Найти тему

Что делать, если наступил кассовый разрыв: 4 способа не потерять репутацию

Кассовый разрыв — ситуация, когда денег не хватает на оплату текущих расходов, но они должны поступить в будущем. Например, покупатель попросил отсрочку платежа, на счетах пусто — а зарплату сотрудникам надо перечислить уже завтра. Такое случается даже с успешными компаниями: по исследованию НАФИ, 37% собственников бизнеса регулярно сталкиваются с кассовыми разрывами, 10% — 3-5 раз в год.

Разбираемся, почему возникает кассовый разрыв, как его не допускать и что делать, если он уже появился. Рассказываем о четырех способах закрыть его, не потеряв репутацию.

Почему появляется кассовый разрыв

Кассовый разрыв обычно возникает из-за отсрочек платежей от клиентов, непредвиденных трат, внешних экономических факторов, сезонности бизнеса или неправильных приоритетов. Например:

  • Продали партию товара с отсрочкой платежа, выплатили зарплату сотрудникам, а денег на покупку новой партии сырья нет. Производство стоит, пока покупатель не переведет деньги.
  • Неожиданно сломался комбайн: финансового резерва не было, на ремонт потратили 800 000 ₽. Надо платить за аренду помещений, а деньги за уборку полей придут только через месяц, когда работа закончится.
  • Очередной локдаун сократил покупательскую способность. Цветы на складе испортились, прибыли нет, зато есть платежи по кредиту.
  • Потратили деньги на маркетинг в надежде получить больше продаж. Ожидания не оправдались, а теперь денег не хватает на оплату склада и зарплату. Оптовый покупатель заплатит, когда получит заказ на своем складе — через неделю.

Во всех этих ситуациях можно подождать, пока клиенты заплатят по договорам, и у компании появятся деньги. Но для этого придется договариваться с сотрудниками и поставщиками или платить штрафы и пени за просрочки платежей. И если кассовые разрывы происходят часто, репутация компании может серьезно пострадать.

При частых кассовых разрывах поставщики, которым вы платите не вовремя, могут отказаться работать с вами — придется искать новых
При частых кассовых разрывах поставщики, которым вы платите не вовремя, могут отказаться работать с вами — придется искать новых

Что делать, чтобы не допускать кассовых разрывов

Самое важное — вести финансовый и управленческий учет: записывать все доходы и расходы предприятия, чтобы понимать, как движутся деньги, сколько отдадите и получите в следующем месяце. Делать это можно в «1С:Предприятие», онлайн-сервисах или таблице Excel. Предупрежден — значит вооружен: благодаря финансовому учету можно предвидеть кассовый разрыв в следующем месяце и заранее найти деньги на то, чтобы покрыть его.

Для микробизнеса можно вести финансовый учет даже в тетради: главное — понимать, сколько вы получите и отдадите в следующем месяце
Для микробизнеса можно вести финансовый учет даже в тетради: главное — понимать, сколько вы получите и отдадите в следующем месяце

Также для снижения рисков кассовых разрывов:

  • хотя бы в половине случаев работайте по предоплате, без отсрочек платежей: так у вас будет стабильный оборот;
  • выставляйте правильные приоритеты: дорогой стол в офис потерпит, если нужно купить новую партию товара на реализацию;
  • создайте финансовый резерв: откладывайте часть чистой прибыли каждый месяц, и тогда в случае кассового разрыва у вас будут деньги на его покрытие.

Как устранить кассовый разрыв и сохранить репутацию

Есть четыре варианта:

Попросить отсрочку за компенсацию. Если деньги нужны для перевода поставщикам, можно попросить их дать отсрочку, а потом — компенсировать ее более высокой оплатой. Конечно, далеко не все компании на это согласятся, а еще придется тратить дополнительные деньги на урегулирование отношений. Но если сможете договориться, не придется срочно искать средства и потом платить пени и неустойки.

Финансировать разрыв из средств компании. Можно использовать активы: сдать в аренду помещение или продать технику, которая не используется сейчас. Если есть ненужные активы, это оптимальный выход: и избавитесь от них, и получите деньги на покрытие кассового разрыва. Только на поиск арендаторов и покупателей потребуется время, и есть риск продешевить при продаже и ослабить производство.

Чтобы быстро продать активы, нужно сделать хорошую скидку: это невыгодно. Содействие в подборе финансовых услуг. АО «Райффайзенбанк»
Чтобы быстро продать активы, нужно сделать хорошую скидку: это невыгодно. Содействие в подборе финансовых услуг. АО «Райффайзенбанк»

Использовать факторинг. Это когда вы передаете долг перед вашей компанией факторинговой компании, а она сразу отдает деньги. Факторинг стоит дорого за счет рисков финансового агента, требует оформления большого количества документов, а в некоторых случаях вам придется возвращать деньги, если должник не заплатит факторинговой службе. Зато если у вас договор с отсрочкой платежа, деньги можно получить быстро — буквально за пару дней.

Взять кредит. Иногда проще и быстрее всего взять кредит: не придется искать покупателей или арендаторов, а также собирать множество документов. Например, кредит «Экспресс» от Райффайзенбанка дают на любые цели — в том числе для пополнения оборота при кассовом разрыве. Можно получить от 100 000 ₽ до 3 000 000 ₽ без залога и комиссий за выдачу.

Кредит «Экспресс» можно оформить за день с минимальным пакетом документов — понадобится паспорт, выписка из 1C и документы на активы или договор аренды (содействие в подборе финансовых услуг: АО «Райффайзенбанк»). Подать заявку на получение могут все ИП и юридические лица, работающие больше года: для этого даже необязательно быть клиентом банка.

При кассовом разрыве важно действовать быстро, пока не образовались долги. С ними будет сложнее разобраться: придется платить пени, неустойки или штрафы.

Листайте дальше, чтобы оформить заявку на кредит на сайте Райффайзенбанка и узнать предварительное решение за 5 минут.