На ВДНХ, прямо в павильоне «Рабочий и колхозница» прошла выставка в честь 160-летия Надежды Ламановой с названием «Гений в юбке и ее эпоха».
В СМИ пишут про выставку, что Ламанова – русская Коко Шанель. Так понятнее. Коко знает весь мир, а первого русского модельерах и театрального художника Надежду Ламанову только специалисты. И это, на мой взгляд, несправедливо.
Хотя до 1917 года русский модельер одевала российскую императрицу и всю привилегированную столичную знать. Шить платья у Ламановой было очень престижно.
В 1904 году она получила высшее звание «Поставщик Двора Ея императорского величества». Среди клиентов великой портнихи были императрица Александра Фёдоровна, ее сестра Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, княгини Зинаида Юсупова и Мария Тенишева, актрисы Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова, Алиса Коонен, Мария Андреева.
Кстати, многие знаменитые портреты дам работы Валентина Серова и Константина Сомова, написаны в платьях «от Ламановой».
В Москве на Тверском бульваре, 10 был ее модный дом в 4 этажа. Размах! Имела право. На третьем этаже были «свящённые мастерские». Шили из элитных материалов, которые два раза в год Ламанова привозила из Парижа.
Интересно, что к созданию таких обустроенных мастерских Надежду Ламанову подтолкнул роман Чернышевского «Что делать?». У швей был 8-часовой рабочий день, отпуск, медицинский кабинет. Ламанова собирала приданое мастерице, выходящей замуж. Даже по сегодняшней мерке – отлично поставленное дело.
После революции Ламанова не эмигрирует, хотя все ее заслуги новой власти были не нужны. В другой ситуации название «поставщик Ее Величества» можно было сделать брендом не только для себя, но и для внуков. Но в 56 лет она начинает все сначала.
И постепенно Надежда Ламанова станет законодательницей советской моды. Она организует «Учебно-производственные мастерские современного костюма» и будет делать новую «советскую» одежду.
Это платья в «русском стиле». С вышивками гладью и крестиком, каймой, плетёным кружевом. Она создаёт полосатые и клетчатые наряды, раскрашенные лаком пуговицы и бусы. Вводит в моду косынки, платки, вязаные беретки, домотканые ткани.
Среди ее моделей – Лиля Брик, которая знала, у кого заказывать наряды.
А ещё делала Ламанова костюмы для Любови Орловой к фильму «Цирк» (помните, в каких феерических платьях там была актриса?).
Много Ламанова работала для МХТ. Например, она делала костюмы, для знаменитой «Анны Карениной». Уж как о ней отзывался Станиславский. Почитал как незаменимую.
Ламанова сделала модными лён, вышивку, «птичий силуэт», народную каёмку и конструктивистские модели. И именно эти платья оценили в Париже в 1925 году. На Всемирной выставке она получила награду «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».
Многие наряды Ламановой из 1930-х сегодня бы носила любая модница. Не сомневаюсь.
Выставка в честь Ламановой была устроена с огромной любовью к ней.
Показаны 70 подлинных ламановских театральных и бытовых костюмов. Есть и реконструированные, воссозданные платья по ее эскизам, хранившихся в архивах. Представлены не только платья, но ещё и аксессуары, фотографии, эскизы и плакаты. А ещё воспроизвели мастерскую Ламанавой со столиком для рукоделия и швейной машинкой.
Ушла из жизни Ламанова в 1941 году, похоронена на Ваганьковском кладбище.
Ну и последнее. Про неё не обязательно писать «русская Шанель». Она – Надежда Ламанова, великая портниха императорского двора и молодой советской эпохи.
Ирина Биккулова, г. Москва.
Популярное:
Придворные костюмы с выставки. Сфотографировать разрешили все: от чулок до свадебных платьев
Еще один Поставщик Двора Ея императорского величества:
Рады будем вашим откликам и новым подписчикам канала "Копите впечатления"