Как оказалось, во время боевых действий Второй мировой войны, главное - это поддержание тактико-технических характеристик выпускаемой техники на приемлемом уровне,чтобы эта техника могла конкурировать с производимым оружием противника.
Вторая мировая - это была война машин. Кто был технически хорошо оснащен, тот и выигрывал сражение за сражением.
Одним из краеугольных камней, в этом противостоянии воюющих сторон, была авиация.
В январе 1943-го года, полк, в котором воевал известный впоследствии лётчик Александр Покрышкин прибыл в Иран ,где получил на перевооружение самолёты Р-39 американского производства ,под названием "Аэрокобра". Советские лётчики быстро освоили данную машину и полюбили её. хотя на первый взгляд - и любить-то её было не за что. Американцы и британцы совсем не жаловали Р-39,за её норовистость и желание свалиться в плоский штопор при нарушений центровки . На "Аэрокобре" необходимо было ещё уметь летать! Ошибок данный самолёт не прощал. Видимо поэтому "янки" и отправили данные самолёты - союзникам, чтобы избавиться от них.
История авиации знает примеры того, как самолёт с посредственными характеристиками и лётными параметрами, вдруг, во время боевых действий выдавал неожиданную для него эффективность.
Таким примером может послужить пикирующий немецкий "лаптёжник"-тихоход "Юнкерс-87". или уже в более поздний исторический момент советский реактивный самолёт МиГ-17, уступающий по скорости американским "фантомам", вполне успешно противостоял самолётам противника в небе Вьетнама.
Самолёт Р-39 "Аэрокобра", тоже может служить примером такого же действа.
Когда в 1941 году появилась первая серия этих самолётов, то по высотным и скоростным характеристикам они равнялись точь в точь на советский ЛаГГ -3 ("лакированный гроб", как называли в шутку их лётчики за деревянную конструкцию).
Даже в 43 -44 гг. самые лучшие модификации "Аэрокобры" - Р-39 Q, уступали и в скорости и в маневренности лучшим немецким и советским истребителям, таким как Fw-190 A-8, Bf- 109, Як-3 и Ла-7.
Но советские лётчики летавшие в тот момент на "Аэрокобрах" негативно об этом самолёте вовсе не отзывались. Более того, считается по историческим справкам уже, что воевавшие на Р-39 советские лучшие пятнадцать лётчиков сбили около 520 самолётов противника вместе взятые, а это высокий показатель результативности.
Покрышкин вспоминал позже, что ему и его подчинённым предлагали пересесть ближе к окончанию войны на отличные советские истребители, но он и его бойцы-летчики отказались это сделать - привыкли уже к своим машинам! И уже знали их возможности досконально. ))
Секрет успеха "кобрятки" был вполне прост.
Главная задача истребителя - истреблять. И"кобра" годилась на это как никто лучше! На самолете стояло мощное вооружение: "танковая" пушка калибра 37 мм и два пулемёта 12.7 мм в фюзеляже. Ещё два пулемёта вешались под крылья, но их иногда снимали для облегчения конструкции и улучшения маневренности в воздушном бою, потому что и так вооружения хватало.
Центрального вооружения опытному лётчику хватало для того,чтобы с одного выстрела пушки развалить истребитель противника на куски. На бомбардировщик требовалось два точных пушечных выстрела! Запас пушечных снарядов на "Аэрокобре" был в 30 штук.
Редуктор воздушного винта, мотор,баллоны кислородной системы и сам лётчик были надёжно защищены броневыми плитами. Вооружение и бронезащита придавала самолёту больший вес при взлёте(2560 кг) по сравнению с Як-3 ( 2120 кг ), но оно того стоило.
Из кабины самолёта был наилучший обзор,чем у любого из серийных конкурентов. Радиостанция на борту, работала "чисто" и безотказно - и производила впечатление на любого лётчика тех времён севшего пилотировать этот истребитель.
"Аэрокобра" была не такой опасной на самом деле для самого лётчика. У неё в полёте не отрывались клееные листы деревянного крыла, не заклинивало сдвижной фонарь при попытке покинуть сбитый самолёт.потому что двери откидывались как в автомобиле; ещё присутствовала носовая стойка шасси,мешающая самолёту "скапотировать" при посадке через нос на спину.
Двигатель американского самолёта был не такой уж и скоростной, как у некоторых самолётов, но он был вполне так же надёжен - 12 цилиндровый V-образный мотор фирмы "Аллисон", жидкостного охлаждения, мощностью 1150 л.с.
Эти невидимые на первый взгляд конструкторские мелочи, сделали самолёт любимым лётчиками и грозным оружием Второй мировой войны!
Летая с апреля 1943-го года на "Аэрокобре", лётчик Александр Покрышкин, сбил 48 вражеских подтвержденных самолётов, доведя свой боевой счёт до 59 сбитых машин.
* * *
Вот таким был, вполне себе не рекордный, но умеющий сбить противника с одного пушечного выстрела, самолёт Второй мировой войны "Bell P-39 Airacobra".