Как это пафосно ни звучит, но Алла Назимова была выдающейся личностью, которая во многом опередила своё время. Переехав на другой конец света в страну с чужим языком, она не только добилась успеха на театральных подмостках и стала кинозвездой, но и смогла реализовать себя как продюсер, режиссёр и сценарист, а как все мы знаем, в начале XX века в этих профессиях за редким исключением царили мужчины.
Будущая голливудская звезда родилась в Ялте в 1879 году и звали её Марем-Идес Левентон, позже она возьмёт имя Аделаида, а для сцены выберет себе псевдоним Алла Назимова, сократив Аделаиду и взяв фамилию любимой литературной героини.
Алла училась актёрскому искусству в школе Станиславского, но великого педагога не особо впечатлили её способности. Поработав некоторое время в провинциальных театрах, в 1904 году Назимова выехала на гастроли в Европу, затем в США и в 1906 году в возрасте 26 лет осталась в этой стране.
И Алла таки получила признание в Америке: её игра в пьесах Генрика Ибсена восхищала не только простых зрителей, но и великих американских драматургов Юджина О'Нила и Теннесси Уильямса.
Сниматься в кино Назимова начала в 37 лет, что очень поздно по голливудским меркам, но это не помешало актрисе заключить очень выгодный контракт, по которому ей платили больше, чем американской звезде Мэри Пикфорд.
Алле было тесно в актёрских рамках: она создала собственную кинокомпанию Nazimova Productions, спродюсировала 7 своих фильмов, стала соавтором 5 сценариев и режиссировала в 2 картинах.
В 1921 году Назимова сыграла роль Маргариты Готье в фильме «Камилла» — осовремененной версии романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Её партнёром а этой картине стал легендарный Рудольф Валентино (нынешним звёздам и не снилась та степень обожания, которую испытывали к Валентино его многочисленные поклонницы).
Невероятно стильные декорации и костюмы к «Камилле» создала Наташа Рамбова.
Если кто не знает: настоящее имя Рамбовой — Уинифред Кимбол Шонесси, а русский псевдоним она взяла под влиянием своего любoвнuка Федора Козлова — танцовщика, балетного педагога и актёра.
В 1922 году Назимова сыграла заглавную роль в своём самом известном фильме по пьесе Оскара Уайльда «Саломея», а Наташа Рамбова создала к нему роскошные декорации и костюмы на основе иллюстраций художника-модерниста Обри Бердселея к этой пьесе великого ирландца.
К сожалению, «Саломея» провалилась в прокате (так часто бывает с шедеврами), но, к счастью, потомки исправили эту несправедливость, и в 2000 картина была включена в Национальный реестр фильмов.
После нескольких неудачных с коммерческой точки зрения картин кинокомпания Назимовой приказала долго жить, и актриса 15 лет не появлялась на экране. В эти годы у Аллы был диагностирован paк гpyди, она перенесла маcтэктомuю, но при этом актриса продолжала с успехом играть в театральных постановках.
Кстати, некоторые сплетники считают, что одной из причин неудач Назимовой стали просочившиеся в народ слухи о том, что она любuт не только мyжчин, но и жeнщин. Кто бы мог подумать, что пройдёт меньше 100 лет и на Западе нетpaдuционная cekсyaльная оpuентация станет козырным тузом и охранной грамотой для бездарностей всех профессий.
Алла Назимова вернулась в кино в 1940 году и сыграла несколько возрастных ролей второго плана.
В 1944 году Назимова снялась в своём последнем фильме «С тех пор как вы ушли» / Since You Went Away в эпизодической роли эмигрантки Зофьи Кословской (Софьи Козловской) и прекрасно прочитала посвящённый Статуе Свободы сонет Эммы Лазарус «Новый колосс». На мой сугубо личный взгляд эта маленькая роль стала очень достойным завершением карьеры этой великолепной актрисы.
В завершение своего длиннющего поста хочу по традиции опять и снова кряхтя и скрипя суставами вздохнуть о том, что личностей уровня Аллы Назимовой в современном кинематографе днём с огнём не сыщешь.
#русский голливуд #кинозвезды #алла назимова #старое кино #немое кино #старый добрый голливуд