Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, а также трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не вносит изменений в существующие нормы трудового права, а дополняет их, наделяя субъектов трудовых правоотношений дополнительными правомочиями. Таким же образом с трудовым правом взаимодействуют, например, налоговое законодательство, законодательство о воинской службе, о банкротстве и т.п. Во всех этих случаях речь идет о трудовом законодательстве и иных актах, содержащих нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825, регулирует трудовые отношения в сфере охраны труда. Требования Перечня выполняются на постоянной основе, вне зависимости от наличия/отсутствия на территории России и/или субъекта РФ режима повышенной готовности по эпидемиологическим показаниям.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер.
Таким образом, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной, вне зависимости от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.
В случае отказа/уклонения такого работника от вакцинации без уважительной причины к установленному нормативным правовым актом или локальным нормативным актом сроку работодатель обязан в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» на основании абз. 8 ч.1 ст. 76 ТК РФ издать приказ об отстранении работника от работы без сохранения заработной платы до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.
При этом, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (1) и установление Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (2) суть две самостоятельные нормы ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Определение работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, является прерогативой Минздрава России (в том числе на отдельных территориях и на определенный период), а включение, при необходимости, таких работ на постоянной основе в Перечень - прерогативой Правительства РФ.