Найти в Дзене
George Rooke

Jeszcze Polska nie zginęła

Из серии "Потому что в кузнице не было гвоздя"

После первого раздела Польши в 1772 году Фридрих II получил практически все польские территории по Балтийскому морю. И, желая поиметь огромный профит на польской хлебной торговле, ввел 80-процентную пошлину на польские товары, поставляющиеся в Данциг. При этом предложил Польше продавать весь свой урожай на корню... собственно Пруссии, а всем иностранным компаниям рекомендовал покупать польскую пшеницу только в прусских портах.


В результате Польша фактически лишилась рынков сбыта зерна на Балтике. Но деньги то нужны, куда же без них? И поляки решили использовать Днестр и Южный Буг для поставок зерна в Западную Европу. А тут - только что закончилась очередная русско-турецкая война, Россия согласно Кучук-Кайнакджийскому договору получила Азов, Керчь, Кубань и свободу навигации на Черном море. В общем надо договориться с русскими - и дело в шляпе.


Наибольший интерес к этому направлению проявила Франция, крайне заинтересованная в польской пшенице. Договариваться послали Антуана-Игнатиуса Антуана, который в 22 года был представителем марсельской торговой фирмы в Константинополе.


К 1778 году русские создали большие склады русской и польской пшеницы в Херсоне, однако русское правительство пока отказывалось открывать свои порты иностранцам, думая, что русские купчины сами создадут свои торговые компании, дабы продавать свои товары на иностранных площадках. Естественно, русские купцы забили на это дело большой и толстый болт (сами приплывут и купят, кому надо), и в 1781 году французский вице-консул в Питере Жозеф Рембо подписывает с Михаилом Фалеевым первый контракт - французы поставляют в Россию табак, а Россия расплачивается зерном. Так была создана "Компания Черного моря".


В 1782 году поляки в Херсоне создают свое представительство "Польской Восточной компании" под патронажем Михаила Понятовского (брата короля Станислава, примасом Польши), которая на своих судах (польских!!!!) подписывается производить поставки зерна в Александрию, Марсель и Барселону. Однако... поставок не произошло. В 1781 году в Подолии свирепствовала чума, урожай был плохим, плюс ко всему.... поляки отказались торговать через русский Херсон, ибо
"ни злотого не дадим агрессору, который отнял у нас Восточные Кресы, и с которым у нас гибридная война".

Французы были в недоумении до 1787 года, полякам реальные деньги предлагают, а они ерепенятся, балбесы. Потом почесали маковку - ну на "нет" и суда нет. И стали закупать зерно уже в Египте, который оказался менее щепетильным (ну или которому деньги оказались более нужны) .Ах да, с 1782 года французы начали закупать и русское зерно на Черном море. Ну раз поляки свое не продают. Не проблема как бы.


К тому же Екатерина объявила Херсон порто-франко, и с 1784 по 1787 год туда прибыли примерно 50 французских кораблей для закупок зерна. Только за лето 1784 года было вывезено более 100 тысяч тонн злаков.  Кстати, вторыми по значимости торговыми партнерами стали австрийцы, которые закупили примерно 85 тысяч тонн.


Ну а в Польше, видящей такое непотребство, начались очередные поиски "шпигунов Путина", которые и продолжались до второго раздела.


Ах да. Австрийцы все-таки молодцы, все-таки немецкий дипломатический и административный гений не стоит недоучитывать. В общем, они договорились с турками (после русско-турецкой 1787-1791 г.г.) что через Проливы свободно пропускаются только австрийские торговые корабли. Аргумент султану привели простой - у Австрии (в отличие от Франции и России) военного флота нет, поэтому бояться что под видом торговых пойдут военные, нет никакого смысла. И султан с этим согласился. Так что с 1791 по 1802 год экспорт зерна из Черного моря в Средиземное шел исключительно на австрийских судах. Французы появились в Черном море снова только в 1802-м, когда Наполеон смог договориться с турками.