28 ноября стало известно о смерти Вирджила Абло, основателя бренда Off-White и креативного директора мужской линии Louis Vuitton. Этот текст о том, как дизайнер вписал себя в историю моды, и почему мы его не забудем.
Первую известность Вирджил Абло получил, став креативным директором Канье Уэста. Музыка увлекала Вирджила с детства, но, будучи обыкновенным ребенком из семьи среднего класса – родители Абло – мигранты из Ганы – он сначала не думал всерьез связывать свою жизнь с творчеством. В 18 лет Вирджил Абло начал выступать как диджей, а в 22, по его личным признаниям, уже делал все возможное, чтобы познакомиться с Канье Уэстом, чья музыка его восхищала. Сотрудничество с рэпером, ставшим его близким другом, продолжалось более 10 лет. При этом Абло и сам занимался музыкой, выступая с диджейскими сетами под псевдонимом Flat-White.
Помимо музыки, Вирджила Абло и Канье Уэста объединял большой интерес к моде. В 2009 году друзья даже совместно проходили стажировку в Fendi, ксерокопируя бумаги и подавая кофе сотрудникам Дома.
OFF-WHITE
Первые серьезные попытки занять место в мире моды Вирджил Абло, архитектор по образованию, предпринял в 2012 году. Он запустил бренд Pyrex Vision, чья дебютная коллекция состояла из футболок Ralph Lauren с авторскими принтами Абло. Вооружившись красками и кистями, Вирджил превращал винтажные вещи американских брендов Ralph Lauren, Champion и других в эксклюзивные модели и продавал их в разы дороже.
В 2013 году бренд перерос в Off-White, ставший известным всему миру. В 2015 году с коллекцией Off-White Вирджил Абло, единственный из американских дизайнеров, вошел в восьмерку финалистов конкурса LVMH, наряду с Симоном Жакмюсом. И несмотря на то, что в тройку победителей бренд не попал, с этого началась история его успеха.
Вирджила Абло обожали одни и критиковали другие, но одно понятно точно: представить современную уличную моду без бренда Off-White невозможно. Дизайнер вывел культуру стритвира на новый уровень: число поклонников бренда с каждой коллекцией росло в геометрической прогрессии, а за худи и толстовками, считавшимися когда-то лишь любимой одеждой малообеспеченных чернокожих парней с окраин, выстраивались в очереди толпы поклонников.
КОЛЛАБОРАЦИИ
Вирджил Абло был мастером коллабораций. Off-White сотрудничал с самыми разными брендами от IKEA до Jimmy Choo. Отдельные коллаборации оборачивались настоящей сенсацией. Так, за кроссовками Nike x Off-White охотились поклонники по всему миру. Абло вернул интерес к культовым Nike Air Jordan и обратил внимание публики на новые модели.
LOUIS VUITTON
В 2018 году Вирджил Абло занял пост креативного директора мужской линии Louis Vuitton. Контракт с именитым Домом моды стал пиком карьеры дизайнера, выросшего из уличной культуры. Публика ждала экспериментов и сложносочиненных шоу. Так и вышло: начиная с первого показа в саду парижского Пале-Рояль, Абло от коллекции к коллекции демонстрировал мастерство в работе с ранее непривычными для бренда элементами, формами и цветом. За каждой деталью коллекции могла скрываться отсылка к другим произведениям.
В 2018 году президент Louis Vuitton Майкл Берк рассказывал мне в интервью для Коммерсанта:
"Вирджил Абло пришел в Louis Vuitton из-за классики. Потому что Louis Vuitton — это постоянство, качество, своего рода вечность. Тех, кто создает современную популярную культуру — в музыке, искусстве, дизайне, привлекает как будущее, так и прошлое. Люксовому дому необходимо питаться своим прошлым, но одного его недостаточно для выживания. Только соединение истории с актуальной реальностью позволяет люксу существовать, и Вирджил это понимает".
ДИЗАЙНЕР НОВОГО ВРЕМЕНИ
Одного лишь качества продукта в мире моды сегодня недостаточно, важен хайп и талант рассказывать истории. Абло был мастером личного продвижения. Он умел создать ажиотаж даже вокруг простых вещей. А мода была только одной из граней его таланта: арт-директор, менеджер, визионер, диджей. Миллениалы и зумеры его боготворили, суммарное количество подписчиков личного аккаунта и аккаунта Off-White в Instagram давно перевалило за 10 млн.
30 ноября 2021 года, спустя два дня после смерти Вирджила, мир увидит его прощальную коллекцию для Louis Vuitton, показ пройдет в Майями. Шоу получило трогательное название Virgil Was Here («Вирджил был здесь»), оно станет прощальным трибьютом дизайнеру, который ушел из жизни после двухлетней борьбы с раком.