Нам хорошо известна яркая история походов викингов IX–XI столетий. Но повседневность и культура средневековой Скандинавии также заслуживает внимания.
Альтинг: «Народовластие» в Исландии
О культурной и общественной жизни скандинавов в IX-XI вв. нам могут рассказать литературные произведения родом из Исландии. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.
Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в «Страну льдов». Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, черный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев.
Заселение острова перешло на финальную стадию около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся «Страна льдов» была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Исландцы гордятся, что именно они основали самый древний «парламент» в Европе. По сути — это большая сходка свободных собственников, на которой решали все насущные вопросы и споры. Иными словами — аналог новгородского вече. Но альтинг являлся местом не только для законотворчества и решения общеисландских проблем: люди со всей страны приезжали для того, чтобы познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.
Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся на мероприятии. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооруженных сил: окруженный морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до XIII столетия ничего не изменилось: все вопросы решались с помощью «народовластия».
Исландские саги
Как было сказано ранее, жители «Страны льдов» оказали огромное влияние на культурное развитие Северной Европы. Ведь именно они смогли сохранить древнегерманские легенды и сказания. Поэты-скальды родом из Исландии невероятно ценились при дворах молодых королевств Норвегии, Швеции и Дании. Прославляя подвиги монархов и поднимая боевой дух дружин, они снискали себе славу.
Искусство стихосложения ценилось не меньше, чем умение орудовать мечом и ездить верхом. Скальдическая поэзия стала особым жанром, писать в котором было дано далеко не каждому. Дар такого поэта называли не иначе как «брагой Одина», «дивным даром» и «мёдом поэзии».
Известный историописец XIII столетия Снорри Стурлусон, благодаря которому нам известны «Младшая Эдда», «Круг земной» и «Сага об Эгиле», утверждал, что скальды не приписывали героям своих саг деяний, которые они не совершали, ибо «это было бы насмешкой, а не хвалой». Традиции устного творчества в целом были незыблемы.
Мирная жизнь исландцев и скандинавская мифология
По сути, картина мира у жителей холодного острова не сильно отличалась от их континентальных собратьев и предков. Собственная усадьба, огороженная частоколом — натуральный прообраз Мидгарда. Он же — человеческий мир, который возделывают сами люди. Вокруг простирался враждебный мир — Утгард, где проживали хтонические существа и всевозможная нечисть. Дословно, Утгард — пространство, расположенное за оградой. Человеческое воображение рисовало и место, где находилась высшая сила — Асгард.
В усадьбе Асов проживали бессмертные боги, которые ожидали финальной битвы с чудовищами и гибель мира. В Вальхалле за столом собирались павшие воины и пировали вместе с верховным богом Одином. Его сын Тор постоянно совершал вылазки в Утгард и громил йотунов — ледяных великанов. Безусловно, культ войны присутствовал у германских народов ещё с начала первого тысячелетия нашей эры.
Но в мирное время боги могли помочь и в хозяйских делах. Тор был другом земледельцев, Фрейр и Фрейя помогали им с урожаем, а мудрый одноглазый Один, похитивший у великанов «мёд поэзии», даровал его скальдам.
К богам относились с доверием, но при этом, когда Асы не подавали знаков и не помогали, люди переставали приносить им жертвы и отказывались от дружбы с тем или иным представителем Асгарда.