История банальная. Потребитель купил в салоне связи смартфон, “заботливый” продавец порекомендовал застраховать его от всяческих бед. Пообещал такую страховку, что можно потерять, утопить, даже вдребезги разбить свой телефон - все обещают вернуть. Просто “чудо-страховка”!
Потребитель, немного подумал, но подписал такой договор, оплатив покупку товара потребительским кредитом, подключив при покупке услугу комплексного страхования, в том числе, и на случай воздействия жидкости на застрахованное имущество.
К несчастью, через несколько месяцев представился такой случай. Отдыхая на море, потребитель нечаянно уронил в воду свой телефон. И пришлось ему обращаться к продавцу в салон связи. Там телефон тщательно осмотрели и отказали в проведении гарантийного ремонта, в связи с нарушением правил эксплуатации товара - попадание жидкости во внутрь корпуса. Заключение технического осмотра - телефон восстановлению не подлежит.
Тогда потребитель обратился в страховую компанию. Страховая признала страховой случай, однако, выплатила страховую сумму не в полном объеме, руководствуясь условиями договора, согласно которым, “страховая выплата за утрату (порчу) застрахованного имущества, осуществляется в размере реального ущерба, но с учетом износа и обесценения”.
Потребитель перед подписанием договора, текст не прочитал и подписал не глядя, заведомо невыгодный для себя договор. Теперь он может рассчитывать на возврат всего лишь, примерно, 60% от рыночной стоимости телефона.
Поэтому, чтобы понять, выгодно ли оформлять такой полис, нужно обратить внимание на условия страхования, чтобы впоследствии самому не пришлось тратиться на дорогостоящий ремонт.
- Перед подписанием нужно обязательно прочитать договор.
- Внимательно изучить Правила страхования компании с которой предстоит заключение договора. (как правило, они должны быть опубликованы на сайте).
Тем же, кто все-таки планирует рискнуть и застраховать свой телефон от поломок, нужно перед оформлением полиса поинтересоваться стоимостью ремонтных работ. Не исключено, что в результате окажется, что они могут быть намного дешевле, чем сама страховка от них.
Необходимо помнить, что страхование телефонов, да и любого имущества, производится только на добровольных началах. Из-за недобросовестности некоторых продавцов страхование мобильного телефона вызывает у потребителей лишь неприятные впечатления, страховку буквально навязывают при приобретении товара в кредит.
Однако, Закон о защите прав потребителей прямо запрещает обуславливать приобретение одних товаров и услуг, обязательным приобретением иных товаров и услуг. Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.
Согласно ст. 16 Закона РФ “О защите прав потребителей”, потребитель вправе отказаться от оплаты таких (услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Кроме того, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.