Художник и основатель студии «Тихая» Артём Филатов рассказал о своих новых графических работах и об истории их создания.
Занимаясь проектами, которые требуют длительной проработки, я позволяю себе обращаться к графике, как к более отстранённой, медитативной деятельности. Способ создания графических листов похож на приключение, конец которого я целенаправленно не стремлюсь предугадать. Мне интересно «отпускать» некий метод, смотреть как он может развиваться, опровергать или подтверждать себя.
Началом для новой серии печатной графики послужила акварель «Натюрморт с окурками». В этой работе изображён паттерн весеннего земляного покрова, когда сошедший снег обнажает прошлогоднюю листву, мусор и грязь. Окурки, скопившиеся за зиму, сливаются с пыльным настом залежавшихся листьев. Естественный ландшафт так же естественно загрязняется и принимает инородные тела. «Натюрморт…» изображает камуфляж, который будто создан из жирного, грязного пластилина, смешанного из разных оттенков. Он обращён к свойству природы скрываться и «шуметь».
В следующей акварели «Натюрморт» выбран инверсионный метод: вместо изображения камуфляжа с помощью прорисовки листьев, наоборот взят за основу сам метод камуфляжа. Я проредил композицию с помощью хаотично распределённой маскировочной жидкости, которая защищала участки бумаги во время нанесения акварели. После удаления пленки от засохшей жидкости создавалось ощущение раздробленности, покрошенной листвы, похожей на деформирующий камуфляж. Вместо избыточности в «Натюрморте с окурками», в этой работе информация наоборот изымается, остаётся не подражание форме, а использование её методов.
Оба акварельных натюрморта остаются рукотворными, так или иначе спланированными. Вместо этого хотелось выразительнее удалить преднамеренность, поэтому для продолжения серии была выбрана ручная шелкография. На шелкотрафаретном экране с нанесённой фотоэмульсией вместо цифрового трафарета использовались рассыпанные случайным образом листья. Их силуэты перекрывали свет от лампы, тем самым создавая паттерн для печати. Путём наложения отпечатков с нескольких таких сеток и получилась нетиражная шелкография.
Названием для этой серии стал авторский текст — «Садовник, отправляясь в путь, оставляет за спиной свой сад. Если он обернётся, будет ли сад на прежнем месте?». Говоря о фигуре садовника по отношению к его месту службы, интересно установить сложные отношения между объектом и субъектом, определить их взаимное влияние. Вопрос построен как буддистский коан — словесная конструкция, которая в принципе не предполагает одного правильного ответа.
Для меня этот вопрос точно такой же камуфляж и запутывание, рассмотрение паттерна, в котором воедино слились сад и садовник. Раствориться в деле, стать частью целого, а значит признать эмерджентность (когда целое больше, чем сумма компонентов) — важная часть моей практики. Кроме этого, меня интересует дистанцирование садовника от сада, какие отношения сохраняются между ними, если человек покидает свой сад? Меняется ли сад или меняется сам садовник?
Читайте новые материалы от студии «Тихая» в нашем Telegram канале — https://t.me/silenceworkshop , а так же наши рубрики #эскизмы и #краткиеистории