Несмотря на многочисленность выставленных экспонатов и весьма внушительные размеры выставочного зала меня, как будто магнитом тянет к манекену, облаченному в маскхалат. Сам манекен, облаченный по армейски (с фотоаппаратом «мыльницей» на шее, соседствующим с военной разгрузкой), тут же навевает многочисленные воспоминания. Воспоминания о нынешней войне на Донбассе… Да оно и не удивительно. Само название выставки «Остановись, время, в кадре каждом», открывшейся в Донецком республиканском музее, тому способствует.
Уникальность выставки заключается, если можно так выразиться, «во временном разбросе».
Здесь можно увидеть и фотоаппараты еще начала уже прошлого XX века, и уже относительно современную фото технику.
Пусть пленочную, но уже более привычную для современного человека среднего возраста.
Данная выставка, посвященная истории фотоискуства и фотожурналистики охватывает достаточно широкий спектр направлений: от фронтовой журналистики в годы Великой Отечественной войны до фотоанималистики и детской любительской фотографии.
И это не удивительно! Имена Халдея, Виткова, Азриеля, прославленных фотографов, уже давно вписаны даже не в историю Донбасса, а в мировую. Чего только стоит фотография Евгения Халдея с бойцом, вывешивающим знамя над Рейхстагом, которую знают во всем мире.
Но все-таки, давайте вернемся к современности. Тем более что меня, как автора, к «современной экспозиции» просто притягивало, стоило мне пересечь порог выставочного зала.
В глаза сразу бросилась газета «Новороссия» с фотографией Всеволода Петровского.
Фотограф запечатлел Всеволода жизнерадостным, он одет в «горку», в руках держит котенка. Впрочем, таким я его и запомнил: будучи военкором отдела военных корреспондентов информационной службы политотдела Министерства обороны ДНР таким он и был. Рядом с газетой можно увидеть и различные документы Всеволода, медаль «За боевые заслуги» и даже его вещи.
Здесь же рядом, как напоминание, о тяжелых и кровавых днях 2014 года находятся и документы военкора Эллина.
Афанасий Коссе, а именно так и зовут уроженца греческого Приазовья военкора Эллина.
Перед началом войны на Донбассе Афанасий жил в Греции, однако после того как приехал навестить маму в село Раздольное Старобешевского района принял единственно правильное для себя решение: взять в руки фото аппарат и видео камеру и показать всему миру все те ужасы, которые принесла Украина на донбасскую землю. С видео камерой в руках Эллин и погиб 18 ноября 2014 года. Об этом бое я уже не только писал, но и даже делал видеоролик.
Выставлен, кстати, в экспозиции и мой личный бронежилет-самопал. И у него достаточно интересная история.
Этот бронежилет, являющийся кустарной переделкой из милицейского бронежилета, изначально принадлежал моему брату. Тогда, в уже таких далеких 2014-2015 с бронезащитой у ополченцев были явные проблемы, и вот такой переделкой и стал этот бронежелет. Мой брат поменял в нем плиты, добавил несколько слоев кевлара, и получил то изделие, которое и представлено на выставке. Он конечно не мог предоставить защиту сравнимую с бронежилетом сделанным на специализированном предприятии, но когда у тебя нет никакой брони, то и такая вполне сгодится. В какой-то момент я его у брата выменял на полноценный бронежилет германского производства. Ну, как выменял… Попросту понимал: это брат, и ему на передовой нужна полноценная и надежная защита. И вот эту свою кустарнику переделку он мне и отдал, как бы за ненадобностью. Но… подаренный ему мною бронежилет, как оказалось долго у него «не прожил». На передовой, в районе города Горловка, ему в спину прилетела пуля из пулемета Калашникова. И… «бундесверовская» броня выдержала: правда, посыпалась задняя плита. Впрочем, я абсолютно не жалею! Жизнь брата важнее!
Что касается всей выставки, то она, как я уже писал, охватывает достаточно большой временной промежуток. В выставочном зале музея можно увидеть достаточно большую коллекцию фототехники, использовавшуюся фотографами в ХХ веке.
Здесь есть и уже откровенные раритеты начала XXвека, так и более поздние модели. фотоаппараты «THAGEE» «КОМПУР», «Фотокор», «ФЭД», «Смена», «Зоркий», «Вега», «Любитель», «Киев», «Момент», «Polaroid», «Konica», «Excel» – это лишь часть списка всех фото аппаратов выставленных на обозрение работниками краеведческого музея.
Кстати, работники музея отмечают, что выставка «Остановись, время, в кадре каждом» является чуть ли не первой за почти столетнюю историю, которая столь подробно раскрывает историю фото документалистики.
Данная выставка будет работать до 15 января уже нового 2022 года! Так, что работники музея приглашают на нее всех желающих. Я, к примеру, после ее посещения получил массу удовольствия.