Художник, которого мы либо хвалили, либо критиковали.
Вечером 28 ноября, кажется, все, кто хоть когда-то слышал о Вирджиле Абло, были шокированы новостью о его смерти. В 41 год выходец из штата Иллинойс умер от ангиосаркомы сердца – агрессивной формы рака. Музыканты и стилисты, редакторы модных изданий и дизайнеры, фанаты стритвира и в принципе почти каждый человек не ожидали, что он покинет нас так рано. Кажется, отчасти Абло был непонятным художником, ведь к его творчеству всегда относились кардинально по-разному. Одни безумно любили все, что он делал, другие удивлялись, как кому-то могут нравиться его произведения: начиная от одежды и заканчивая музыкой. И все-таки Вирджил – настоящий мастер, который сумел перевернуть модную индустрию.
Представить культуру стритвира без бренда Off-White теперь просто невозможно. Когда Вирджил в 2013 году запускал бренд, он как будто уже знал, что совершает революцию, поднимая уличную моду на более высокий уровень. Стрит-кутюр – именно так можно назвать творения Абло. А ведь началось все с проекта Pyrex Vision, в рамках которого художник превращал винтажные вещи Ralph Lauren, Champion и других американских брендов в эксклюзивные модели. Орудуя кистью и красками, Вирджил разрисовывал винтажную одежду и продавал ее в несколько раз дороже – кастомизаторы должны быть благодарны дизайнеру за такой громкий старт.
Вирджил Абло не считал себя дизайнером, да и в индустрии не все готовы были определить его как создателя одежды. Художник, человек искусства – то, что лучше описывает мастера. Он доказал, что создать бренд можно на основе любого творческого бэкграунда. За плечами Абло были и архитектурное образование в магистратуре Иллинойсского технологического института, и стажировка в Fendi в компании Канье Уэста, и работа креативным и арт-директором в лейбле Donda. Его страсть к музыке, очевидно, тоже отразилась в его творениях, ведь ритмы и ноты – те же самые инструменты, которыми он выражал свое состояние души.
А его внутренний мир всегда притягивал людей. Абло любила и боготворила молодежь: она стояла в очередях у бутиков, где он появлялся, бежала за ним после показов, презентаций, шоу и вечеринок. И он всегда с любовью и уважением относился к тем ребятам, на которых он был когда-то так сильно похож: настоящий мечтатель, темнокожий парень, который смог подняться на вершину модного олимпа. Здесь же он не ставил себя выше других, поэтому коллеги по цеху так тепло принимали его.
Этот пик – должность креативного директора мужской линии Louis Vuitton. А ведь Абло и сам не предполагал, что когда-то из мастера стритвира он превратится в руководителя модного Дома с вековой историей. Эксперименты Вирджила заставляли всех каждый раз затаивать дыхание перед началом показов начиная с 21 июня 2018 года, когда он в саду парижского Пале-Рояль провел первое шоу для французского бренда. Непривычные формы, сложные детали, палитра оттенков, которые, кажется, никогда даже не звучали в коллекциях марки. Но самое главное – история любой серии, в которой каждый элемент скрывает за собой загадку, отсылку к другим художественным произведениям.
Но главный секрет, который Вирджил Абло раскрыл всему миру, – в чем заключается сила коллабораций. Да, имя мастера всегда стояло рядом с термином «хайп» – и это вполне обосновано. Совместные релизы Абло с Nike, IKEA, Levi's, Rimowa, Mercedes-Benz и другими компаниями стали настоящим достоянием креативной индустрии. Художник умел подогревать интерес к коллекциям, создавать ажиотаж вокруг привычных вещей, усовершенствованных рукой Вирджила.
Яркая и удивительная комета на бескрайнем небе модной индустрии – таким мы запомним художника. Вирджил Абло ощутил на себе и волны сладкой похвалы, и иглы (не всегда честной) критики, но все равно продолжал создавать и бороться, скрывая от всех тяжелый недуг. И как бы вы ни относились к его творчеству, вам все равно стоит согласиться с тем, что он был гениальным мастером.
Автор: Марк Смирнов
Фото: Getty Images