Литературное расследование жизни и творчества русского художника. Анонс арт-встречи в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» к 155-летия со дня рождения (4.12.1866 - 13.12.1944)
В 2021 году исполняется 155 лет со дня рождения Василия Кандинского выдающегося русского живописца ХХ века, графика, теоретика и преподавателя изобразительного искусства.
Художник умер в 1944 году. Истекшие с его кончины годы еще не успели создать сколько-нибудь значительной временной дистанции. Поэтому неудивительно, что многие зрители так до сих пор и не смогли найти подхода к его творчеству. И, несмотря на то, что он ввел в практику живописи качественно новое мышление, и поныне часто приходится сталкиваться с непониманием и отрицанием его творчества.
7 декабря 2021 года, в 14.00., в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» пройдет литературное расследование «Василий Кандинский. Правда искусства и правда жизни». Читатели библиотеки посмотрят документальный фильм «Библейский сюжет. Всадники Апокалипсиса» и на примере творчества Василия Кандинского попробуем понять, что такое абстракционизм в живописи.
А еще получат ответы на многие интересующие их вопросы.
Например, как так получилось, что Кандинский, юрист по образованию, доктор Московского юридического общества, вместо того, чтобы стать профессором Дерптского университета вдруг внезапно бросил открывающуюся перед ним блестящую академическую карьеру и посвятил себя живописи?
Как могла повлиять на принятие такого решения состоявшаяся в Москве выставка импрессионистов и, в частности, картина Клода Моне «Стог сена»?
Почему словенский художник Антон Ажбе, в художественной школе которого учился в Мюнхене Кандинский, так странно отозвался о своем ученике: «Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника. Совершенно ничего не умеет».
Почему художник - модернист, Франц фон Штук, возглавлявший влиятельное общество художественных выставок, картины Кандинского для выставки не взял? Чем мотивировал свой отказ и как поступил в ответ художник?
В свое время Василий Кандинский возглавил Новое мюнхенское художественное объединение, идея которого была проста: существуют два мира, внутренний и внешний, и искусство - единственное, что их соединяет. Но критики не поняли правду искусства. «Кривлянье, блеф, извращение и полное безумие» - таков был их приговор.
Почему же теперь картины, на которые публика времен Кандинского с упоением плевала, а владелец галереи ежедневно в связи с этим был вынужден после закрытия протирать полотна, сегодня по праву считаются украшением лучших музеев мира?
Какую роль сыграли в жизни художника его двоюродная сестра Анна Чемякина и 18-летняя Нина Андреевская? С чего началась и чем закончилась история любви Василия Кандинского и его музы - немецкой художницы Габриэлы Мюнтер?
Известно, что в 1933-м к власти в Германии пришел Гитлер. Современное искусство было объявлено «вырожденческим», «дегенеративным». В число «вырожденцев» попали Марк Шагал и Пабло Пикассо, Франц Марк и Август Макке, и, конечно же, абстракционист Василий Кандинский. Произведения «дегенеративного» искусства подлежали изъятию из музеев и частных коллекций, а впоследствии -уничтожению. Нарушение этого постановления грозило их владельцам тюрьмой.
Как же удалось Габриэле Мюнтер спасти наследие одного из самых ярких художников XX века?
ЛИТЕРАТУРА:
Его произведения:
1. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б.Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. -М., 2001. Тираж 2300 экз.
2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости/ Пер. с нем. Елены Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232.
О нем:
1. Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский)//Авангард 1910-х- 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
2. Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. - М.: УРСС, 1998. – Стр. 66 -71.
3. Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. - Стр. 189-249.
4. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936)// «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.
5. Лакост М. К. Kandinsky/Мишель Кониль Лакост.- М.: Слово/Slovo, 1995.- 96с., с ил.
6. Опимах И. Время все расставит по своим местам"/Гала - Биография.- 2012.- №10.- Стр. 32-46.
7. Рейнгардт Л. Абстракционизм// Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М., 1969. - Стр. 101-111.
8. Сарабьянов Д.В. ,Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время - М., 1984.
9. Турчин В. Кандинский в России/Валерий Турчин. - М.: Художник и книга, 2005. - 448с.
10. Шишанов В. А.Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. - Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.
29.11.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00