В Кашгаре находится мавзолей выдающегося тюркского поэта и мыслителя XI века Юсуфа Баласагуни – он был родом из города Баласагун, находившегося предположительно на территории современного Кыргызстана. До нашего времени дошел один труд Баласагуни – «Кутадгу билиг», что можно перевести как «Благодатное знание». Эту поэму, которую многие исследователи называют политическим трактатом и энциклопедией того времени, автор написал для тогдашнего правителя Кашгара на тюркском наречии, ставшего основой узбекского языка. Поэма вообще стала первым произведением письменной литературы на тюркском языке мусульманской эпохи. За это хан из династии Караханидов пожаловал поэту титул Хас Хаджиба - министра двора или главы придворного штата при дворе кашгарских правителей.
Мавзолей на месте могилы Юсуфа Хас Хаджиба был построен в 1865 году, но через сто с небольшим лет, в 1972 году, он попал «под раздачу» культурной революции в Китае и был разрушен. На его месте возвели школу. Однако позже, понимая значение этого места для уйгуров и всего мусульманского мира, власти перевели школу в другое место, а мавзолей восстановили. Купол гробницы покрыт голубой глазурованной черепицей, а внутри стены расписаны изречениями из «Кутадгу билиг» о пользе знаний на уйгурском языке на основе латиницы.
Мавзолей находится на улице Tiu Lu, недалеко от места ее пересечения с Jefang Nan Lu.
Недалеко от мавзолея на на улице Doletbagh Lu рядом с автодорожным мостом находится мемориал Pan Tuo, посвященный генералу Бан Чао и его 36-ти солдатам.
В во второй половине 1-го века они, преодолев пустыню Такламакан, прибыли сюда для установления власти империи Хань. В те времена здесь господствовали гунны, но генералу удалось в дальнейшем изгнать их с западных территорий и обезопасить торговый пути от набегов кочевников. Хотанское и Кашгарское царства со временем подчинились империи, а последующие восстания местных князей Бан Чао успешно подавлял. Его деятельность служит наглядным примером роли личности в истории, потому как после его смерти гунны снова активизировали свои набеги, и до династии Тан в 7-ом веке Китай потерял влияние в этом регионе.
Сам же мемориал – новодел, но довольно интересный, 30 юаней не жалко потратить для осмотра скульптур.
В 50 км от Кашгара, около села Опал или Вупар (Wupar в округе Shufu) находится мазар – гробница Махмута Кашгари, аристократа из правящей династии Караханидов и выдающегося ученого своего времени. Главным делом жившего в 11-ом веке Махмута бин Хуссейна бин Мухаммада стало составление лингвистического «Словаря тюркских наречий» («Диван лугат аттурк»).
Материал для своих изысканий Кашгари собирал по всей территории Караханидского государства, посетив множество городов и поселений тюркоговорящих народов. А закончил составление словаря ученый в Багдаде, куда был вынужден уехать, спасаясь от политических преследований. Рукопись «Диван лугат аттурк» была написана на арабском языке и преподнесена багдадскому халифу. И до ХХ века, когда «Словарь тюркских наречий» был издан, а незадолго до этого обнаружен в Стамбуле, о книге и ее авторе нет никаких упоминаний. Сам же ученый в конце жизни вернулся на родину, где и был похоронен. Значение же его работы, ныне переведенной на многие языки, трудно переоценить. Это не только филологическое исследование тюркских языков, их грамматики, морфологии и различных диалектов, но и большая научная работа, охватывающая литературу и фольклор, историю, географию, этнографию и астрономические познания того времени.
Около мавзолея находится памятник ученому, посвятившему свою жизнь изучению культуру тюркских народов, и гигантские чинары, которые, возможно, помнят Кашгари еще мальчишкой – ведь он родился в этом селении.
Мавзолей отреставрировали в 1984 году. Уйгуры называют усыпальницу «Мазар хазрети моллам» - «Гробница священного учителя». Родник, протекающий рядом с мавзолеем, называют «Источник мудрости».
Недалеко от Кашгара в северном направлении расположен городок Атуш. В паре километров от него в селе Майшиети (Maixieti находится мавзолей основателя Караханидского государства - султана Сатука (Абд ал-Карима) Богра-хана («Богра» - верблюд был племенным тотемом) из рода Караханов. В 942 году он стал каганом и правителем Кашгара. По преданию, Богра-хан первым из тюркских ханов принял ислам, хотя исторических документов об этом событии нет. Кариме Богра-хане (956—958) в ханстве началась «исламизация».
Но в 960 году ислам стал государственной религией Караханидов, уже при его сыне Мусе ибн Абд ал-Кариме, ставшем правителем Кашгара после смерти отца в 955 году. В хрониках Муса даже именуется «светом державы и опорой призыва к вере», а в эпосе Махмуда Кашгари отображено его участие в установлении ислама и войнах с язычниками. Наряду с тюркским титулом кагана главу государства стали именовать по арабски - султан ас-салатин, что означает султан над султанами. Исламизация караханидов продолжилась во время правления брата Мусы – Сулеймане, известного под именем Арслан-хан. Он успешно оборонял Кашгар от соседей хотанцев и китайских армий. Мавзолей же Богра-хана, ныне почитаемый как святыня и являющийся местом паломничества мусульман, был возведен во время правления Мусы. Через тысячу лет после строительства, в 1995 году, мавзолей был реконструирован уйгурским архитектором Абудуримом Ашаном.
Железнодорожный вокзал находится за пределами города, в нескольких километрах на северо-восток. От автобусной станции туда можно доехать за полчаса и один юань на автобусе №28.
Планета Китай: мавзолей Ходжи Абаха
Планета Китай: бани в Гуанчжоу