Найти тему
Студия «Тихая»

Камуфляж и эмерджентность

Художник и основатель студии «Тихая» Артём Филатов рассказал о своих новых графических работах и об истории их создания.

Занимаясь проектами, которые требуют длительной проработки, я позволяю себе обращаться к графике, как к более отстранённой, медитативной деятельности. Способ создания графических листов похож на приключение, конец которого я целенаправленно не стремлюсь предугадать. Мне интересно «отпускать» некий метод, смотреть как он может развиваться, опровергать или подтверждать себя.

Натюрморт с окурками (2021) 
Бумага, акварель
41,5 х 28,5 см
Натюрморт с окурками (2021) Бумага, акварель 41,5 х 28,5 см

Началом для новой серии печатной графики послужила акварель «Натюрморт с окурками». В этой работе изображён паттерн весеннего земляного покрова, когда сошедший снег обнажает прошлогоднюю листву, мусор и грязь. Окурки, скопившиеся за зиму, сливаются с пыльным настом залежавшихся листьев. Естественный ландшафт так же естественно загрязняется и принимает инородные тела. «Натюрморт…» изображает камуфляж, который будто создан из жирного, грязного пластилина, смешанного из разных оттенков. Он обращён к свойству природы скрываться и «шуметь».

Натюрморт (2021) 
Акварель, бумага, карандаш
33 х 29,5 см
Натюрморт (2021) Акварель, бумага, карандаш 33 х 29,5 см

В следующей акварели «Натюрморт» выбран инверсионный метод: вместо изображения камуфляжа с помощью прорисовки листьев, наоборот взят за основу сам метод камуфляжа. Я проредил композицию с помощью хаотично распределённой маскировочной жидкости, которая защищала участки бумаги во время нанесения акварели. После удаления пленки от засохшей жидкости создавалось ощущение раздробленности, покрошенной листвы, похожей на деформирующий камуфляж. Вместо избыточности в «Натюрморте с окурками», в этой работе информация наоборот изымается, остаётся не подражание форме, а использование её методов.

Камуфляж 3 (2021)
Бумага, шелкография, карандаш
25,1 х 25,1 см
Камуфляж 3 (2021) Бумага, шелкография, карандаш 25,1 х 25,1 см

Оба акварельных натюрморта остаются рукотворными, так или иначе спланированными. Вместо этого хотелось выразительнее удалить преднамеренность, поэтому для продолжения серии была выбрана ручная шелкография. На шелкотрафаретном экране с нанесённой фотоэмульсией вместо цифрового трафарета использовались рассыпанные случайным образом листья. Их силуэты перекрывали свет от лампы, тем самым создавая паттерн для печати. Путём наложения отпечатков с нескольких таких сеток и получилась нетиражная шелкография.

Камуфляж 2 (2021)
Бумага, шелкография, карандаш
25,1 х 25,2 см
Камуфляж 2 (2021) Бумага, шелкография, карандаш 25,1 х 25,2 см

Названием для этой серии стал авторский текст — «Садовник, отправляясь в путь, оставляет за спиной свой сад. Если он обернётся, будет ли сад на прежнем месте?». Говоря о фигуре садовника по отношению к его месту службы, интересно установить сложные отношения между объектом и субъектом, определить их взаимное влияние. Вопрос построен как буддистский коан — словесная конструкция, которая в принципе не предполагает одного правильного ответа.

Камуфляж 1 (2021)
Бумага, шелкография, карандаш
24,8 х 25,2 см
Камуфляж 1 (2021) Бумага, шелкография, карандаш 24,8 х 25,2 см

Для меня этот вопрос точно такой же камуфляж и запутывание, рассмотрение паттерна, в котором воедино слились сад и садовник. Раствориться в деле, стать частью целого, а значит признать эмерджентность (когда целое больше, чем сумма компонентов) — важная часть моей практики. Кроме этого, меня интересует дистанцирование садовника от сада, какие отношения сохраняются между ними, если человек покидает свой сад? Меняется ли сад или меняется сам садовник?

Камуфляж 4 (2021)
Бумага, шелкография, карандаш
33,8 х 33,9 см
Камуфляж 4 (2021) Бумага, шелкография, карандаш 33,8 х 33,9 см

Читайте новые материалы от студии «Тихая» в нашем Telegram канале — https://t.me/silenceworkshop , а так же наши рубрики #эскизмы и #краткиеистории