала речка Пресня, которая является левым притоком Москвы-реки. Но сегодня эту речку мы не увидим. Она заключена по большей части в трубу. В прошлые века на территории этого района столицы располагались несколько слобод. Об интересной истории этих давно исчезнувших поселений и поговорим … Кисловские слободы В районе между современными Воздвиженкой и Большой Никитской, там, где находятся Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки, в XVIIв. располагались Кисловские слободы, в которых проживали кислошники, готовившие для нужд Дворца капусту, различного рода соленья, квасы... Привычный нам способ консервирования был изобретен лишь в начале XIX в. Поэтому ясно, насколько важными в древней Москве являлись привычные способы заготовки зимних запасов впрок — засолка и квашение. Необходимые продукты заготовлялись сотнями бочек! Что касается кваса, в посты, особенно в летнее время, он составлял почти главную пищу просто
Оглавление

Ни для кого не секрет, что название Пресненскому району ЦАО Москвы дала речка Пресня, которая является левым притоком Москвы-реки. Но сегодня эту речку мы не увидим. Она заключена по большей части в трубу.

В прошлые века на территории этого района столицы располагались несколько слобод. Об интересной истории этих давно исчезнувших поселений и поговорим …

Кисловские слободы

В районе между современными Воздвиженкой и Большой Никитской, там, где находятся Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки, в XVIIв. располагались Кисловские слободы, в которых проживали кислошники, готовившие для нужд Дворца капусту, различного рода соленья, квасы...

Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки на карте Москвы
Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки на карте Москвы

Привычный нам способ консервирования был изобретен лишь в начале XIX в. Поэтому ясно, насколько важными в древней Москве являлись привычные способы заготовки зимних запасов впрок — засолка и квашение. Необходимые продукты заготовлялись сотнями бочек!

Квашение капусты
Квашение капусты

Что касается кваса, в посты, особенно в летнее время, он составлял почти главную пищу простого народа вместе с зелёным луком и чёрным хлебом. Во время болезни считался обязательным продуктом для больных из-за свойства хорошо утолять жажду и способности содействовать более лёгкому перевариванию пищи.

Слобод здесь было две — Патриаршая и Дворцовая.

Патриаршая и Дворцовая кисловские слободы на условной карте Москвы  (чуть левее вверху)
Патриаршая и Дворцовая кисловские слободы на условной карте Москвы (чуть левее вверху)

Согласно переписным книгам в конце XVII в. тут было 124 двора.

Калашная слобода

Рядом располагалась Калашная слобода, где жили пекари — калашники. Память о ней сохранилась до сих пор в названии Калашного переулка.

Собственно, калачом (от слова «коло» — колесо) именовался круглый белый хлеб, пшеничный «сгибень» с дужкой.

Русские калачи
Русские калачи

Поскольку хлеб являлся основным продуктом питания москвичей, специальным указом правительство строго следило за тем, чтобы цены на него не поднимались...

Специальным подьячим в XVII в. было поручено следить, чтобы калашники пекли калачи в установленный вес и не пытались повысить «указную» цену на хлеб. По данным середины XVII в., в Москве было 78 калашников, 54 хлебника и 35 пирожников.

Новгородская слобода

Современный Вознесенский переулок между Большой Никитской и Тверской улицами в средневековье примерно посредине разделялся оврагом, где протекал ручей.

Вознесенский переулок на карте Москвы
Вознесенский переулок на карте Москвы

Та его часть, что находилась ближе к Тверской улице, именовалась Новгородским переулком, по Новгородской слободе, населенной выходцами из Новгорода.

Вскоре после присоединения Новгорода к Московскому княжеству значительная группа новгородских купцов была переселена в центральные районы страны. В 1488 г. «новгородцев торговых людей много» было посажено на житьё «по всем городам московским».

Особенно крупное переселение было произведено при Иване IV Васильевиче Грозном, боровшемся с новгородским сепаратизмом.

Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (впервые — в «Истории Российской» Татищева[6]), в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское[7] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).
Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (впервые — в «Истории Российской» Татищева[6]), в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское[7] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Так в 1569 г. в Москву поехало 145 семей новгородцев, а уже в октябре 1571 из земской половины Новгорода 40 семей, а из опричной — 60 человек с детьми.

Храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии. Первое упоминание о церкви относится к 1548 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году. Современное каменное здание было построено в 1634 году.
Храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии. Первое упоминание о церкви относится к 1548 году. Её деревянное здание было уничтожено пожаром в 1629 году. Современное каменное здание было построено в 1634 году.

Центром этого поселения была Вознесенская церковь (так называемого Малого Воскресения, названная так после постройки у Никитских ворот значительного большего по размерам храма, также во имя Вознесения), которая впервые упоминается в 1548 г.

В 1653 г. в слободе значилось 333 двора.

Село Хлыново

Хлыновский тупик, между нынешними Вознесенским и Леонтьевским переулками, напоминает о существовавшем здесь селе Хлыново и стоявшей тут церкви святого Николая, «что в Хлынове».

Хлыновский тупик,1914, Россия, Москва
Хлыновский тупик,1914, Россия, Москва

По высказанному в литературе мнению, название этого храма обязано тому, что в церкви некоторое время (с 1552 по 1556 г.) находился образ Николы Великорецкого, принесенный из города Хлынова, как ранее именовалась Вятка.

Однако позднее стало известно летописное известие об основании этой церкви в 1514 г.: «князь великий Василей другую церковь камену заложил Благовещение святей Богородицы за Неглимною на Старом Хлынове».

Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан, вероятно, в 1568—1576 годы специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах» Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.
Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан, вероятно, в 1568—1576 годы специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах» Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Она была закончена строительством и освящена через два года. Указание летописца на «Старое Хлыново» очевидно говорит, что поселение на этом месте существовало раньше начала XVI в. Действительно, в источниках село Хлыново впервые упоминается в жалованной грамоте XV в. земель села Большого Кудрина.

Последние исследования историков показали, что помимо Хлынова на Вятке в XIV—XV вв. существовал другой город Хлынов — на реке Ветлуге (протекает по территории Кировской, Костромской и Нижегородской областей и республики Марий Эл). Во время междоусобных войны он был разорён. Основная масса его жителей перебралась севернее — на Вятку, где и основала одноименный город. Часть жителей бежала в Москву и Тверь. Там они также образовали небольшие поселения с такими же названиями.

С 1536 г. церковь в Хлынове значится как Николо-Введенский женский монастырь. Монастырь перестал существовать здесь в Смутное время. Главный храм был вновь обращен в приходскую церковь.

В 1936 году большевиками церковь была снесена…

Церковь Николая Чудотворца в Хлынове.  Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882 ( фото 1881 год).  Снесена в 1936 году
Церковь Николая Чудотворца в Хлынове. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882 ( фото 1881 год). Снесена в 1936 году

Другие поселения и слободы расположились между нынешними Бульварным и Садовым кольцами.

Между современными Малой Никитской и Тверской улицами, располагался район оружейников.

Гранатный переулок получил свое название от Гранатного двора.

Гранатный переулок на карте Москвы
Гранатный переулок на карте Москвы

Бронная слобода

Одной из крупнейших здесь была Бронная слобода. Память о ней сохранилась в названиях Большой и Малой Бронных улиц. Здесь было поселение мастеров-оружейников, изготовлявших броню. В 1632 г. в ней значилось 103 двора.

-12

В старину собственно бронником именовался латник, панцырник, делавший брони, которые в XVI в. из-за развития огнестрельного оружия сменили кольчуги. Всем здесь распоряжался Бронный приказ, впервые упоминаемый в источниках с 1573 г. и, по всей вероятности, основанный Иваном IV Грозным.

-13

Бронный приказ заготовлял брони, шлемы, сабли, луки, стрелы, самопалы и другие предметы воинского снаряжения. По данным XVI в. в Бронном приказе состояло 110 мастеров, занимавшихся выделкой и ремонтом оружия. Источник называет среди них бронников, юмшанников, сабельников, мастеров самопальных пищалей.

Изделия русских бронников. Чуть левее центра - защита русского воина "юшман" с металлическими пластинами на уровне живота, которые предохраняли от удара копьём
Изделия русских бронников. Чуть левее центра - защита русского воина "юшман" с металлическими пластинами на уровне живота, которые предохраняли от удара копьём

Московские «пансыри» были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы домогались разрешения купить их. Мастера приказа за свою работу получали денежные и поместные оклады. Это особо выделяло этих мастеров из общей массы московских ремесленников.

Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.
Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

Главной в слободе была церковь Иоанна Богослова, известная по документам с 1625 г. и перестроенная в камне в 1652 г. По ней был назван Богословский переулок.

Поскольку слобода была большой, здесь имелся и второй приходский храм — церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной, перестроенная в камне из деревянной в 1689—1690 гг.

Была уничтожена в 1935 году...

Церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной. Уничтожена в 1935 году
Церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной. Уничтожена в 1935 году

Палаши

Расположившиеся по соседству Большой и Малый Палашёвские переулки указывают на слободу Палаши.

Большой и Малый Палашёвский переулки на карте Москвы
Большой и Малый Палашёвский переулки на карте Москвы

Здесь же находилась церковь Рождества Христова, «что в Старых Палашах». Церковь была снесена в 1935 году…

Церковь Рождества Христова, что в Старых Палашах. Приходская Рождественская церковь упоминается с 1573 г. Как деревянная она значится ещё в 1657 г., а как каменная с 1692 г.  Фото с сайта pastvu.com
Церковь Рождества Христова, что в Старых Палашах. Приходская Рождественская церковь упоминается с 1573 г. Как деревянная она значится ещё в 1657 г., а как каменная с 1692 г. Фото с сайта pastvu.com

В одном из документов XVII в. она ошибочно названа — «в Старых Палачах». Это дало основание П.В. Сытину полагать, что здесь проживали палачи, казнившие преступников и приводившие в исполнение различного рода приговоры. В действительности же здесь, очевидно, жили мастера-оружейники, изготовлявшие палаши — прямые и широкие обоюдоострые сабли с закрытым эфесом.

Кавалерийские палаши, XVII в
Кавалерийские палаши, XVII в

На Руси палаши, являвшиеся видоизменением древнего меча, появились в XVII веке. Палаши были принесены с Запада иноземными ратниками, поступавшими на русскую службу. Это предположение обоснованно тем, что рядом находилась Бронная слобода, где также жили оружейники.

Вознесенская слобода

Название церкви Большого Вознесения «в Сторожах» у Никитских ворот Белого города напоминает о существовании здесь Вознесенской сторожевой слободы.

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») — приходской храм Центрального благочиния Московской епархии. Храм расположен в Пресненском районе Москвы (Большая Никитская улица, 36). Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня; приделы — в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, в честь праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приставной — в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского.
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») — приходской храм Центрального благочиния Московской епархии. Храм расположен в Пресненском районе Москвы (Большая Никитская улица, 36). Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня; приделы — в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, в честь праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приставной — в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Главной обязанностью её обитателей была охрана зданий московских приказов. В старину различались два вида охраны — караульный и сторожевой.

В отличие от вооруженных караульных сторожа заступали на пост без огнестрельного оружия. Оставались на посту 4 - 6 часов и сменялись сами, без разводящего.

Деревянная церковь на этом месте упоминается с 1619 г. Дворы приказных сторожей упоминаются здесь ещё в 1711 г.

Спиридоньевская слобода

Рядом с этими слободами располагались владения патриарха.

Улица Спиридоновка и Спиридоньевский переулок получили свои названия по Спиридоньевской патриаршей слободе «на Козьем болоте». А почему так называлась слобода ? Да потому, что её центром был храм во имя Спиридона деревянной постройки 1627 г. Храм был перестроен в камне в 1633—1639 гг.

Церковь Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте (Спиридоновская церковь на Козьем болоте) — утраченный православный храм, находившийся в Москве, на улице, носящей его имя — Спиридоновка, на месте современного дома № 24/1 (угол Спиридоньевского переулка).
Церковь Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте (Спиридоновская церковь на Козьем болоте) — утраченный православный храм, находившийся в Москве, на улице, носящей его имя — Спиридоновка, на месте современного дома № 24/1 (угол Спиридоньевского переулка).

Единственная в старой Москве церковь во имя Спиридона Тримифунтского, была построена в конце XVI — начале XVII века. Первое упоминание о деревянной церкви встречается в книге патриаршего казённого приказа за 1627 год (сведения о более раннем периоде сгорели в пожаре 3 мая 1626 года).

В 1930 году церковь была снесена. В 1932—1934 годах на её месте был возведён дом треста «Теплобетон» в стиле конструктивизма...

Дом треста "Теплобетон" на Спиридоновке. Адрес : Москва, улица Спиридоновка, дом 24/1
Дом треста "Теплобетон" на Спиридоновке. Адрес : Москва, улица Спиридоновка, дом 24/1

Посвящение церкви именно святому Спиридону — покровителю пастухов, очевидно, объясняется тем, что в слободе, видимо, разводили скот. О её владельческой принадлежности напоминают также Большой и Малый Патриаршие переулки.

Слобода была достаточно большой и имела также другой приходский храм во имя Священномученика Ермолая.

Церковь Святого Ермолая на Козьем болоте (не сохранилась).
Церковь Святого Ермолая на Козьем болоте (не сохранилась).

В 1932-ом году храм полностью разрушили, а на его месте разбили сквер между домами. Для чего это было сделано - до сих пор не очень понятно. Ведь на этом месте так ничего более и не построили... Да, большевики тогда странные были...

Ермолаевский переулок получил имя по этому храму. Храма нет ... Имя осталось...

Кудрино

На границе Земляного города находилось село Кудрино, о местоположении которого дает представление московская топонимика. Сохранились и Кудринские площадь и переулок.

Кудринская площадь,  1930-е годы. Фото с сайта pastvu.com
Кудринская площадь, 1930-е годы. Фото с сайта pastvu.com

К этому следует добавить, что нынешняя Баррикадная улица до 1919 г. именовалась Кудринской.

Садовая-Кудринская улица и Кудринская площадь в Москве. Фото с сайта pastvu.com
Садовая-Кудринская улица и Кудринская площадь в Москве. Фото с сайта pastvu.com

Первые сведения об этой местности восходят к рубежу XIV-XV вв., когда здесь находились обширные владения князя Владимира Андреевича Серпуховского с центром в селе Выпряжкове, которое располагалось в устье ручья Студенец при его впадении в Москву-реку (там, где позднее возникла усадьба Студенец).

Усадьба Студенец на старой карте
Усадьба Студенец на старой карте

Впоследствии центр этого владения сместился немного восточнее, в Кудрино. На рубеже 20-30-х годов XV в. вдова князя Владимира Елена Ольгердовна передала эти земли митрополиту Фотию, который, в свою очередь, передал их в собственность соседнего Новинского монастыря.

Центром села была церковь Рождества Христова, первые сведения о которой дошли с 1640-х годов.

Храм Рождества в Кудрине
Храм Рождества в Кудрине

К этому времени Кудрино, вошедшее в состав города, превратилось в стрелецкую слободу. Храм, находившийся на Поварской улице, с 1693 г. числился каменным и простоял вплоть до 1931 г.

Храм снесён в 1931 году. На его месте был построен Дом политкаторжан, в котором после ликвидации так называемого Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев открылся кинотеатр «Первый» в 1936 году.

Кинотеатр «Первый». Фото с Яндекс. Картинки
Кинотеатр «Первый». Фото с Яндекс. Картинки

После Великой Отечественной войны, в 1946 году, здесь обосновался Государственный театр киноактёра. Сейчас это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова.

Государственный театр киноактёра. Адрес : Москва, ул. Поварская,33, стр.1
Государственный театр киноактёра. Адрес : Москва, ул. Поварская,33, стр.1

Новинская слобода

Сам же Новинский монастырь располагался неподалеку, близ устья реки Пресни.

Новинский Введенский Богородицкий монастырь, что на Бережках — разрушенный в 1930-е мужской православный монастырь в Москве.

Был основан на высоком холме при впадении реки Пресни в Москву-реку митрополитом Фотием между 1425 и 1431 годами. Поскольку монастырь принадлежал московским митрополитам, он носил название владычного (или митрополичьего) дома.

Новинский монастырь очень древний. От него, к сожалению, никаких первоначальных строений не осталось кроме как упоминания в исторических хрониках и документах…

Перед нами фактически общий панорамный вид на упраздненный и впоследствии уничтоженный Новинский монастырь. На месте здания СЭВ (мэрии), концертного зала и далее в перспективе - это всё бывшая территория Новинского монастыря - средневековой сторожевой крепости.
Перед нами фактически общий панорамный вид на упраздненный и впоследствии уничтоженный Новинский монастырь. На месте здания СЭВ (мэрии), концертного зала и далее в перспективе - это всё бывшая территория Новинского монастыря - средневековой сторожевой крепости.

В 1540 году в монастыре митрополитом Иоасафом встречена принесенная в Москву из Ржева чудотворная икона Ржевской Божьей Матери. По велению Ивана IV в честь этого события построена церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Икона Ржевской Божьей Матери
Икона Ржевской Божьей Матери

Вокруг монастыря со временем образовалась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Приходская церковь этой слободы была освящена во имя святого Иисуса Навина.

Возможно, отсюда и образовалось как имя окружающей местности (Новинское), так и название монастыря. По другой версии имя местности связан с характером местности, то есть «новых», едва освоенных окраинных земель, «выселок».

Неподалёку существовало и местное село Новинки, которое можно найти в духовной грамоте Василия III от 1462 года:

«А из Московских сел даю своей княгине Напрудское у города, ..., да мелницю Ходыньскую с лугом с Ходынским, …, да Новинки».

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.

Видимо, Новинский монастырь имел значение сторожевого, поскольку ещё в XVIII веке его нередко в бумагах называли «осадным».

В нём имелись три храма: главный монастырский собор во имя Введения во храм Богородицы, Казанской иконы Божьей матери и Иоанна Предтечи. В подмонастырской Новинской слободе в 1646 г. было 125 дворов, из которых 72 были крестьянскими.

Новинский монастырь никогда не занимал выдающегося положения среди прочих московских обителей. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1746 г. его превратили в женский, а в 1764 г. и вовсе упразднили. Введенский собор был превращён в приходскую церковь.

Введенская церковь Новинского монастыря .Фото с айта pastvu.com
Введенская церковь Новинского монастыря .Фото с айта pastvu.com

В 1933 году эта церковь-красавица была уничтожена властями...

Новое Ваганьково

Рядом с Новинским монастырем в XVI в. возникает ещё одно селение, получившее название Новое Ваганьково, о котором ныне напоминает название Нововаганьковского переулка.

Нововаганьковский переулок на карте Москвы
Нововаганьковский переулок на карте Москвы

Поселение образовалось после того, как сюда из Старого Ваганькова (напротив Кремля, у пересечения Моховой и Знаменки) перевели государев «псарный двор» и обслуживавших его дворцовых служителей.

В XVII в. он находился в ведении Ловчего приказа. В распоряжении приказа находилось до 300 человек псарей, как конных, так и пеших. В их обязанности входила забота «о всяких собаках, потешных, борзых и гончих, и меделянских, и волкодавах». Когда государь выезжал на охоту, они держали на сворах «хортей» (борзых).

Н. Е. Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
Н. Е. Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы

Несколько слов об устройстве псарных дворов в древней Руси. Они обычно ставились на возвышенном и сухом месте, разделялись на два отделения: одно для гончих (с одним хлевом), и другое — для борзых, с таким числом хлевов, сколько имелось свор (групп до 4 собак, рыскающих на охоте за одним охотником).

Алексей Кившенко «На псарне»1884 г.
Алексей Кившенко «На псарне»1884 г.

При псарном дворе обычно находились: изба для охотников, варница (или кашеварка), белые светлые сени для кормления собак, чулан для сёдел и охотничьей амуниции, отдельные травяные выпуски для прогулок собак. Двор окружался высоким забором. Рядом помещались конюшни для охотничьих лошадей, сараи для экипажей, чуланы и хлева для взрослых собак, щенков и больных собак.

Обслуживавшие такие дворы псари подразделялись на корытничих (сохранявших псарную посуду), сырейщиков (заготовлявших конину для корма собак) и обыщиков.

Волчье логово
Волчье логово

На последних вместе с «подвывалами» возлагалась обязанность «обыска» волков, то есть проверка по расспросам местных жителей мест обитания волков.

Выпряжково

Рядом с Кудриным, при впадении в Москву-реку ручья Студенец, в древности находилось село Выпряжково. Оно впервые упоминается в начале XV в. в завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Памятник князю Владимиру Серпуховскому в Серпухове.
Памятник князю Владимиру Серпуховскому в Серпухове.

В годы феодальной войны второй четверти XV в. между потомками Дмитрия Донского, князем Московским Василием II (Тёмным) и его дядей, князем звенигородским и галичским, Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, село Выпряжково было разорено. Центр этого имения переместился в соседнее Кудрино. Выпряжково стало одной из деревень вотчины, которая стала принадлежать Новинскому монастырю.

Очень интересна «цепь передачи» владения этими землями после Новинского монастыря...

Обитель владела этими землями вплоть до начала XVIII в., когда они были пожалованы князю Матвею Петровичу Гагарину, одному из заметных деятелей петровской эпохи. Первоначально Гагарин пользовался доверием государя. Участвовал в суде над царевичем Алексеем. Позже был назначен сибирским губернатором...

Памятная доска М.П. Гагарину в Тобольске. Князь Матвей Петрович Гага́рин (около 1659 — 16 [27] марта 1721) — русский государственный деятель из рода Гагариных, нерчинский воевода (1693—1695), глава Сибирского приказа и Оружейной палаты (1706), комендант Москвы (1707), первый глава Сибирской губернии (1711—1719). Сват канцлера Г. И. Головкина и вице-канцлера П. П. Шафирова. Казнён за лихоимство.
Памятная доска М.П. Гагарину в Тобольске. Князь Матвей Петрович Гага́рин (около 1659 — 16 [27] марта 1721) — русский государственный деятель из рода Гагариных, нерчинский воевода (1693—1695), глава Сибирского приказа и Оружейной палаты (1706), комендант Москвы (1707), первый глава Сибирской губернии (1711—1719). Сват канцлера Г. И. Головкина и вице-канцлера П. П. Шафирова. Казнён за лихоимство.

Но в Сибири он «прославился» своим взяточничеством. Размах его злоупотреблений был велик. Рассказывали, что Матвей Петрович умудрился даже утаить драгоценности, приобретенные для Екатерины I.

Был по личному приказу Петра I отдан под суд и публично повешен (!) в Петербурге в июле 1721 г. Всё имущество князя, включая и ближнюю подмосковную усадьбу «Студенец», было конфисковано…

Однако усадьбу при Анне Иоанновне затем всё же возвратили его сыну Алексею. Гагарины продолжали владеть Студенцом до конца XVIII в. Тогда усадьба перешла в качестве приданого к княжне Анне Гагариной, вышедшей замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина. Впоследствии ею владела их дочь Софья, вышедшая замуж за графа Юрия Михайловича Виельгорского.

Граф Юрий Михайлович Виельгорский
Граф Юрий Михайлович Виельгорский

В 1816 г. их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н.И. Прокофьеву, от которого она перешла к графу Фёдору Толстому, в свою очередь отдавшему Студенец в качестве приданого дочери Аграфене, ставшей в 1818 г. женой генерала А.А. Закревского, впоследствии московского генерал-губернатора.

Граф (1856) Арсений Андреевич Закре́вский (13.08.1783, село Берниково, Тверская губерния — 11 [23] января 1865, Флоренция) — русский военный и государственный деятель, генерал-губернатор Финляндии (1823—1831), одновременно министр внутренних дел (1828—1831), московский генерал-губернатор (1848—1859).
Граф (1856) Арсений Андреевич Закре́вский (13.08.1783, село Берниково, Тверская губерния — 11 [23] января 1865, Флоренция) — русский военный и государственный деятель, генерал-губернатор Финляндии (1823—1831), одновременно министр внутренних дел (1828—1831), московский генерал-губернатор (1848—1859).

Вот при нём наступает расцвет усадьбы. Главный усадебный дом перестраивается. В парке появляются монументы в память войны 1812 года. Прудам придаётся регулярная форма. При этом усадьба переименовывается в Трёхгорное. В середине XVIII в. зарождается традиция народных гуляний вблизи усадьбы. Из-за близости Новинского монастыря они именовались среди москвичей «Подновинскими гуляниями». Особого расцвета они достигли именно при А.А. Закревском.

В 1831 г. Закревский продаёт усадьбу Павлу Николаевичу Демидову.

Павел Николаевич Демидов (6 [17] августа 1798, Санкт-Петербург — 25 марта [6 апреля] 1840, Майнц) — русский предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831—1834 гг. курский губернатор. Известен главным образом как меценат и благотворитель.
Павел Николаевич Демидов (6 [17] августа 1798, Санкт-Петербург — 25 марта [6 апреля] 1840, Майнц) — русский предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831—1834 гг. курский губернатор. Известен главным образом как меценат и благотворитель.

Демидов, будучи благотворителем, владел ею недолго. В начале 1834 г. он подарил её государству для организации школы садоводства. Школа просуществовала вплоть до революции 1917 года. Из школы впоследствии вышло немало специалистов. И с этого времени эти места приобретают совершенно иной характер. Традиции гуляний уходят в прошлое, перемещаются в другие места. А здесь возникают уже промышленные предприятия и окраинные жилые кварталы.

Воскресенское

По соседству с Кудриным, близ реки Пресни, в последней четверти XVII возникает село Воскресенское.

Начало ему было положено в 1681 г., когда царь Фёдор Алексеевич выбрал это место для строительства своего загородного дворца с домовой каменной Воскресенской церковью.

Тогда и возникает поселение, в котором жила царская прислуга. Речка Пресня была перегорожена несколькими плотинами, и около прудов располагался сад площадью 63 гектара. В саду росли яблони, вишни, смородина. За садом ухаживали 13 садовников. В селе находился и Потешный двор, в котором содержались различные звери.

Однако Воскресенское не стало такой популярной царской резиденцией, как Коломенское или Измайлово. Этому помешала смерть царя Фёдора. А в дальнейшем из-за политической борьбы между различными группировками при дворе его наследники уделяли этому владению слишком мало внимания.

Грузины

В конце первой трети XVIII в. эти земли достаются выходцам из Грузии, о чем доныне напоминают Большая и Малая Грузинские улицы.

Большая и Малая Грузинские улицы на карте Москвы
Большая и Малая Грузинские улицы на карте Москвы

Их поселение, которое так и называлось «Грузины», образовалось после того, как в 1729 г. территория по соседству с Воскресенским была пожалована царю Вахтангу VI и приехавшей с ним большой свите.

Вахтанг VI (15 сентября 1675 — 26 марта 1737, Астрахань) — царь Картли (1711—1714, 1716—1723), писатель и законодатель, занимает выдающееся место среди культурных деятелей Грузии.
Вахтанг VI (15 сентября 1675 — 26 марта 1737, Астрахань) — царь Картли (1711—1714, 1716—1723), писатель и законодатель, занимает выдающееся место среди культурных деятелей Грузии.

При его дворе была выстроена деревянная церковь, сгоревшая и в 1749 г. возобновленная вновь его сыном Георгием Вахтанговичем.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Храм Великомученика Георгия Победоносца на Большой Грузинской улице) — храм Московской городской епархии Русской православной церкви, духовный центр грузинской диаспоры в Москве, где ведутся службы на грузинском и русских языках по соглашению между патриархами Русской и Грузинской православный церквей. Расположен по адресу — улица Большая Грузинская, д. 13 (метро «Баррикадная»).
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Храм Великомученика Георгия Победоносца на Большой Грузинской улице) — храм Московской городской епархии Русской православной церкви, духовный центр грузинской диаспоры в Москве, где ведутся службы на грузинском и русских языках по соглашению между патриархами Русской и Грузинской православный церквей. Расположен по адресу — улица Большая Грузинская, д. 13 (метро «Баррикадная»).

Шелепиха

Самым западным поселением района Пресни была Шелепиха. Сегодня Шелепихой называют местность, расположенную на левом берегу Москвы-реки, и где ныне известны Шелепихинские набережная, улица, шоссе и мост. Но...

Но первоначально здесь находилась деревушка... Афанасово, входившая в конце XIV в. в состав владений князя Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского.

Памятник Владимиру Храброму в Серпухове.                                                                      Князь Владимир Андреевич Серпуховской, двоюродный брат Дмитрия Донского. Владимир Андреевич Храбрый (Донской; 15 июля 1353 — 1410) — удельный князь Серпуховский (1358—1410), Дмитровский, Галицкий, Боровский (1378—1410) и Углицкий (1405—1410). Русский полководец, младший сын князя Андрея Ивановича Серпуховского. Внук Великого князя Московского Ивана I Калиты. Двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Донского. Прадед (по матери) великого князя московского Ивана III Васильевича.
Памятник Владимиру Храброму в Серпухове. Князь Владимир Андреевич Серпуховской, двоюродный брат Дмитрия Донского. Владимир Андреевич Храбрый (Донской; 15 июля 1353 — 1410) — удельный князь Серпуховский (1358—1410), Дмитровский, Галицкий, Боровский (1378—1410) и Углицкий (1405—1410). Русский полководец, младший сын князя Андрея Ивановича Серпуховского. Внук Великого князя Московского Ивана I Калиты. Двоюродный брат великого князя московского Дмитрия Донского. Прадед (по матери) великого князя московского Ивана III Васильевича.

Сохранился перечень «тянувших» к селу Кудрину нескольких селений, среди которых встречается и Афанасово.

После смерти князя Серпуховского в 1410 г. эти земли переходят к его сыну Семёну, а затем в конце 1420-х вдова Владимира Андреевича Елена Ольгердовна отдаёт село с деревнями митрополиту Фотию. А тот в свою очередь передал это владение Новинскому Введенскому монастырю, основанному в начале XV в. О нём мы уже говорили.

В Смутное время боевые действия, проходившие именно в этом районе, привели к разорению и запустению здешних мест. На месте деревень образовались пустоши…

И вот в писцовой книге 1623 г. во владении Новинского монастыря впервые упоминается «пустошь Шелепишка, что была деревня Афанасовская, на реке Москве. А в ней пашни перелогом худые земли 8 чети в поле, а в дву потомуж, лесу непашенного 5 десятин, сена по реке Москве 20 копен». Название пустоши, очевидно, пошло от протекавшей здесь речки Шелепихи...

К концу XVII в. здесь располагались многочисленные монастырские постройки и дворы подьячих, конюхов, поваров, сторожей, садовников, огородников, обслуживавших монастырь. Власти обители также использовали и форму сдачи земли в аренду.

Писцовые книги Московского государства.
Писцовые книги Московского государства.

В писцовой (оброчной) книге 1729 г. сохранилась, к примеру, запись о сдаче в наём земли «на Черной грязи от реки Шелепихи на берегу Москвы-реки против села Покровского, Фили тож».

К 1740-м годам территория застраивается и заселяется. По решению Синодального экономического правления, которому стали подчиняться патриаршие владения, сюда были переведены синодальные крестьяне из Московского, Дмитровского, Юрьев-Польского, Ростовского и Любимского уездов.

Но там появляются самовольные постройки дворцовых и помещичьих крестьян, отставных солдат и купцов. С конца 1740-х годов в официальной документации именуется как деревня Шелепиха. Однако, никем не контролируемое заселение серьёзно встревожило духовные власти. В марте 1749 г. для выяснения обстановки сюда был направлен стряпчий Андрей Григорьев. Григорьев потом подтвердил рапортом, что «поблизости от Москвы… между впадающими в Москву-реку речками Преснею и Ходынкою, близ вышеписанной Москвы ж реки, поселено несколько крестьянских дворов разных команд, что ныне называется деревня Шелепиха».

Шелепиха на карте 1852 года. Топографическая карта-верстовка окрестностей Москвы
Шелепиха на карте 1852 года. Топографическая карта-верстовка окрестностей Москвы

Удобное расположение в излучине Москвы-реки, близость к столице создавали хорошие условия для торговли сеном, дровами, для извоза. Женщины занимались ткачеством, продавая холсты и сукна в Москве. Из крестьян выделяются состоятельные жители, которые вели арендные операции с землей и сенокосами.

Московский извозчик.1898
Московский извозчик.1898

В 1796—1797 гг. здесь начинает действовать одна из первых полотняных мануфактур. В 1812 г. вся Шелепиха была сожжена французами. Тем не менее она восстановилась и её развитие продолжалось...

К середине XIX в. в окрестностях Шелепихи были уже два химических завода П.Ф. Гладилина и М.Ф. Жеребцова, ткацкая мануфактура В.П. Цинтера.

Цех ткацкой мануфактуры. Фото с сайта pastvu.com
Цех ткацкой мануфактуры. Фото с сайта pastvu.com

Развитие промышленности активизировалось после отмены крепостного права. Появляются новые предприятия, через деревню прокладывается железная дорога. Возникают бумагопрядильное заведение Е.П. Щербачевой, салотопенный завод купца М.Р. Родионова, сахарорафинадный завод Даниловых, пряничное производство В.В. Алтихова. Один из химических заводов был переоборудован в суконно-отделочную фабрику К.И. Пикерсгили.

Жители Шелепихи активно стали втягиваются в предпринимательство. Так, на выгодных условиях были проданы 6 десятин земли Обществу Московско-Смоленской железной дороги. Крестьяне стали проводить сделки по сдаче лугов и земель. Жители Шелепихи получали довольно высокие урожаи зерновых и картофеля. В самой деревне было шесть торговых лавок, трактир и питейный дом.

Не осталась Шелепиха в стороне и от революционных событий 1905 г. Особую активность проявили рабочие сахарорафинадного завода.

Во времена Российской империи на заводе производили литой рафинад в виде больших головок (конусов), которые после охлаждения раскалывали на куски неправильной формы.

Литой рафинад
Литой рафинад

Почти все процессы протекали при температуре 40-50°C, а в некоторых отделениях доходило и до 60°C. Смена длилась 12 часов. Завод работал 6-8 месяцев в году. Людей после увольнения каждый раз набирали вновь с учетом благонадёжности.

В 1922 году предприятие получило наименование Краснопресненский сахарорафинадный завод имени Мантулина в память о Фёдоре Мантулине, машинисте этого завода, расстрелянном во дворе предприятия во время декабрьского восстания в Москве в 1905 году…

Цех Краснопресненского сахарорафинадного завода имени М.Ф. Мантулина. Москва. 1957 г.
Цех Краснопресненского сахарорафинадного завода имени М.Ф. Мантулина. Москва. 1957 г.

Во второй половине XX века завод выпускал колотый сахар, сахар-рафинад, сахар-песок и жидкий сахар для хлебокомбинатов и кондитерских цехов.

Завод проработал до июня 2005 года, после чего производство на нём было остановлено.

В начале XX в. жилой застройке начинают подвергаться участки земли, расположенные близ Пресненской и Покровской застав.

Площадь Пресненская Застава, 1914, Россия, Москва, ЦАО, Пресня
Площадь Пресненская Застава, 1914, Россия, Москва, ЦАО, Пресня

Домовладельцами становятся цеховые ремесленники, мещане, купцы. Постепенно меняется культурный облик селения. Появляется начальное земское училище. Более половины жителей Шелепихи были грамотными.

Окончательно Шелепиха вошла в состав Москвы в 1927 году. По переписи населения к этому времени здесь проживало 712 человек. После включения этого района в черту столицы он становится одним из промышленных мест города. С середины 1950-х годов здесь началась и комплексная жилищная застройка.

И в заключение отмечу, что совместив координатные сетки старой карты Московской губернии 1766 года и современной карты Москвы удалось определить, что центр старинной деревни Шелепихи приходится прямо на начало Шелепихинского моста со стороны Шелепихинской набережной...

Если вам понравилась статья - ставьте лайки. Буду признателен, если оставите комментарии.

Подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь, перейдя по ссылке.