Найти тему
Борис Барабанов

Зачем The Beatles понадобился режиссер «Властелина колец». Несколько заметок на полях сериала, который все хотят посмотреть

The Beatles
The Beatles

25, 26 и 27 ноября на стриминге Disney+ прошел премьерный показ фильма Питера Джексона «The Beatles: Get Back». Это трёхсерийный, почти восьмичасовой в общей сложности фильм о том, как рождался альбом The Beatles «Let It Be» — последний в официальной дискографии группы.

На протяжении всех 3 серий я делал заметки для будущей рецензии. Рецензия вышла, но и сами заметки много что говорят о фильме.

The Beatles: Get Back
The Beatles: Get Back
  • Есть такая пословица, ставшая мемом: «Можно бесконечно смотреть на… огонь костра, бегущую воду и работающих людей». На The Beatles, записывающих альбом, и вправду можно смотреть бесконечно. Хоть восемь часов.
  • Все музыкантам на экране нет еще и 30 лет, а они уже живые боги, и их группа на грани распада.
  • Зачем растягивать полуторачасовый фильм на три огромных серии? Ответ: это разные жанры. Фильм Майкла Линдси-Хогга «Let It Be», который вышел в 1970 году, стал частью битловского канона, каждый кадр намертво впечатан мозг, начиная с обложки одноименного альбома. Это полнометражный фильм-клип. Но на самом деле, для фильма было снято более 50 часов видео, и там — очень простые, на первый взгляд, люди. В чем-то (по форме) это и правда, как пишут некоторые, «Дом-2».
  • После сессий, которые The Beatles провели для «Let It Be», осталось 150 часов аудиозаписи. В фильме, помимо разнообразных черновых вариантов песен для «Let It Be», мы видим, как рождаются наброски песен для других альбомов — «Octopus’s Garden» Ринго Старра из «Abbey Road», «Jealous Guy» из его сольного альбома «Imagine» (1971) (изначально она называлась «On The Road To Marrakesh»), «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона, заглавная с его одноименного сольника 1970 года, будущая «Another Day» Маккартни. В этом есть нечто, не умещающееся в голове. Вот они вместе в студии, помогают друг другу с новыми песнями, а через год, как мы знаем, группы уже нет. А эти песни остались.
The Beatles
The Beatles
  • Пишут, что существует бутлег-альбом, на котором записаны все аудиоматериалы с сессий, запечатленных Майклом Линдси-Хоггом, включая дубли песен с альбома «Let It Be», прочие вещи битлов и бесчисленное множество каверов, многие из которых вошли в фильм Джексона. Этот альбом умещается всего на 89 компакт-дисках. И я бы его точно послушал весь. Впрочем, нет сомнений в том, что весь этот корпус песен будет вскоре после успеха «The Beatles: Get Back» будет перевыпущен на цифровых площадках.
  • Среди моментов, от которых перехватывает дыхание… минуту назад песни «Get Back» еще не было в природе, и вот Маккартни уже ее поет, а Леннон бьет по струнам. «Get Back» или «Let It Be» — из тех песен, которые как будто были всегда, как Луна или звезды на небе. Но нет. Кто-то когда-то их сотворил буквально из ничего.
Джон Леннон и Йоко Оно
Джон Леннон и Йоко Оно
  • Не покидает желание заново узнать этих с детства знакомых людей поглубже. Или — «с нуля». В фильме они ходят в студию, буквально на работу, каждый день. Хочется представить себе, что происходит до и что после. Как просыпаются в одной постели Джон и Йоко, как утром медитирует Джордж. Как живет идеально одетый и причесанный джентльмен Джордж Мартин, настоящая глыба, что видно даже в тех немногих кадрах фильма, где он появляется. Что чувствует совсем молодой режиссер Майкл Линдси-Хогг, когда расставляет камеры в павильоне или рассказывает Полу, что снимать концерт The Beatles надо на крыше. Что делает менеджер The Rolling Stones Аллен Кляйн перед тем, как назначить встречу Джону и тем внести еще больше хаоса в и без того расшатанный организм The Beatles — известно, что Кляйн мечтал с ними работать, и в итоге сделал ставку на сольного Джона. Как выглядела встреча Пола и Джона в столовке, когда они обсуждали неожиданный уход Джорджа из группы — встречу никто не снимал, но осталась аудиозапись разговора. Каковы на вкус тосты, которыми питаются «битлы»? Наверняка, отвратительные, как любой чертов «английский завтрак» из отеля.
  • У Питера Джексона явно был соблазн максимально разъяснить каждую деталь. Например, наигрывая будущую песню «Two Of Us», The Beatles подбирают слова к еще не существующую тексту и среди прочего произносят имя «Хенри Купер». В итоговом тексте его нет. Хенри Купер — британский боксер-тяжеловес, который в 1963 г послал в нокдаун Мохаммеда Али. Хенри Купер в тексте The Beatles — это как Великая Британия в квадрате. Хочется, чтобы таких деталей было больше, но Питер Джексон бьет себя по рукам — это другой жанр.
Питер Джексон
Питер Джексон
  • Фигура Харрисона… Он меньше всех говорит в кадре, он выглядит, по большей части, абсолютно обдолбанным, но когда он объявляет о своем уходе, это для группы настоящая катастрофа. Джордж — «тихий битл», без которого группа невозможна. То, как смотрит на него Леннон, невозможно передать словами. Джордж для него — связующее звено, без которого группа невозможна. А песни Джорджа — поток божественного света, не меньше. Слезы на глазах Маккартни появляются в тот единственный момент, когда он понимает, что с Джорджем все серьезно.
  • Вся первая часть фильма выглажена, отутюжена, вытянута по свету, цвету и звуку настолько, что когда в конце второго часа впервые «заводится» микрофон, это адски режет ухо и буквально возвращает с небес на землю.
  • The Beatles в фильме максимально отделены от реальности. Среди немногих моментов, когда жизнь вторгается в их творческий процесс, это момент, когда кто-то из музыкантов берет в руки газету, и по экрану ползут заголовки, очень похожие на сегодняшние: «Все сложнее сдерживать поток мигрантов» и так далее. В другой раз мы видим, как полицейский выписывает Джорджу штраф за неправильную парковку — он вернулся в группу и бежит в студию, забив на мелочи.
-6
  • Кажется, Питера Джексона взяли на этот проект именно для того, чтобы из документального фильма сделать игровой, в котором с героев будет счищен лоск легенд, но сама история при этом не потеряет эпический масштаб.
  • Все великое, что сделали The Beatles, они сделали вчетвером. Это очень своевременное наблюдение. Чтобы сделать нечто от чего у других людей захватит дух, нужно встречаться лично, лицом к лицу, дышать друг на друга, спорить, дурачиться, спать, до бесконечности репетировать. Только так. Ничего великого на удалёнке не сделаешь.
  • После семи часов самых крупных планов «битлов» «Концерт на крыше», размноженный Джексоном на несколько «окон» в одном кадре, это феноменальной мощи зрелище. От молодых людей, которые только что чуть не развалили дело всей жизни, исходит энергия собранности, уникального таланта и нечеловеческой, всепобеждающей силы перевоплощения. Так что даже страшно иногда. Как будто перед нами совсем другие люди.