Случайно наткнулся, на никому не интересный видос. В нем человек по имени Патрик едет на кабриолете по Бостону и рассуждает, о том, почему на Коммонуэлт авеню так много старых домов с огромными витринными окнами и просторными павильонами за ними.
Все дело в том, говорит Патрик, что раньше это были шоу-румы автомобильных компаний, а сама улица представляла собой традиционный для тех времен экономический кластер под название Automobile row.
Интересно, что термин имеет понятный для русского человека перевод не требующий пояснения - автомобильные ряды. И пусть свободная продажа автомобилей в России появилась спустя почти 100 лет, термин "торговые ряды" известен в нашей истории еще со времен, когда одна лошадиная сила понимался буквально. На том же торговом ряду эту одну лошадиную силу и продавали за 150-300 граммов серебра. Кстати невольный раб стоил примерно столько же.
Особенностью таких автомобильных рядов было то, что клиент попадает в автомобильный "мир обоев". Здесь он может познакомиться со всеми марками представленными в городе, осмотреть их и изучить, порой и протестировать. Кроме этого, такие автомобильные агломерации содержали не только магазины по продаже автомобилей, но и сервисы всех видов: развалы с резиной и запасными частями, мойки и шиномонтажные мастерские, страховые и банковские лавки, короче все, что может понадобиться уже владеющему автомобилем человеку.
Тут я конечно начал искать что-то подобное в нашей истории. И каково было мое удивление, что искать долго не пришлось, потому что московский Automobile row не только сохранил свою топонимику, но и отчасти функционал.
***
Большие города с богатой историей имеют устройство, которое столетиями складывалось благодаря одной маленькой особенности. Людям комфортно селиться рядом с себе подобными. По такому принципу появляются не только кварталы с ярко выраженным национальным колоритом, но и районы, люди в которых объединены общим делом.
Каретный ряд вплоть до пожара 1812 года населяли ремесленники и мастера изготовлявшие кареты, повозки и телеги, от чего одно время так называлась - Тележный ряд. Пожар изгнал с насиженных мест мастеров, но не смог уничтожить привычку москвичей покупать здесь транспортные средства. Торговля на прежнем месте возобновилась. В московском путеводителе 1831 года говорилось:
"Если вы охотник до экипажей, то здесь вы можете заказать или купить какой угодно экипаж."
Не удивительно, что первые автомобильные салоны появились именно здесь.
По данным московской городской управы, в 1909 году в городе было зарегистрировано 264 автомобиля. Всего через 4 года их количество увеличилось до 1283 штук. В основном это были легковые автомобили принадлежащие частным лицам, да богатым частным лицам. Были и частные конторы, которые сдавали автомобили вместе с шоферами в наем, но ими пользовались редко, потому что стоили они дорого.
Автомобиль в то время воспринимался как праздная и даже вредная забава богачей. Он был дорогим предметом роскоши, малопригодным для движения по Москве и уж тем более ее окрестностей. Ремонт, покрышки и камеры для колес, бензин, гаражи для хранения - все это стоило немыслимых денег.
Элитарность автомобильных увлечений становится еще и топографическим условием для расположения автомобильных рядов в городе. Расположенное неподалеку Петербургское шоссе было местом проведения автомобильных гонок, на Ходынском поле прописаны первые в Москве автомобильные клубы. В районе Динамо (Петровского парка) находились ряд дорогих загородных вилл и роскошных ресторанов. Не удивительно, что здесь, а не на Таганке.
Автомобиль резко и бескомпромиссно ворвался в новую жизнь москвичей. Показательная история: почти сто лет (с 1820 года) экипажное производство Ечкиных оказывало транспортные услуги почтовому ведомству. А в 1909 почтальоны решили пересесть на моторный транспорт и подписали договор с акционерным обществом Петра Ильина, который под это дело выпустил 40 автомобилей "Ля Бюир" специального типа. Уже через год предприятие Ечкина разорилось.
Сам же Петр Петрович Ильин надо сказать был не лихим залетным автомобильным бизнесменом, а потомственным экипажным фабрикантом. В объявлениях фабрики Ильина говорилось, что она была российским представителем крупнейших европейских фирм «Панар— Левассор», «Даймлер», «Ла Бюир», «Пежо», «Дюркопп», «Гумбер», «Деляж», «Лоррен — Дитрих», «Аргус», «Клеман — Байяр» и др.
Кроме того Ильин давал годовую гарантию на проданные им автомобили, так как имел свои собственные ремонтные мастерские и гараж на 150 автомобилей с большим складом запасных частей, шин и автоэксплуатационных материалов.
Гараж в те времена играл куда более серьезную роль, чем сегодня, потому как конструкция тех лет имела почти полностью деревянные кузова и большое количество деревянных деталей, а сами автомобили практически не имели закрытых кабин.
Стоит ли говорить о том, что гараж на 150 автомобилей для 1909 года это все равно, что парковка Автомобильный терминал порта Бремерхафен сегодня (вмещает 120 000 автомобилей). Более того, гараж Ильина это первый в Москве многоуровневый паркинг, там было 3 этажа, на которые автомобили попадали с помощью лифта! Сделать рампы ему не позволяла форма участка. Воспользоваться им мог любой желающий. Сам участок находился недалеко от Каретного ряда.
Современники отмечали, что гараж Ильина во всех отношениях был оборудован по последнему слову европейских технологий строительства гаражей. Здание было полностью электрифицировано, снабжено вытяжкой и системой отвода выхлопных газов. На всех этажах был водопровод и стоки для воды, а каждый парковочный бокс имел свой собственный ящик для инструментов и одежды шофера.
И самое крутое! В подвале гаража находился не только склад автомобильных шин, но и хранилище для бензина. Топливо с помощью трубопровода было разведено по всем этажам, где были установлены раздаточные колонки.
***
Не трудно догадаться, что стало с фабрикантами Каретного ряда, когда власть в Стране сменилась. Предприятия были национализированы и реорганизованы под нужды партии.
Автомобильные дилеры Каретного ряда буду укрупнены до единого гаража в котором поселится автопарк совета народных комиссаров.
Спец гараж располагается здесь и по сей день. Тут стоят матовые от жестких щеток казенной мойки Форды Мондео и BMW 5 и 7 серий - Федеральное государственное учреждение «Автобаза № 1» Управления делами Президента Российской Федерации.
***
После революции "Акционерное Общество экипажно-автомобильной фабрики "П. Ильин" в Москве" национализировали, и Петр Петрович из владельца превратился в директора 4-го Государственного авторемонтного завода - так теперь стало называться его предприятие. Одним из основных заказчиков выступала Автомобильная база Совнаркома - Петр Петрович строил кузова для комиссарских "Роллс-Ройсов". Одну из его работ можно увидеть и сегодня - в музее-заповеднике Горки Ленинские стоит полугусеничный Rolls-Royce с кузовом, изготовленным на фабрике Ильина.
На "родном заводе" Ильин проработал до августа 1924 года. После его арестовали и осудили, но в тюрьме ему пригодились и опыт, и знания. В лагере Петра Петровича назначили ответственным за обеспечение транспортом стройки века - Канала имени Москвы, строящегося силами заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Каждое утро его доставляли к месту работы под охраной в бричке, запряженной парой лошадей. После постройки канала Ильина освободили, и он вернулся в Москву. В январе 1951-го Петра Петровича арестовали вновь, но на свободу он уже не вышел - в августе того же года Ильин умер в тюрьме.