3,4K подписчиков

Аrt хвилинка. Пара глаз, незаметно прогуливающихся по миру. Жанна Маммен (Jeanne Mammen)

1K прочитали

Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.  До сих пор относительно мало известна широкому зрителю. 

Говорят, Жанна была скрытной (так молодец же - нет пересудов?), не оставила после себя ни переписки ни дневников. То есть свою частную жизнь берегла. 

Maurizio Bussani. Портрет Jeanne Mammen (1890 - 1976)
Maurizio Bussani. Портрет Jeanne Mammen (1890 - 1976)

Она мало появлялась в обществе, детей не было, про мужчин в ее жизни по причинам выше - сведений нет.  

А акварели ее тонкие, как цветы, как китайская живопись, убирают все стереотипы восприятия. Это  сплошное «лакомство», как заметил один немецкий критик 1920-х о ее творчестве. Я согласна. 

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-2

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-3
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-4
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-5
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-6
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-7
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-8

Так кто же вы, Жанна Маммен?

Родилась в Берлине в семье состоятельного торговца, через несколько лет семья переезжает в Париж.  

Беззаботная жизнь, прогрессивное воспитание для своего времени, обучение живописи в Академии Жюлиана, а позже - в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, альбомы, заполненные зарисовками уличной жизни Парижа, Берлина, Брюсселя… Это ее жизнь, ее молодость. 

А говорят, никакой публичности?

Первая мировая война разрушила эту счастливую беззаботность: семья Маммен бежала из Франции, имущество конфисковано. В 1916 году Маммены уже в Берлине без гроша. 

Несмотря на последующие бурные события Ноябрьской революции 1918-19 годов в Германии и многочисленных выступлений художников, ратующих за «новое искусство», Жанна не участвует в всеобщем психозе. У неё и ее семьи главный фокус - выживание.  

Но пёстрая социальная жизнь Берлина и его обитателей, светлые и темные стороны той эпохи - в центре ее творчества. 

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-9
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-10
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-11
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-12
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-13

Похоже, взращённый Парижем космополитизм сослужил Жанне хорошую службу:  она внимательный наблюдатель, она, будто, фиксирует происходящее, не принимая ничью сторону. 

Вся прелесть ее работ в этом: никаких пародий или идеализаций. Момент.

Ее стилистика несет отпечаток творчества Тулуз-Лотрека, только несколько приправлена трезвым берлинским взглядом на жизнь.  

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-14
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-15
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-16
 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-17

Уже к 1927 году художнице удалось содержать себя на доходы от продажи своих работ. Жизнь налаживается? 

И тут наступает 1933 год. 

Жанна Маммен во второй раз остается практически без средств к существованию. Она зарегистрирована на бирже труда. 

При этом абсолютное неприятие нацистского режима подталкивает ее к экспериментам с абстракцией и уходу от реализма. 

Реализм за что-то полюбился новой германской властью… 

Жанна протестует? 

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-18

В 1937 году она посетит Международную выставку в Париже, где на нее огромное впечатление произвела «Герника» Пикассо.  

Теперь ее стиль дополняется элементами кубизма, экспрессионизма. Показывать эти работы публике по тем временам невозможно (признают «дегенератом»!), но страсть к опасному эксперименту ведет Жанну вперед.

 Жанна Маммен (Jeanne Mammen), 1890-1976, интереснейшая немецкая художница. Пробовала себя в различных стилях живописных стилях, включая абстракционизм.-19

Тем временем, Германия развязывает Второю Мировую. 

Уезжать из страны Маммен не захотела: из страха ли угодить в лагерь для немцев-эмигрантов, или из нежелания начинать все заново в чужой стране? 

Она остаётся и работает в Германии при свечах, переживает бомбежки. 

 

«Руины Жанны можно найти в руинах Берлина ...», так пишут ее друзья о ее работах того периода. 

А ещё Маммен опять экспериментирует со всевозможными «отходами» материалов, используя проволоку, веревку и обрывки бумаги. 

Ее работы с элементами концептуальной абстракции были представлены на первых послевоенных выставках современного искусства в Берлине.

На рубеже 1949-50 годов к Жанне наконец-то приходит признание в профессиональном кругу Арт Берлина. 

А Жанна предпочитает уединение. На ее картинах (после 1950-ого) уже превалируют растения, животные, скалы необычной формы, маски и куклы. Живой человеческой натуры нет.

Изображения позднего периода творчества напоминают ребусы, мозаику, настенные фризы, выполненные с использованием цветной конфетной фольги. 

Такой личный стилистический плюрализм? Эксперименты до конца жизни.

В 1975 году в своем единственном (!) интервью, которое Маммен дала искусствоведу Хансу Кинкелю, она отметила: 

« ... Я всегда хотела быть просто парой глаз, незаметно прогуливающихся по миру для того, чтобы наблюдать за другими». 

Думаю, лучше и не скажешь. Это действительно о ее работах: беспристрастных, тонких, проработанных, психологически точных. Завораживающих.

Дальше зритель сам. Соработничество такое, без навязывания позиций и мнений. Просто жизнь, когда ты к ней внимателен.

Такая разная. Такая интересная Жанна.

Тонкое послевкусие - признак дорогого вина?

P.S. А по другую сторону границ жил и работал русский художник, исповедовавший похожее творческое кредо - кредо художника-наблюдателя. Александр Вахромеев. Он оставил визуальную летопись предреволюционной России и постреволюционного Петрограда. Перекличка любопытная. Полюбуйтесь!

©️Мила Тонбо 2021