Найти тему
Скамейка

Парад ёкаев: где искали вдохновение Хаяо Миядзаки и создатели «Покемона»

Оглавление

Говоря о сверхъестественных существах, мы в первую очередь вспоминаем призраков, ведьм или оборотней. Японская демонология этими персонажами не ограничивается. Здесь можно встретить куда более странных существ — например, человека с чайником вместо головы или гигантскую волосатую ногу.

На выставке «Парад ёкаев: Мистические существа из Японии», открывшейся в Новом зале Музея городской скульптуры, посетители смогли познакомиться с этими удивительными созданиями и посмотреть, как они прижились в современной массовой культуре.

Кто такие ёкаи?

Образы, с помощью которых люди пытались объяснить те или иные явления природы, например, солнечное затмение или грозу, существовали у разных народов во все времена. Так появились и японские ёкаи — призраки, монстры и потусторонние духи, веру в которых подпитывала традиционная религия Японии, синтоизм, которая предполагает, что все вокруг нас наделено душой. Это касается не только природы, но и привычных нам вещей, например, посуды или предметов гардероба. И если раньше эти существа внушали страх, то сейчас, с развитием науки и технологий, они стали скорее милыми и дружелюбными существами. Ёкаи до сих пор живут бок о бок с людьми, регулярно появляясь на экранах кинотеатров, страницах комиксов манга и в социальных сетях.

Как прогнать демонов с помощью картошки и бесплатно подстричься

При входе в выставочный зал взгляд гостя в первую очередь падает на странное существо, похожее на раскормленного трехглазого бульдога. Это Нурикабе — ёкай, который любит пугать случайных прохожих, преграждая им путь. Рычать и кусаться, как обычная собака, он не будет. Просто превратится в стену, способную расти во все стороны, — ни обойти, ни перепрыгнуть. Если, поздно возвращаясь домой с вечеринки, вы встретите на своем пути такую удивительную стену — не бойтесь. Просто постучите по нижней ее части три раза, и Нурикабе исчезнет. Если этого не произошло — вероятно, ваша вечеринка удалась, и лучше вызвать такси.

Фигурка ёкая «Норикабэ», Ёсида Коваку, 2020
Фигурка ёкая «Норикабэ», Ёсида Коваку, 2020

Гостям выставки Нурикабе не мешает — наоборот, как будто кланяется и приглашает пройти дальше. А дальше — огромные пауки, жуткие монстры, танцующие лисы…

Удивительные существа изображены на свитке «Бакэмоно цукуси», созданном неизвестным художником в начале XIX века. Никто до сих пор не знает, что это за духи: в других источниках они не встречаются, так что, вероятно, и самих монстров, и их названия художник выдумал сам. Один из них — Нандзяка — представляет собой волосатый живот, обернутый набедренной повязкой, из-под которой торчит волчий хвост. «Непонятно что!» — воскликнет озадаченный зритель. И будет прав, ведь слово «Нандзяка» именно так и переводится.

Ёкай Нандзяка, иллюстрированный свиток Бакэмоно цукуси, период Эдо (1603-1868)
Ёкай Нандзяка, иллюстрированный свиток Бакэмоно цукуси, период Эдо (1603-1868)

Еще один интересный персонаж с этого же свитка — ёкай Юмен. Печальный вид, красные глаза, опухшее лицо и небритые щеки… Мы не знаем, чем занимается этот дух, но, судя по его внешнему виду, именно он мешает вам спать, горланя песни на лавочке под окном. К сожалению, о том, как избавиться от этого существа, художник не рассказал.

Ёкай Юмен, иллюстрированный свиток Бакэмоно Цукуси, период Эдо
Ёкай Юмен, иллюстрированный свиток Бакэмоно Цукуси, период Эдо

Забавную историю описывает другой свиток — «Синно и изгнание ёкаев с острова Онигасима». Император Синно решил избавить жителей острова от докучливых духов довольно необычным способом: отважный правитель и его товарищи объелись каштанов и картошки, после чего распугали чудищ своими газами. В любви и на войне все средства хороши, как говорится. Правда, в первом случае этот метод, наверное, лучше не использовать.

Иллюстрированный свиток «Синно и изгнание Ёкаев с острова Онигасима», период Эдо
Иллюстрированный свиток «Синно и изгнание Ёкаев с острова Онигасима», период Эдо

Одна из книг, представленных на выставке, раскрыта на странице с рисунком Тануки —енотовидной собаки-оборотня. Посмотрите на картинку: во что кутается это животное? Плед? Одеяло? Чья-то мохнатая шкура? Последний вариант ближе всего к истине — Тануки могут раздувать свое мужское достоинство до невероятных размеров, используя его как плащ, барабан или сумку. Возможно, страдающий бессонницей барсук из похабной песенки «Тихо в лесу…» не одинок в своих мучениях.

Тануки, «Сто иллюстрированных историй о призраках», 1841 год, текст – Тосандзин, иллюстрации – Такэхара Сюнсэнсай (годы жизни обоих авторов неизвестны)
Тануки, «Сто иллюстрированных историй о призраках», 1841 год, текст – Тосандзин, иллюстрации – Такэхара Сюнсэнсай (годы жизни обоих авторов неизвестны)

Еще одно интересное изображение — гигантская нога, проломившая потолок. Это не кровожадный великан на вечерней пробежке, а ленивый, но очень чистоплотный ёкай Асиарай-ясики. Для того, чтобы выгнать волосатую конечность из дома, женщинам с картинки придется потрудиться — дух исчезнет только в том случае, если его грязную пятку как следует помыть. Вспомните об этом, когда ночью в плацкартном вагоне вам придется созерцать дурно пахнущую ногу соседа с верхней полки — вдруг поможет?

Гравюра к истории «Замок Асиараи» из Сборника «Семь загадок района Хондзё», Окада Кунитэру (годы жизни неизвестны), 1886
Гравюра к истории «Замок Асиараи» из Сборника «Семь загадок района Хондзё», Окада Кунитэру (годы жизни неизвестны), 1886

На некоторых свитках изображены люди-чемоданы, люди-зонты, люди-чайники и другие антропоморфные предметы домашнего обихода. Это Цукумогами — вещи, ожившие на сотую годовщину своего существования. Согласитесь, было бы здорово иметь сумку для покупок, которая сама ходит в магазин за продуктами и кастрюльку, которая эти продукты в себя складывает, делая из них вкусный суп. Возможно, такое когда-нибудь случится и с вашими вещами, но до этого момента постарайтесь обращаться с ними бережно, ведь однажды они могут отрастить себе ноги и надавать вам пинков за то, что вы плохо за ними ухаживали.

«День, в котором мы узнали много нового друг о друге», Юлия Алексиевич
«День, в котором мы узнали много нового друг о друге», Юлия Алексиевич
Картинка-игрушка «Новое шуточное собрание демонов», поздний период Эдо, Хасэгава Канобу
Картинка-игрушка «Новое шуточное собрание демонов», поздний период Эдо, Хасэгава Канобу

Камикири — еще один полезный в хозяйстве ёкай, стригущий волосы своим жертвам. Сейчас он уже вряд ли кого-то испугает, а раньше, когда в моде была длинная густая шевелюра, японки очень его боялись. Конечности таинственных «парикмахеров» остры как бритвы, но на трогательного Эдварда Руки-Ножницы эти существа не похожи и напоминают странных насекомых с птичьими клювами. На этой картинке художник изобразил Камикири иначе — нечто, похожее на медведя, отгрызает волосы перепуганной девушке. Страшно, зато бесплатно.

«Удивительная история про Камикири», Утагава Ёсифудзи (1828-1887)
«Удивительная история про Камикири», Утагава Ёсифудзи (1828-1887)

Пиковая дама и девочка из «Звонка»

Ёкаи живут не только на старинных свитках и страницах забытых книг. В 60-х фильмы о них стали очень популярны в Японии. Афиши этих кинокартин представляют собой наглядное пособие для изучения японской мифологии. Так, на постере «Сто историй о ёкаях» сидит человек без лица — это Ноппэрапон, обожающий пугать людей. Большинство историй о нем имеют один и тот же сюжет: скрывая свое лицо, а точнее, его отсутствие, Ноппэпарон занимается любовью со своей жертвой, после чего демонстрирует партнеру свою гладкую, как яйцо, физиономию. До смерти перепугавшись, человек бежит от него и наталкивается на случайного прохожего, которому рассказывает о случившемся. Прохожий соглашается, что история жуткая, и, поворачиваясь к жертве, ехидно спрашивает: «А то лицо, оно было вот таким?» Видя безликого монстра, бедняга снова уносится в панике, встречает другого прохожего… и так до бесконечности. Из этой истории могла бы получиться отличная социальная реклама об опасности случайных связей.

Еще одно интересное существо, встречающееся на афишах — девушка с длинными черными волосами в белом одеянии. Это юрей — призрак того, кто умер насильственной смертью или не успел завершить какое-то важное дело. Пример этого мстительного духа, известного не только японцам, но и западному миру — девочка Садако, вылезающая из колодца в фильме «Звонок».

Также выставке можно встретить существ, вдохновивших образы персонажей мультфильмов Хаяо Миядзаки. Например, на свитке «Гора Оэ» изображен самурай Минамото-но Ёсимицу, сражающийся с демоном Сютен-додзи, чья отрубленная голова пытается прокусить череп соперника. Ёсимицу удалось спастись — предусмотрительный самурай надел несколько шлемов. Одной из героинь «Принцессы Мононоке», Леди Эбоси, повезло меньше — она лишилась своей правой руки после нападения отсеченной головы волчицы Моро.

Минамото-но Ёсимицу появляется еще на одном изображении — теперь это гравюра с пауком Цутигумо, которого храбрый самурай готовится поразить своим мечом. Цутигумо очень похож на шестирукого Дедушку Камадзи из «Унесенных призраками». Но, в отличие от своего мифологического прототипа, который может напасть на человека и проглотить его, старичок из мультфильма очень трудолюбив и, кажется, совсем безобиден.

На свитке «Ночной парад ста демонов», носатый старик везет свою барышню в карете, запряженной здоровенной жабой. Похожий образ встречается в «Ходячем замке», когда огромное лицо Ведьмы Пустоши, ухмыляясь, выглядывает из окна экипажа. Длинноносый возница тоже заслуживает внимания — это Тэнгу, персонаж японского фольклора, живущий в вашем смартфоне. Его красную рожицу вы можете найти среди эмодзи и отправить тому, кто раздражает вас своим высокомерием — японское выражение «стать как Тэнгу» означает то же самое, что наше «задрать нос». Шествие демонов, изображенных на свитке, происходит ежегодно — летними ночами они гуляют по улицам человеческих поселений. Несмотря на то, что все происходящее может показаться веселой вечеринкой, участия в ней следует избегать — тот, кто столкнется с толпой ёкаев, умрет.

Говоря о японской мультипликации, нельзя не вспомнить про покемонов — многие из этих милых существ тоже основаны на образах ёкаев. Покемон Вульпикс — лисица с шестью хвостами — является прямой отсылкой к лисе-оборотню Кицунэ, которая может иметь до девяти хвостов. Покемоны Мяут и Эспеон получили свои кошачьи черты от другого оборотня — Бакэнэко. Согласно японским поверьям, в это существо может превратиться любая кошка, прожившая более 13 лет либо весящая 1 кан (3,75 кг). Если ваш питомец попадает под это описание, держите ухо востро — бакэнэко может съесть своего хозяина и принять его облик.

Девятихвостая лиса нападает на князя Хандзоку, период Эдо, XIX век, Утагава Куниёси (1798-1861)
Девятихвостая лиса нападает на князя Хандзоку, период Эдо, XIX век, Утагава Куниёси (1798-1861)

Дети 90-х наверняка хорошо помнят фишки с покемонами (и не только с ними), играть с которыми строго-настрого запрещали многие родители и учителя. Возможно, несколько сотен лет назад в Японии взрослые тоже ругали за это своих детей, ведь «прародительница» игры в фишки, мэнко, стала популярна еще в период Эдо, длившийся с 1603 по 1868 годы. Круглые или квадратные карточки, на которых могли быть изображены не только ёкаи, но и самураи, ниндзя и другие персонажи, нужно было бросить так, чтобы перевернуть карточку соперника. Разглядывать эти карточки очень занятно — такого количества жутких и комичных монстров не встретишь на других экспонатах выставки.

Мэнко с ёкаями, эра Сёва (1926-1989)
Мэнко с ёкаями, эра Сёва (1926-1989)

Хяку моноготари — еще одна интересная игра, но уже для взрослых. Каждый из присутствующих должен рассказать страшную историю, после чего в помещении гасят свет. Как только комната погрузится во мрак, должно произойти что-то очень жуткое. Гравюры японского художника Хокусая, посвященные монстрам из этих историй, показывают, что Хяку моноготари — развлечение не для слабонервных. Возможно, кому-то из гостей выставки все это напомнит вызывание Пиковой Дамы или Матного гномика — существа, которое исписывает стены нецензурными словами и приносит конфеты. Ну чем не ёкай?

В начале пандемии коронавируса в социальных сетях стало появляться изображение Амабиэ — русалки с тремя ногами, которая выходит из моря и предсказывает богатый урожай или эпидемию. Во втором случае предлагается довольно интересный способ излечения от грозного недуга: нужно нарисовать портрет Амабиэ и показать его больному. Но даже если изображения длинноволосой русалки, выложенные вашими товарищами на фейсбуке, спасли кому-то жизнь, лучше все-таки не экспериментировать — прививка и ношение маски, по мнению медиков, гораздо эффективнее.

Многие персонажи японской мифологии могут показаться нам странными и даже комичными. Однако, не стоит забывать, что все они — важная часть богатой и красочной японской культуры, насчитывающей многие сотни лет. Жители самой высокотехнологичной страны мира умудряются сохранять верность древним традициям, интегрируя их в повседневную жизнь. Смогут ли когда-нибудь наши Кащей и Баба-Яга появиться в списке эмодзи или разлететься по социальным сетям, как это вышло с русалкой Амадиэ? Все может быть. По крайней мере, у Тульского пряника с известного мема это почти получилось.

Материал на нашем сайте: Парад ёкаев: где искали вдохновение Хаяо Миядзаки и создатели «Покемона»

Автор: Лена Хролова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка

#япония #японские сказки и легенды #ёкая